Начальник-зверь: как укротить дикого босса
Проблема: начальник блещет остроумием и сыплет оскорбительными шуточками в ваш адрес
Решение: терпеть это петросянство отнюдь не обязательно, но и в бой рваться не нужно. Увидев, что вы бледнеете, краснеете и тушуетесь, начальник лишь войдет в раж и сделает вас главной мишенью для тренировки своего альтернативного чувства юмора. Симулируйте полное непонимание: смотрите на босса оловянными глазами и без тени эмоций в голосе спрашивайте: «Это из какого-то анекдота?» Подобная реакция лишена даже намека на то, что вы пытаетесь отбить подачу, однако она заставляет человека чувствовать себя неуютно и отучает от подколок.
Проблема: начальник любит поорать
Решение №1: превратить корабельную сирену в нежную флейту вы вряд ли сможете — босс давно привык разговаривать на повышенных тонах и переучиваться, скорее всего, не намерен. Если его вопли смущают вас, представьте, что между вами и боссом — прочная стена. Метров пять высотой, с колючей проволокой поверху. Его агрессия через нее никогда не пройдет. Смело смотрите начальнику в глаза, расслабьте плечи, чтобы не выглядеть затурканной жертвой, следите за мимикой, она должна быть нейтральной. Такая визуализация поможет сохранить душевное равновесие, а орать на спокойного человека, который не впадает в панику от рыка, быстро надоедает.
Решение №2: в случае, если высокое начальство матерится и вообще теряет человеческий облик, можно дождаться первой же паузы в его монологе и безупречно вежливо сказать: «Я вижу, Иван Иваныч, что вы несколько не в духе. Предлагаю продолжить наш разговор в более подходящий момент. Спасибо за уделенное время» — и выйти, тихонько закрыв дверь. Два-три таких эпизода, и босс поймет, что как только начинается ор, беседа заканчивается, если он хочет донести до вас что-то, это придется делать вежливо. Можно также повторить все нелестные эпитеты, которыми босс вас наградил: «Прошу вас больше не называть меня "тупой курицей" и не просить "заткнуть пасть". Итак, мы говорили о поставках шарикоподшипников в Барнаул…»
Проблема: босс раздает взаимоисключающие и путаные приказы
Решение: если начальник с утра требует одно, в обед другое, а к вечеру третье, при этом утверждает, что это не у него семь пятниц на неделе, а вы не способны запомнить простейшие распоряжения, придется брать все на карандаш. Буквально: записывайте требования в блокнот и подсовывайте его боссу под нос, уточняя, все ли верно записано. Требуйте техническое задание. Ходите на планерки с диктофоном, в конце концов.
Проблема: начальник вмешивается в процесс, даже если ничего в его специфике не понимает
Решение: кто-то когда-то ему сказал, что хороший босс должен досконально знать все тонкости работы. Эта мысль засела в его мозгу золотой иголкой. Если подчиненный не вводит его в курс дела каждые 15 минут, такой начальник начинает нервничать и опасаться, что его сочтут некомпетентным. Он хочет деталей? Их есть у вас. Бомбардируйте босса мини-отчетами несколько раз в день, желательно до отказа напичкать их специальной лексикой, чтобы он немного отвлекся, разыскивая в Интернете значения терминов «лендинг», «воблер» и «коносамент». Спрашивайте его мнения, задавайте вопросы, делайте вид, будто считаете его гуру в вашей профессии. Видя такую живую заинтересованность, босс этого типа успокаивается и перестает донимать сотрудника — а то ведь с таким въедливым подчиненным можно невзначай выдать свое незнание предмета.
Проблема: начальник переходит на личности
Решение: это планерка, а не семейный скандал на кухне. Вы тут работаете, а не обсуждаете личную жизнь и внешность друг друга. Что бы такой хам ни наговорил вам, просто фильтруйте этот поток сознания и с упорством бульдозера разворачивайте беседу на деловые темы. После каждого высказывания о вашем моральном облике или весе продолжайте говорить о графиках и надоях как ни в чем ни бывало.
Проблема: босс несправедливо критикует ваши профессиональные качества
Решение: тут сработает прием отзеркаливания хамских высказываний. Если начальник заявляет, что вы ни бельмеса не смыслите в методе холодных продаж и вообще непонятно зачем пришли в профессию, прямо спросите его: «Какие именно ошибки я совершаю и чему бы мне следовало научиться? Какие шаги предпринять?» Ответов на эти вопросы у босса, вероятнее всего, нет, он скоро осознает, что задирать вас себе дороже, ведь после каждого такого выпада ему придется перед всем коллективом признавать, что его критика необоснованна — или держать экзамен на знание предмета.