Самопрезентация: подай себя!
Вам предложили работу, и предстоит важное собеседование. Как правильно подать себя, чтобы получить достойное место и произвести впечатление на работодателя? Советы Passion.ru помогут грамотно составить самопрезентацию и преодолеть возможные трудности.
За последние десятилетия общество существенно изменилось: возросли темпы социализации и требования к личности. Человеку самому нужно приложить усилия, чтобы его заметили, а чтобы стать успешным, этих усилий требуется значительно больше.
В настоящий момент недостаточно просто быть хорошим специалистом в своей области. Нужно уметь преподнести, «продать» себя. И шанс на это дается на собеседовании с работодателем, когда нет никакой возможности продемонстрировать на практике умения.
Читайте далее: Самопрезентация: подай себя! | |||
Устранить препятствия | Комфортное собеседование | Подготовка к самопрезентации | Важные составляющие |
Препятствия для эффективной самопрезентации
1. Ощущение более низкого статуса
по сравнению с работодателем
Может случиться так, что вы ищете работу, будучи безработным. Позиция безработного для многих людей - слабая позиция, позиция неуспешной личности. И это может вызвать чувство неполноценности, ущербности.
В статусе человека, ищущего работу, и в статусе компании, которая ищет работника, изначально есть неравенство: ищущий работу является «соискателем», а ищущий работника - «работодателем».
Таким образом, на рынке труда создается ситуация, где ищут две стороны, но искателем являетесь только вы один. Другая же сторона является подателем работы. Это может вызвать неприятное чувство собственного низкого статуса.
И тогда преподнесение себя, самопрезентация может выглядеть не как продуктивное общение «А что вы мне? А что я вам?», а как процесс «впаривания» товара человеку, который не очень заинтересован в том, чтобы купить.
2. Ощущение более высокого статуса
по сравнению с сотрудником кадровой службы
Может быть и так, что вы ощущаете свою высокую ценность как специалиста. И тогда вы можете недооценить важность самопрезентации и даже оскорбиться тем, что вы, грамотный специалист, еще должны производить на кого-то впечатление.
К сожалению, у работодателя нет возможности проверить на деле всех кандидатов. Поэтому он выбирает тех, кто сможет произвести впечатление профессиональной пригодности.
Это ваша задача - преподнести себя, чтобы работодатель захотел вас пригласить на работу и убедиться в компетентности.
3. Преувеличение достоинств
Есть мнение, что работодателю нужен непременно самый лучший работник - тот, который знает в совершенстве иностранные языки, владеет умными компьютерными программами, имеет обширный профессиональный опыт и водительские права категории «А», «В» и «С».
4. Неподготовленность
Самопрезентация требует определенной подготовки. Иногда может показаться: «Я такой, какой есть. Все равно выше себя не прыгну».
Это так, и некоторые вещи на момент собеседования будут неизменными: это характер, темперамент, способности, навыки, опыт, внешность. Однако преподнести это можно по-разному. Одна и та же внешность «играет» по-разному в зависимости от одежды, макияжа, аккуратности, опрятности.
Качества вашей личности также могут быть вам в плюс или, наоборот, в минус - в зависимости от того, как вы сами к ним относитесь.
Читайте далее: Как избавиться от неловкости?
Что делать, чтобы чувствовать себя комфортно на собеседовании?
1. Ищите общее с работодателем
Если вам кажется, что ваш статус ниже, чем статус работодателя, ищите то, что вас объединяет. Например, вы оба можете принадлежать к одному и тому же гендерному типу, одной возрастной группе, одной расе, одной национальности.
На каком-то уровне вы точно равны: вы оба одинаково люди и являетесь гомо сапиенс. Опирайтесь не на различия, а на сходства. Это поможет чувствовать себя более уверенно.
Важно понимать, что в самой «продаже» себя нет ничего плохого. Ведь вы не просто товар, который надо продать, вы еще и продавец. Когда человек - только товар, это пассивная позиция: «Кто меня возьмет, нужен ли я кому-нибудь?»
Продажа - это обмен. Задача преподнести заставляет изучать себя на предмет того, чем ценным вы обладаете, есть ли у вас что-то нужное другим, чем вы можете быть полезны обществу. А также на предмет того, что нужно вам самим, что вы готовы получить взамен на свои способности или свою уникальность.
2. Оценивайте работодателя
Помните, что не только работодатель оценивает вас, но и вы оцениваете работодателя. Вам тоже может не подойти работа, требования или условия компенсационного пакета.
Чем больше вопросов вы будете задавать о предлагаемой позиции, тем более компетентным и уверенным в себе будете выглядеть.
3. Не преувеличивайте достоинства
Ошибочно думать, что работодателю нужен идеальный работник. Работодателю нужен работник, который подходит для открытой вакансии. Если вы будете слишком идеальны, это может оказаться не только плюсом, но и минусом.
Работодатель может решить, что вы, такой ценный специалист, начнете требовать прибавки к зарплате, или будете недовольны работой при своей разносторонней развитости, или что вы ищете работу на время и при удобном случае уйдете.
Кроме того, ваши достоинства при желании работодатель сможет проверить. И если вас поймают на лжи, будет очень неприятно.
В преувеличении есть и еще один минус: оно создает у вас самих ощущение несоответствия, неправды, фальши, что подрывает уверенность в себе.
Опирайтесь на то, что вы реально умеете делать. А если не умеете, опирайтесь на свой большой энтузиазм развиваться в этом направлении и всячески подчеркивайте его.
Читайте далее: Подготовьтесь заранее!
Подготовка к самопрезентации
Определитесь с целью презентации, с тем, для чего она вам нужна. Внимательно изучите или представьте целевую аудиторию, перед которой вам придется предстать. Как вы думаете, какие у нее ожидания? Что хотят увидеть в вас другие люди?
Тщательно продумайте, каким вы сами хотите себя представить другим людям, какие качества в себе хотите подчеркнуть, какое хотите создать впечатление.
Обдумайте, какими средствами можно этого достичь. Ответьте себе на вопрос: как другие люди поймут, что вы компетентный/опытный/энергичный/ответственный/… и т. д. (в зависимости от того, как вы хотите себя преподнести)?
Изучите собственный имидж. Какое послание в себе вы несете как человек, пришедший на собеседование? Создайте свой лозунг или кредо, это поможет вам сформировать правильное намерение.
Продумайте, какие визуальные средства (одежда, прическа, макияж) помогут донести до другого человека ваше послание? Как по вашему голосу, по вашей речи можно будет понять, что вы - тот, кем хотите казаться? Как по вашим жестам, движениям можно это понять? Как по тому, что вы делаете в жизни, можно это понять?
Определите, что может вам помогать в самопрезентации, на что можете опираться. Это могут быть ваши сильные стороны, профессиональные знания и умения, черты характера, знание своих прав (например, право не доказывать свою хорошесть, право отказывать и право соглашаться, право брать паузу, право не отвечать на какие-то вопросы и т. д.).
Особое внимание стоит уделить возможным трудностям. Важно понимать, с чем вы можете столкнуться, подготовиться к такому развитию событий и придумать заранее вариант выхода из затруднения.
Какие трудности вас могут ждать? Например, на собеседовании вам может попасться критичный или скептичный сотрудник кадровой службы, который будет подвергать сомнению ваш опыт и способности.
Важно представить себе эту ситуацию, предположить, какие чувства вы можете испытать, если вас начнут критиковать или сомневаться в вашем профессионализме. Дайте себе испытать их, не оценивая себя. Представьте, что самое страшное случится, если вы встретитесь с таким человеком?
Представьте возражения, с которыми вы можете столкнуться. Выпишите их на лист бумаги и придумайте к каждому возражению ответ.
Читайте далее: Вам помогут... ролевые игры!
Вам помогут... ролевые игры!
Побудьте сами таким критичным человеком. Попробуйте говорить, как он, двигаться, как он. Это даст вам возможность «заразиться» его напором, едкостью, активностью.
Это позволит лучше понимать такого человека, позволит понять его личность и его уязвимые места. Посмотрите, в чем сила таких людей и нельзя ли и вам ею воспользоваться.
Поиграйте в человека, которым вы искренне восхищаетесь
Это может быть кто-то из ваших знакомых или любая другая личность, качества которой вы уважаете. Представьте, как этот человек справился бы с трудной ситуацией. Проиграйте ее.
Пробуйте изображать и озвучивать по очереди различные типы людей, которых вы опасаетесь: хамы, взыскательные, интеллектуалы. Включитесь в игру и найдите для себя оптимальную модель общения с подобными людьми. Поэкспериментируйте с разными моделями.
Поиграйте в уверенного человека
Это прием называется «театрализация». Его эффективность состоит в том, что вам не нужно быть уверенным и убеждать себя, что вы уверенный, сражаясь с собственными сомнениями.
Вам нужно просто изображать уверенного человека. Именно так разные социальные роли осваивают дети, когда играют в дочки-матери или в работу.
Кроме того, любая игра носит творческий характер, поэтому, позволяя себе играть, вы обращаетесь к своей творческой части и расширяете диапазон состояний и ролей.
Встреча и собственно самопрезентация
Успех самопрезентации во многом зависит от того, насколько тщательно вы к ней подготовились, и от имеющегося опыта.
Придя на встречу, прежде всего, представьтесь, четко и доброжелательно. Скажите о цели своего визита. Не суетитесь, не начинайте разговор, пока не сядете в кресло и не освободитесь от своей сумки и верхней одежды.
Дайте себе время усесться, займите комфортную позу. Чем более удобно вы будете себя чувствовать, тем более раскованным будете выглядеть. Помните, что для благоприятного впечатления важна естественность, а не «голливудская» улыбка.
Не бойтесь собственного волнения. Волноваться на первой встрече нормально. Просто скажите себе внутри, что да, вы волнуетесь. Вздохните и выдохните несколько раз, чтобы отпустить волнение и расслабиться.
И каким бы ни был итог встречи, вы должны доброжелательно и неторопливо попрощаться. Помните, что запоминается больше всего то, что произошло в последнюю очередь. От того, как вы завершите беседу, зависит то, какое впечатление о вас останется у другого человека.
Елена СУЛТАНОВА,
психолог-консультант