Новый коллектив: 7 советов для быстрой адаптации
Адаптируй это!
Для полной адаптации на новом рабочем месте специалисту требуется от полутора месяцев до года (у тех, для кого это первая работа, период может продлиться от года до полутора лет).
Конечно, если вы вышли на работу в большую корпорацию, где работает грамотная кадровая служба и используется система наставничества, то адаптационный период займет меньше времени. К сожалению, не все компании могут похвастаться такими идеальными условиями для новых сотрудников, поэтому будьте готовы ко всему.
Впереди вас ждет два вида адаптации: профессиональная и социально-психологическая.
И у той, и у другой есть свои стадии, через которые проходит специалист, осваиваясь в новом для него коллективе.
Первая — ознакомление. Человек получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.
Вторая — приспособление. На этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.
Третьей стадией является ассимиляция. Время, когда происходит полное приспособление к окружающей среде, вы начинаете идентифицировать себя с новой группой.
Итоговая стадия — идентификация, когда ваши личные цели отождествляются с целями предприятия.
О том, что вы успешно проходите профадаптацию, говорит следующее:
- Выполняемая работа не вызывает у вас чувства напряжения, страха, неуверенности, если она стала привычной.
- Вы овладели необходимым объемом знаний и навыков, требующихся для работы, и пользуетесь ими.
- То, что вы делаете, устраивает ваших непосредственных руководителей.
- У вас появилось желание совершенствоваться в профессии, вы связываете свое будущее с данной работой.
Советы от бизнес-тренера
А теперь непосредственно советы от бизнес-тренера для скорейшей адаптации:
- Прежде чем приступить к работе, спросите у сослуживцев и у руководителя о том, был ли до вас кто-то на этой должности, сколько он проработал, почему ушел, чем не устраивал, что нравилось руководителю и сослуживцам в прежнем сотруднике.
- Посмотрите документацию, которую вел предыдущий сотрудник, постарайтесь понять ее логику. Когда прекратились записи, как регулярно составлялась отчетность, удобно ли это для компании, связана ли документация с документами других подразделений. Если вы готовы сделать отчетность удобнее, предложите обсудить это руководителю.
- Если при попытках узнать особенности вашей работы у сослуживцев, вы столкнулись с нежеланием вам помогать, обращайтесь к руководителю. Возможно, это особенность местной корпоративной культуры — начальство не передает никаких полномочий подчиненным.
Снижаем влияние стресса
Адаптационный стресс может сыграть злую шутку с человеком. В таком состоянии вы начинает вести себя не так, как обычно. Вы как бы регрессируете в детское поведение: невпопад или не совсем уместно шутите, стесняетесь задать вопрос, используете неуместные мимику и жесты, замолкаете, когда идет общий разговор. Снизить влияние стресса можно попробовать следующими способами:
- Обустроить свое рабочее место так, чтобы вам было удобно работать (и не противоречило требованиям компании). Выбросить ненужные вещи, оставшиеся от предыдущего сотрудника. Принести из дома кружку для кофе-пауз, любимый сувенир, картинку, фото семьи.
- Подобрать одежду, похожую на ту, которую носят окружающие, но удобную именно для вас.
- Приносить из дома перекусы и приглашать на кофе-паузы не только тех, кто вам симпатичен, но и других коллег — расширяйте свой круг общения.
- Интересуйтесь хобби, которыми увлекаются окружающие, рассказывайте про свои интересы.
- Находите минуту посмотреть на себя в зеркало.
- Иногда руководитель забывает, что вы новичок и только осваиваетесь, и может случайно предъявить претензии. Выслушайте их внимательно. Скажите, что вам жаль, что так получилось — ошибка в отчете, не соблюдены сроки, не выполнен план. Спросите, как избежать этого в следующий раз. И вежливо напомните, что адаптация, которую вы сейчас проходите, это процесс, требующий некоторого времени и помощи более опытных коллег.
- После работы найдите возможность рассказать кому-нибудь, кто готов вас выслушать и с чьим мнением вы считаетесь, то, что вас волнует, раздражает, смешит на работе. Если такой возможности нет, то заведите дневник: записывайте туда что-то похожее на короткие офисные истории.
- Обязательно балуйте себя в свободное время — «водите» в кино, ходите в кафе, в парк. Побольше отдыхайте, ешьте вкусняшки и даже «тупите» в игры или зависайте в соцсетях.
- Обязательно давайте себе выспаться.