Наталья Палей: загадочная русская
Она жила в России всего несколько лет, которые и определили всю ее судьбу. Она была востребованной манекенщицей, очаровательной женщиной, хозяйкой популярного салона… Но была ли она счастливой? Какие тайны хранило сердце этой красивой и успешной женщины? Сегодня Passion.ru рассказывает своим читательницам удивительную историю Натальи Палей…
Выброшенные_революционной волной_1917 года за пределы России русские красавицы высоко ценились на рынке модных услуг на чужбине. Они становились популярными портнихами, вышивальщицами и закройщицами, многие девушки из знатных семейств работали «манекенами» - демонстрировали клиентам одежду в ателье и на светских раутах.
Красота и шарм русских аристократок, их умение себя подать приносили славу и доход французским домам моды. Почти треть парижских манекенщиц в то время были русскими. Среди них - княжна Наталья Палей. Королева модного Парижа, женщина, которой пытались подражать. Ею восхищались, в нее влюблялись с первого взгляда.
Две сестры, две судьбы…
…Дядя российского императора Николая II великий князь Павел Александрович овдовел в 31 год, но два года спустя влюбился в очаровательную Ольгу Валериановну Пистолькорс, жену адъютанта своего брата.
Она происходила из семьи небогатого петербургского чиновника, в 19 лет вышла замуж за гвардейского офицера и родила троих детей. Красивая, обаятельная, умная дама пользовалась расположением в гвардейской среде, ее приглашали и в высший петербургский свет.
Князь долго противился своим чувствам, ведь на могиле жены он поклялся хранить верность, да и Ольга была замужем. Однако она смогла убедить князя, что с супругом ее ничего не связывает, и тот поддался.
Вскоре влюбленные открыто демонстрировали свои отношения, и их поведение не вызывало нареканий - иметь любовницу для вдового великого князя было в порядке вещей.
Родился сын Владимир, князь смог добиться для Ольги развода, а осенью 1901 года они тайно обвенчались в Италии. Разразился великосветский скандал, князя лишили всех званий, ему с женой был запрещен въезд в Россию.
«Изгнанники» поселились в фешенебельном парижском пригороде и с увлечением окунулись в светскую жизнь. Романтическая история их любви, красота Ольги и немалые денежные средства, которыми располагал князь, привлекали к ним всеобщее внимание.
В Париже родились дочери, названные Ириной и Натальей. Ирина походила на отца, ее младшая сестра - на мать. Отец обожал дочерей, а Ольга Валериановна прививала им умение очаровывать, безупречный вкус и манеры.
Официальное прощение за неравный брак было получено спустя десять лет после венчания в Италии. Князю были возвращены звания, его восстановили на службе, а Ольга Валериановна имела право вернуться в Россию в качестве его законной супруги.
В 1914 году они построили роскошный особняк в Царском Селе и перевезли обстановку из булонского поместья. Вскоре Ольгу принимали при дворе как полноправного члена императорской семьи, а в 1915 году ей пожаловали титул княгини Палей.
Счастье великокняжеской четы оборвалось с началом революции. Они лишились всего, чем владели, а в марте 1917-го арестовали князя, затем сына Владимира. Ольга Валериановна и дочери их больше не увидели.
Владимиру Палею, талантливому поэту, красные комиссары предлагали отказаться от отца и таким образом спасти свою жизнь, но он отказался: «Романовы чести рода не предают». Он погиб в июле 1918-го, а полгода спустя в Петропавловской крепости расстреляли князя.
Ольга Валериановна, избалованная роскошью женщина, бесстрашно боролась за их жизнь, но жуткий конец сына и мужа предрекали, что та же участь ждет и ее с дочерьми-подростками. Она спешно отослала детей к друзьям в Финляндию, а после смерти мужа сама выбралась из Петрограда.
В Финляндии она перенесла операцию на груди - рак стремительно развился от постоянных переживаний в революционной России. Едва поправившись, она с дочерьми через Швейцарию приехала в Париж в свой дом в Булони.
Особняк пришлось продать и купить небольшой дом. Предусмотрительно оставленная великим князем во Франции часть состояния долгое время обеспечивала семье вполне комфортную жизнь.
Неравный брак
Трагические события глубоко потрясли сестер, в 1921 году им было 18 и 16 лет. Ни о продолжении образования, ни о получении профессии они не думали, обе замкнулись в себе, ничем не интересовались, им было тяжело общаться даже с давними знакомыми.
Их сводная сестра Мария Павловна вспоминала: «В свой срок они, конечно, перерастут это настроение, будут радоваться жизни, как и полагается их сверстникам, но навсегда останется озабоченность существованием и никогда из глаз не уйдет затаившаяся печаль».
Княгиня Палей нашла в себе силы жить ради дочерей. Она возобновила связи и в высшем свете, и среди модных портных, устраивала благотворительные балы и распродажи в пользу беженцев из России. В них соглашались участвовать ведущие дома мод - Уорт, Лелонг, Картье.
К этому времени организовала свой дом вышивки «Китмир» Мария Павловна (дочь князя от первого брака), Ирина и Феликс Юсуповы открыли модный дом ИРФЕ, сводный брат Ирины и Натальи Дмитрий был в близких отношениях с Коко Шанель. Так семья Палей оказалась тесно связанной с модным бизнесом.
В 1923 году Ирина вышла замуж за брата Ирины Юсуповой князя Федора Александровича.
Наталья, отличавшаяся изысканной красотой, грацией, живым характером и стремлением к независимости, замужеству предпочла работу. К тому же дорогие наряды и драгоценности матери образовывали брешь в семейном бюджете, наступала «позолоченная бедность» и нужно было искать заработок.
Натали решилась заявить матери о своем желании работать моделью - манекеном, как тогда говорили. После рыданий княгиня согласилась на карьеру дочери в мире моды.
Стройная, изящная, с выразительной пластикой Натали по протекции матери и сводного брата Дмитрия Романова начала работать в доме моды Юсуповых, в модном доме «Итеб», принадлежавшем баронессе Елизавете Гойнинген-Гюне, бывшей фрейлине императрицы Александры Федоровны.
Очаровательная хозяйка салона
Семейные связи, новый круг знакомств поднимали к «сливкам» мира законодателей моды. Натали познакомилась с Коко Шанель, которая очаровалась ею, мгновенно оценила поразительную красоту русской княжны и рекомендовала ее манекенщицей в престижную модельную фирму Люсьена Лелонга.
Обвороженный Натали, кутюрье влюбился в нее, стремительно развелся с женой и спустя несколько месяцев женился на «настоящей Романовой», их венчание состоялось в августе 1927 года.
В Натали Лелонг нашел не только изысканную красоту и знатную фамилию, но и ум, умение направлять и вдохновлять. Родственники Натали восприняли этот брак в штыки: для княжны Палей, внучки императора, брак с портным был, мягко сказать, неподходящим. Газеты иронизировали: «Ножницы подравняли королевскую корону».
Натали стала лицом дома «Люсьен Лелонг», сам модельер посвящал жене лучшие платья и свои изысканные духи - «Mon Image», «Elle…Elle», «Indiskret». Начиная с 1928 года, портреты прекрасной княжны в изысканных туалетах ежемесячно публиковались в журнале «Vogue».
Однако семейная жизнь не была такой счастливой, как казалось читателям модного журнала. В ноябре 1929 года скончалась Ольга Валериановна, быстро стал неинтересен муж.
Натали предпочитала находиться в обществе мужчин ярких, одаренных. Среди поклонников ее были художник Павел Челищев, танцовщик Серж Лифарь. Восхищался «породистой призрачной бледностью» внучки императора сам Сальвадор Дали.
В 1932 году она познакомилась с Жаном Кокто, и между ними вспыхнул роман - в жизни гомосексуалиста Кокто это была чуть ли не единственная полноценная связь с женщиной. Роман продолжался несколько месяцев, но закончился трагически:
Натали забеременела и, к великому горю возлюбленного, сделала аборт. После этого чувствительный Кокто расстался с Натали и навсегда возненавидел женщин.
В 1933 году Натали Лелонг начала сниматься в кино. Поразительная фотогеничность и роскошные платья «от Лелонга» делали ее заметной на экране, где в то время блистало много красавиц-эмигранток из России.
Поступило приглашение в Голливуд на съемки в двух картинах, в одном из фильмов ее партнерами были восходящие звезды американского кино Кэтрин Хепберн и Кэрри Грант, а во французской киноленте 1936 года «Новые мужчины» она появилась вместе с Жаном Маре.
Решив полностью посвятить себя работе в кино, в 1937 году Натали развелась с Лелонгом и уехала в США.
Возвращение в Америку
Очень скоро, в августе того же года, она вышла замуж за преуспевающего режиссера и театрального продюсера Джона Уилсона. Поездив по стране, супруги осели в Нью-Йорке.
Натали по-прежнему занималась модельным бизнесом, работала вместе с соотечественницами - Валентиной Саниной и сводной сестрой Марией Романовой.
За короткое время она стала преуспевающей моделью в американской фирме «Линчбойчер», оказывала щедрую поддержку соотечественникам, устраивала на работу, писала рекомендательные письма, приглашала к себе на чаепития.
В ее салоне бывали Марлен Дитрих, Эрих Мария Ремарк, известные актеры, художники, музыканты, видные европейские аристократы. Все очаровывались хозяйкой, восторгались не только ее красотой и умом, но и эксцентричным вкусом.
По воспоминаниям посетителей ее салона, спальня Натали была завешана плотными черными гардинами, каждый день она требовала подавать к столу блюда с морскими водорослями, якобы помогающими сохранять красоту.
В 1942 году судьба свела Натали с известным французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери. Бурного романа не получилось, но связь с Натали многое значила для классика, в одном из писем он признался ей в любви, добавив, что третий раз в жизни произносит это слово.
Впоследствии он напишет о Натали, что она «излучает свет молока и меда, а когда снимает платье, то это чудо, сравнимое разве что с рассветом». Роман постепенно угасал, в 1943 году писатель вернулся во Францию, но их переписка продолжалась почти до самой гибели писателя.
Бурный и страстный роман с Ремарком длился 11 лет. После разрыва образ Натали не исчез из его памяти - через много лет он вспомнит ее в романе «Тени в раю», списав с Натали свою героиню.
После расставания с Ремарком Натали вернулась в Америку к Джону Уилсону. Он сильно пил, становился буйным, и приглашать друзей домой на вечеринку становилось опасным.
В 1961 году супруг умер от цирроза печени, а Натали впала в тяжелую депрессию, из которой так и не вышла. Она чувствовала, что осталась одна: не было ни с кем эмоциональной близости, ослабла, а затем и вовсе оборвалась связь с сестрой Ириной.
Стареющая, усталая и несчастная женщина не могла жить по-прежнему и выбрала для себя существование затворницы, расставшись с модельным бизнесом, оставив знакомых. Никого не принимала, не отвечала на телефонные звонки.
Она заперлась в своем доме и долгих 20 лет жила, почти никуда не выходя. В последние годы практически не видела, много пила и ни с кем не общалась.
… Полуослепшая седая Натали Палей упала в ванной и сломала шейку бедра, это случилось в декабре 1981 года. Врачи поставили неутешительный прогноз: до конца жизни оставаться неподвижной.
В полном одиночестве в задрапированной темным атласом комнате она приняла большую дозу снотворного.
Со стен на умирающую хозяйку смотрели развешанные собственные портреты поры ослепительной молодости, матери, отца, брата Владимира. Последние годы она только по памяти помнила дорогие лица. В тишине лежала оставленная записка, содержащая всего три слова: «Хочу умереть с честью».
***
Наталью Палей трудно назвать русской. Она родилась во Франции, большую часть жизни провела в Европе, умерла в Америке. В ее жилах смешались кровь отца - потомка нескольких немецких родов, и матери с русскими, венгерскими и литовскими корнями.
В России она прожила всего несколько лет, которые навсегда определили ее судьбу и сформировали душу. Все, кто видел Натали Палей, были сражены ее красотой. Те, кто хорошо знал, преклонялись перед ее умом.
Фото globallookpress.com