6 проблем выросших отличников
Никакого снисхождения
Учителя обожают отличников и на многие их промахи смотрят сквозь пальцы. На отличника работает репутация, и если он где-то недотянул, то это ничего — не портить же умному и старательному ребенку табель из-за одной ошибки. Ну двух. Двух-трех.
Репутация взрослого — штука более хрупкая и неустойчивая. Хороший специалист, который дважды провалил задание, — это уже плохой специалист. Или, по крайней мере, сомнительный и переоцененный.
Никому оценки не интересны
Самый большой шок, с которым сталкиваются бывшие отличники, — полное обесценивание их школьных и институтских достижений. Ни один рекрутер на собеседовании не интересуется, что у них было по литературе и мировой экономике. Спрашивают все больше про опыт работы, ценят умение складно болтать на иностранных языках с живыми иностранцами (топик «Москоу из зе кэпитал оф Раша» тут не помощник), наличие дополнительных сертификатов, курсов, идей, знания рынка и вообще признаков того, что человек заинтересован не в работе вообще, а именно в этой конкретной работе.
Страх неудачи
Статус отличника обязывает — большинство академических звезд школы чувствуют, что на них возлагают большие надежды, и стараются оправдать доверие. Там, где троечник махнет рукой и пойдет гулять, отличника может охватить паника. В итоге у отличников очень скудный опыт провалов и ошибок и, как следствие, слабые навыки «разруливания» таких ситуаций. Но во взрослой жизни людям приходится ошибаться очень часто: и на работе, и в любовных отношениях, и в семье. В такие моменты каждый сам себе кризисный менеджер. И лечь на диван, сгорая со стыда, — никуда не годный план решения проблемы.
У отличников проблемы с нервами
Конечно, не у всех, к чему обобщать. Некоторые обучаются, как бы резвясь и играя, впитывают знания, как губка, и успевают все. Но другим для того, чтобы быть лучшим, учиться приходится до седьмого пота и безобидных галлюцинаций. Средний хороший ученик старших классов должен просиживать в классе и за книгами примерно 12 часов в день. Будь это работой, он бы давно уволился, потому что работать по такому графику и не сойти с ума сложно. Спасает лишь юная гибкая психика. Однако проблемы со сном, хроническая усталость, стресс, проблемы с концентрацией и расстройства памяти — добрые друзья многих школьников, которые учатся на одни пятерки. Цена красного диплома — качественный невроз в 15-20 лет.
Слабые коммуникативные навыки
Будем честны: связи решают в этом мире очень, очень многое. Для того чтобы преуспеть на работе, мало уметь хорошо справляться с заданиями. Требуется инициативность, свежие и дерзкие идеи, умение ладить с людьми: очаровывать, убалтывать, убеждать в своей правоте. Нужны связи и умение становиться приятелем полезных людей. Хорошо, если обаяние и подвешенный язык достались вместе с генетическим набором. А если нет? 14-20 лет — это как раз тот период, когда человек учится коммуницировать с людьми, отделяет себя от семьи и ищет свою идентичность. Краткий период, но если провести его в библиотеке, нагнать сверстников потом будет очень трудно. Именно в эти годы появляются друзья на всю жизнь и создаются студенческие компании, а через 10-15 лет они превратятся в компании хорошо знакомых профессионалов, способных помочь в карьере.
Невысокие шансы на успех
По статистике, 15 лет назад примерно 50% успешных бизнесменов в школе были троечниками. Недавно проведенное повторное исследование показало, что сегодня среди молодых владельцев успешного собственного дела 56% бывших хорошистов, а отличников и отпетых лентяев среди них примерно поровну — около 20%. Реалии меняются, и если в лихих 90-х пробивная сила была важнее глубокого образования, то сегодня знания играют более значимую роль. Но тот факт, что по успешности круглые отличники постоянно проигрывают то троечникам-хулиганам, то не слишком напрягающимся хорошистам, говорит сам за себя.