Истинная леди Высокой моды (Вера фон Лендорфф)
Сегодня, когда многие супермодели изо всех сил стремятся стать настоящими леди в самом прямом смысле этого слова, мы уже почти забыли о тех временах, когда истинные леди становились супермоделями...
Как правило, подобное происходило на сломе эпох, в трагические дни войн и революций. Первая аристократическая волна хлынула на мировые подиумы после Октябрьской революции, когда поток эмигрантов прибыл из России в Европу и Америку.
Представительницы высшего света ничего не умели делать, но у них был хороший вкус и умение носить одежду.
Многие на этом стали зарабатывать: кто-то создавал модные коллекции, а кто-то показывал их публике. По подиумам ходили сплошь графини и княжны.
Похожая ситуация повторилась и в 40-50 годы, когда в разоренной войной Европе многим представителям аристократии пришлось задуматься о способах получения средств для пропитания.
Тогда на подиумах снова появились графини и княжны, но на этот раз уже из европейской аристократии.
_ Графиня Вера фон Лендорфф _ стала культовой фигурой мира высокой моды чуть позже. Наравне с девочкой-моделью Твигги она стала лицом шестидесятых годов, появившись на модных показах и обложках модных журналов под странным именем Верушка (Veruschka).
Сама она объясняла свой необычный псевдоним как славянское ласковое производное от имени Вера, которое обозначает «маленькая Вера».
При росте в 186 сантиметров ей самой казалось страшно забавным такое имя.
Кроме того, это придавало ей дополнительной загадочности и давало повод говорить о своем «восточном происхождении».
К вершинам успеха
На самом деле восточного в ней ничего не было, кроме _ места рождения - Восточная Пруссия. _ Ее отцом был граф Генрих фон Лендорфф, который относился к древней прусской аристократии.
Поместье Штайнорт в шесть тысяч гектаров на берегу озера Мауэр принадлежало роду Лендорффов аж с 1400 года. А в 1689 году здесь появился роскошный замок в стиле барокко.
Именно этот замок привлек внимание министра иностранных дел Третьего рейха Риббентропа, который разместил здесь свою штаб-квартиру, чтобы быть рядом с фюрером, чья ставка располагалась поблизости, в Растенбурге.
Генрих с супругой, графиней Готтлиб фон Кальнайн, и дочерьми Мари-Элеонор, Верой и Габриэль (соответственно, семи, пяти и трех лет) жили здесь же.
_ В 1944 году Генрих фон Лендорфф принял участие в заговоре против Гитлера. _ После неудавшегося покушения на фюрера его арестовали прямо в родовом замке. Он бежал, был снова арестован, пытался вскрыть вены в тюрьме, а 4 сентября 1944 года был казнен.
Его повесили на фортепьянной струне, прикрепленной к крюку для разделывания туш. Смерть его была долгой и мучительной, и пришла к Генриху в 35 лет.
В это время его беременная супруга с 3 дочерьми также находились в тюрьме Цайтхайнхоф. Здесь Готтлиб родила еще одну девочку - Катерину, которую отец так и не смог увидеть.
Правда, через пять месяцев всю семью выпустили, поскольку семья фон Кальнайн была все еще очень могущественной.
Однако все их имущество и средства были конфискованы нацистами. Семье буквально негде и не на что было жить.
Долгое время они переезжали от родственников к друзьям и жили буквально на подачки знакомых.
Сама _ Вера за это время сменила 13 школ, _ - наверное, поэтому навсегда стала в душе кочевником, свободолюбивой цыганкой.
Но жизнь после войны все же стала полегче, появились деньги, ушел страх. Вера отправилась на учебу в художественную школу в Гамбург, а оттуда - на зарисовки во Флоренцию. Здесь она впервые задумалась о том, что может продавать свое тело - в хорошем смысле этого слова.
Триумф в кино и новое амплуа
Ее случайно увидел фотограф Уго Мулас, который работал в модных журналах, и предложил сделать фотосессию.
Ничего хорошего из этого не вышло, но высоченная гибкая девушка с копной пышных волос и скульптурно вылепленным лицом чем-то «зацепила» фотографа, и он посоветовал Вере отправиться на покорение тогдашней модной столицы - Парижа.
Она попала в агентство Дориан Ли и стала участвовать в модных съемках для журналов «Elle» и «Vogue».
Однако она выглядела слишком странно, если можно так выразиться, - иначе, чем все манекенщицы того времени.
Ее _ природная грация приходила в противоречие с теми образами, которые существовали тогда в модном мире. К тому же она была слишком высокой. _ И, в конце концов, ей стало скучно.
Когда произошла ее встреча с Эйлин Форд, которая руководила модельным агентством в Нью-Йорке, Вера уже была готова к переменам.
Эйлин пригласила девушку в Штаты, наобещав золотые горы. Однако когда та, собрав последние деньги, все же приехала, оказалась в Америке никому не нужна.
_ В 1964 году Вера фон Лендорфф вернулась в Европу. _ Время шло, а признания в мире моды так и не было. А главное - не было уверенности в будущем и уверенности в себе.
И тогда Вера решила стать другим человеком - стать Верушкой. Она выстроила этого человека шаг за шагом, создав культовую фигуру.
Верушка в отличие от всех тогдашних моделей ходила в черном, в мягких замшевых туфлях на плоской подошве. Она _ создала легенду о том, что приехала откуда-то с Востока, где была невероятно популярна. _
Она покоряла своей грацией, независимостью и незаурядным чувством юмора. И к Верушке выстроилась настоящая очередь самых культовых фотографов мира Высокой моды.
Но _ настоящий расцвет ее карьеры начался с появлением в ее жизни фотографа Франко Рубартелли. _
Он был тогда женат на прелестной блондинке из Швейцарии и отличался большой любовью к высоким светловолосым женщинам.
Вера фон Лендорфф просто покорила его и надолго стала его единственной музой и единственным объектом творчества.
Помогло этому союзу и отношение знаменитого редактора журнала «Vogue» того времени Дианы Вриланд, которая полагалась на безупречный вкус и творческую фантазию этой парочки, ничем ее не ограничивая.
В 1966 году произошло то, что навсегда вписало имя Веры фон Лендорфф в историю мирового кинематографа.
Микеланджело Антониони предложил ей эпизодическую роль в своем фильме «Фотоувеличение» (Blow up).
Несмотря на ожесточенное сопротивление Франко Рубартелли, который бешено ревновал Веру, она все же согласилась на съемки.
В итоге крохотный пятиминутный эпизод фильма, в течение которого некий фотограф снимает некую фотомодель, _ признан самой сексуальной киносценой во всем мировом кинематографе. _
Верушка оставила в этом рейтинге далеко позади даже признанный секс-символ мирового кино - Мэрилин Монро. А ведь _ она в этом эпизоде даже не обнажалась! _
_ Роман с Рубартелли продлился более пяти лет, однако эти бурные отношения все же сошли на нет. _ Верушка устала и от ревности и от творческой привязки к одному конкретному человеку.
Затем ее связывали любовные отношения со многими яркими мужчинами своего времени. Кстати, ее просто обожали "маленькие" мужчины.
Среди ее любовников называли Питера Фонда, Джека Николсона, Уоррена Битти, Дастина Хоффмана.
Особенно трогательно смотрелась 186-сантиметровая Верушка в паре со 164-сантиметровым _ Аль Пачино. _
В модные журналы пришли другие люди, у которых были свои идеи. Популярным становился респектабельный буржуазный образ истинной леди. И Верушке уже не было места в традиционном глянце.
_ С 1971 года она перестала сниматься в традиционных модных фотосессиях _ и стала "продавать свое тело" уже совершенно по-новому.
Огромный интерес у нее вызывал окружающий мир с его естественной красотой.
_ Около пяти лет она прожила в Германии вместе с художником Хольгером Трюльчем, _ с которым создавала из своего тела настоящие картины.
Это была разновидность боди-арта, когда на обнаженном теле Верушки были нарисованы узоры звериных шкур, фактура дерева и камня, этнические узоры.
Это подтверждает и еще один громкий проект Верушки, который она реализовала в Америке в 1992-1996 годах вместе с фотографом Андреасом Илсом.
На черно-белых снимках Верушка предстала в образах обезьяны, Катрин Денев, Марлен Дитрих, старухи, собаки и даже… негра.
...И до сих пор Вера фон Лендорфф делает то, что ей хочется.
Она снимается в некоммерческом кино, выпускает книги, по-приятельски встречается с иконами мира Высокой моды (у которых участвовала в показах чуть ли не до пенсионного возраста), носит одежду в стиле хиппи, безбожно курит и в возрасте под семьдесят покоряет мужчин.
А из окон ее небольшой нью-йоркской квартирки открывается печальное зрелище - останки разрушенных башен-близнецов.
_ Василий СЕРГЕЕНКО _