Тотальный контроль и самодурство: что делать, если начальник оказался тираном
Не всем людям везет с руководством. Бывает, что начальник на новой работе – настоящий тиран. Профессиональный управленец, наставник и эксперт в сфере личностного роста Надежда Баушева рассказала в эксклюзивной беседе с изданием «Страсти», как вести себя в таком случае.
Для начала стоит разобраться, действительно ли проблема в руководстве. Специалист выделила несколько ярких признаков, которые могут подтвердить, что ваш начальник оказался тираном:
- Постоянный и жесткий контроль подчиненных. Сюда может входить фиксирование времени прихода на работу и ухода с нее или запрет перекуров. Также над рабочими местами могут быть установлены камеры, а за малейшее нарушение распорядка следует дисциплинарное взыскание, штраф и т.д.
- Недовольство результатами сотрудников. Вместо того, чтобы скорректировать работу команды, такие руководители всегда ищут виноватых.
- Регулярная критика и унижение подчиненных, в том числе в присутствии других коллег.
- Общение на повышенных тонах, ненормативная лексика и применение физической силы к работникам.
- Отсутствие коммуникации и поддержки со стороны руководителя. В этом случае начальник не общается с подчиненными, не здоровается с ними, а все поручения дает через секретаря.
- Проявление произвола и несправедливости. Например, предоставление повышенных привилегий определенным сотрудникам, которые могут быть друзьями или родственниками руководителя.
- Нарушение рабочих норм и правил со стороны начальника. Он может игнорировать законодательство или устанавливать необоснованные требования к своим сотрудникам.
Если поведение руководителя по отношению к основной части коллектива совпало по большинству пунктов, вероятно, он действительно тиран. Если же страдают только конкретные работники, то стоит проанализировать причины подобного обращения. Возможно, они не справляются с поставленными задачами, недостаточно компетентны, либо у руководителя есть к ним личная неприязнь.
Надежда Баушева выделила пять основных моделей поведения тирана, которые отличаются своими способами управления и воздействия на подчиненных.
Контролирующий тиран. Такой начальник стремится к полному контролю над каждым аспектом работы и жизни своих сотрудников. Он может заниматься ограничением свободы принятия решений, подавлять и угнетать своих подчиненных.
Психологический тиран. Он использует психологические методы контроля над людьми. Руководитель может прибегать к газлайтингу (форма психологических манипуляций, совершаемых с целью выставить жертву ненормальной либо заставить ее сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности, прим. «Страсти»), манипуляциям или психологическому насилию.
Эмоциональный тиран. Этот начальник может быть чрезмерно агрессивен, яростен или очень вспыльчив, вызывая этим страх и неуверенность среди подчиненных.
Манипулятор. Такие люди используют манипуляции и обман, чтобы добиться своих целей и сломить работников. Они могут провоцировать конфликты, разделять людей на группы или давать ложные обещания.
Нарцисс. В этом случае у начальника проявляется чрезмерное чувство собственной важности, которое требует постоянного признания и восхищения. Босс-нарцисс может подавлять и унижать других людей, чтобы подчеркнуть свою значимость.
Важно отметить, что эти виды тирании не являются взаимоисключающими. Некоторые руководители могут сочетать в себе сразу несколько типов поведения. Несмотря на разные методы управления и взаимодействия, их общая цель – это контроль над другими людьми.
Как вести себя с тираном и можно ли наладить с ним отношения?
За тотальным контролем и самодурством скрывается огромная внутренняя слабость и страх потерпеть неудачу. Понимание этого факта – уже половина успеха.
Также нужно выработать собственную линию поведения с деспотичным руководителем:
- Сохранять спокойствие и внутреннюю уверенность. Не стоит поддаваться на провокации и переходить на повышенные тона.
- Вести конструктивный диалог, излагать свои мысли четко, быстро и по существу, без лишней воды. Тиранов раздражает, когда отнимают их время.
- Повышать свой профессионализм и экспертность, всегда быть готовым ответить на самые сложные вопросы.
Наладить контакт можно с любым человеком. Однако во многом это зависит от конкретного случая и того, сколько времени и сил вы готовы потратить на это.
Все вышеперечисленное является первым шагом к конструктивным отношениям с руководителем. Но можно уделить этому вопросу еще больше внимания:
- тщательно готовиться к каждой встрече с боссом: планерки, совещания, обсуждение вопросов один на один;
- выбирать подходящее время для общения, когда начальник наиболее спокоен и расположен к диалогу;
- быть готовым к критике и обоснованной защите своей точки зрения;
- задавать открытые вопросы для более детального понимания позиции руководителя;
- не перебивать начальника, всегда выслушивать его до конца и только потом выражать свою точку зрения, а также задавать вопросы;
- обозначить свои потребности и ожидания относительно рабочей среды, указать важность сотрудничества, основанного на взаимном уважении и поддержке.
Конечно, каждая ситуация индивидуальна и нет стопроцентной гарантии на успех в улучшении контакта с начальником-тираном. Но приведенные стратегии могут повысить шансы на создание здоровой рабочей среды.
Ранее мы писали, как мотивация ребенка учиться связана с родителями.