Блеск и нищета одинокой кинобогини (Франческа Гааль)
Ее настоящие имя и фамилия многим киноманам ничего не говорят. В мировой истории кинематографа она для всех так и осталась загадочной роскошной Франческой Гааль. А еще - маленьким задорным Петером, поющим с мерцающего киноэкрана веселые песенки… О трагической судьбе этой женщины-загадки сегодня и поведает Passion.ru.
Знаменитая актриса и певица родилась в феврале 1904 года в Будапеште в семье венгерских евреев, и звали ее до того самого времени, пока не появился этот элегантный артистический псевдоним, Фанни Зильберштейн.
Кстати, с именем и фамилией, данными ей от рождения, она прожила недолго.
И причиной тому - стремительная артистическая карьера, которую сделала хрупкая девчонка с необычной внешностью.
Забегая вперед, подчеркнем: когда актриса получила огромную популярность, ее тонкие брови и вздернутый носик настолько понравились прекрасной половине человечества, что быстро вошли в моду.
Но все это было потом, а пока...
Ее не сломали военные годы...
14-летняя Фанни, скрыв свой истинный возраст, поступила в театральную школу.
И уже через два года эта худенькая неприметная девочка просто великолепно вошла в амплуа травести.
Играла, например, роли задиристых мальчишек. Кинокритики называли ее «прелестной малышкой со щепоткой перца в крови».
Судьбе было угодно, чтобы Франческа Гааль стремительно ворвалась в число звезд кино. И все произошло закономерно.
Немой синематограф уходил в прошлое. Наступил этап звукового кино. На роли требовались артисты, не только умеющие хорошо играть, но и петь.
И тут Франческа Гааль подходила, как никто другой. В 1931 году она удачно снялась в фильме «Паприка», где исполняла песни Фридриха Ваксмана.
Успех был оглушительным. Однако в 1933 году два подписанных актрисой договора пришлось расторгнуть. Виной тому - расовые мотивы.
Ведь к власти в Германии в этом году пришли фашисты, и еврейке строить какие-то перспективы в этой стране не было никакого смысла.
Известно, что даже сам Адольф Гитлер не имел ничего против ее творчества. Он только не мог смириться с ее неарийским происхождением.
Свою творческую карьеру Франческа Гааль продолжила в Австрии. Так же успешно, как и на родине. И все потому, что в Вене тогда еще никто не обращал внимания на указания рейха. Наоборот, ими всячески пренебрегали.
Этим и можно объяснить тот факт, что Франческа Гааль на студии «Тобис-Саша-фильм» сразу же снялась в их первой звуковой ленте под названием «Чиби - задорная девчонка».
После этой музыкальной комедии Макса Нейфельда она снялась у Гезы Больвари в фильме «Скандал в Будапеште». Это тоже была музыкальная лента.
Фильм «Петер и Ева» Германа Костерлица стал суперпопулярным и показал, какой огромный творческий потенциал имеет Франческа Гааль.
Ведь в нем она снялась сразу в двух заглавных ролях, объединенных в одном лице.
Все потому, что по сценарию маленькая Ева, облачившись в одежду мальчишки, работает на бензоколонке под именем Петер.
В этот же период актриса снимается в Австрии в популярных картинах Джо Пастернака «Маленькая мама» и «Катерина». Сам Джо Пастернак в те годы возглавлял европейский филиал американской фирмы «Юниверсал».
Советские кинозрители, как и кинозрители других стран, тоже были в восторге от героинь, сыгранных этой актрисой. Настолько, что ей подражали, как и по всей Европе.
Не только вздернутый носик и тонкие брови привлекали внимание - модной стала стрижка «под Петера». В магазинах получали солидную прибыль от продажи шляпок «маленькая мама».
Многие делали деньги, используя популярное имя звезды кино и другим способом. Например, выпуская массу граммофонных пластинок с популярными песнями, которые исполняла Франческа Гааль.
Безвестность и одиночество
Всем нравились фильмы с участием Франчески Гааль, но только не доктору Геббельсу и его министерству пропаганды.
Поэтому представить, что эти фильмы начнут показывать в кинотеатрах «Третьего рейха», было просто невозможно.
А потом в Австрии проявило себя фашистское правительство Миклоша фон Хорти, и мечтать о том, что Австрия станет надежным убежищем для Франчески Гааль и ее окружения, тоже уже было нельзя. Фашистский режим всячески преследовал евреев.
Вот почему актриса была вынуждена в конце концов переехать в США, в частности - в Голливуд.
Джо Пастернак предложил перебраться на головную киностудию «Юниверсал» не только Франческе Гааль, но Герману Костерлицу. В сложившейся ситуации это было спасением для них.
В Америке блистательную звезду европейского кино встретили с распростертыми объятьями.
Мало того. Многие в мире кинематографа и бизнеса смело утверждали, что она успешно продолжит свою карьеру и на «Фабрике грез».
Так оно и было поначалу. Франческа изменила внешность, чтобы подтянуться к местным стандартам.
Пришлось немножко подправить рот, нос, разрез глаз, подбородок, размер груди, изменить цвет волос и даже сбросить лишний вес, чтобы выглядеть худой.
Ее немножко «вытянули», чтобы прибавить считанные сантиметры в росте.
И все бы хорошо, но… Совершенно неожиданно для многих поклонников звезда кино все бросила, снова пересекла океан и вернулась на родину.
Трудно объяснить этот поступок, который приводил Франческу прямо под удар нацистской машины.
Однако есть предположение, что актриса почувствовала, как теряет популярность в чуждой ей Америке.
К тому же на главную роль в римейке фильма «Весенний парад» Генри Костер (такой псевдоним взял себе в Голливуде приехавший с ней режиссер Герман Костерлиц) пригласил Дину Дурбин.
И это не понравилось Франческе. Она посчитала, что друзья, бежавшие вместе с ней от фашизма, предали ее. Этого она им не простила.
Франческа Гааль, несмотря на опасность, вернулась домой, в военный Будапешт, и обрекла себя на страдания.
Мать ее к тому времени уже находилась в Будапештском гетто, где и скончалась в мучениях. У сестры актрисы тоже трагическая судьба - она умерла в концлагере. Во время облавы был убит и ее племянник.
А Франческа Гааль, добровольная прибывшая в этот ад, во время войны пряталась в подвале собственного дома. И так было долгих четыре года, пока в город не вошли советские танкисты.
Именно они спасли актрису, которую особенно любили в СССР за ее фильм о приключениях юного Петера. Один из советских солдат позже вспоминал:
"С группой солдат мы спустились в метро, где пряталось все мирное население города – женщины, старики, дети... Тяжелое было зрелище. Люди измучены голодом, сыростью, нас боятся. Тут от одной группки отделилась женщина и неожиданно запела, протягивая к нам руки. Это была песенка из "Петера", а перед нами стояла… сама Франческа Гааль!"
Ей выделили продукты, нормальное жилье вместо разрушенного дома, обеспечили комфорт, который только можно было создать во время войны.
Есть свидетельства, что с тем самым советским солдатом-освободителем у Франчески завязалась дружба, перешедшая в красивый роман... Но в официальной биографии актрисы об этом - ни слова.
После войны наступает новый период в творчестве актрисы - она играет главные роли в Будапештском драматическом театре, снимается в фильмах.
Именно на эти плодотворные годы работы приходится визит Франчески Гааль в Советский Союз, во время которого она посетила не только столицу, но и Ленинград, Киев.
Кстати, она очень мечтала сыграть на сцене МХАТа, а также хотела встретиться с теми советскими офицерами, которые когда-то спасли ее в разрушенном Будапеште. Увы, обе эти мечты так и остались мечтами.
Вернувшись на родину, стареющая кинозвезда начала сниматься в одном из новых фильмов. Но новой социалистической Венгрии требовались уже другие образы и идеалы.
И вновь совершенно спонтанно, как это бывало уже в ее судьбе, Франческа Гааль все бросает и уезжает в Америку - в ту страну, где о ней уже мало кто помнил.
В Голливуде тоже царили новые звезды, рождались новые образы и кумиры. Вот почему ей предложили лишь малопривлекательную работу со скромными неприметными ролями.
По сути, в этой стране она была обречена с самого начала, деньги быстро кончились, заработков практически не было, и потом Франческа вынуждена была даже голодать.
Так, обреченная на мучения и безвестность, она умерла в чужой Америке в возрасте 65-ти лет.
По мнению некоторых экспертов, причиной смерти стала именно та самая «вытяжка» в несколько сантиметров - она сделала актрису выше, но беспомощной настолько, что со временем она уже не могла самостоятельно передвигаться. Каждый шаг приносил ей боль.
Маленький задорный Петер, покоривший своими танцами и песенками полмира, ушел навсегда.