Эксперт Надежда Баушева рассказала, как не стать жертвой начальника-тирана. Не всем людям везет с руководством. Бывает, что начальник на новой работе – настоящий тиран. Профессиональный управленец, наставник и эксперт в сфере личностного роста Надежда Баушева рассказала в эксклюзивной беседе с изданием «Страсти», как вести себя в таком случае. Для начала стоит разобраться, действительно ли проблема в руководстве. Специалист выделила несколько ярких признаков, которые могут подтвердить, что ваш начальник оказался тираном: Постоянный и жесткий контроль подчиненных. Сюда может входить фиксирование времени прихода на работу и ухода с нее или запрет перекуров. Также над рабочими местами могут быть установлены камеры, а за малейшее нарушение распорядка следует дисциплинарное взыскание, штраф и т.д. Недовольство результатами сотрудников. Вместо того, чтобы скорректировать работу команды, такие руководители всегда ищут виноватых. Регулярная критика и унижение подчиненных, в том числе в присутствии других коллег. Общение на повышенных тонах, ненормативная лексика и применение физической силы к работникам. Отсутствие коммуникации и поддержки со стороны руководителя. В этом случае начальник не общается с подчиненными, не здоровается с ними, а все поручения дает через секретаря. Проявление произвола и несправедливости. Например, предоставление повышенных привилегий определенным сотрудникам, которые могут быть друзьями или родственниками руководителя. Нарушение рабочих норм и правил со стороны начальника. Он может игнорировать законодательство или устанавливать необоснованные требования к своим сотрудникам.Надежда Баушева выделила пять основных моделей поведения тирана, которые отличаются своими способами управления и воздействия на подчиненных. Контролирующий тиран. Такой начальник стремится к полному контролю над каждым аспектом работы и жизни своих сотрудников. Он может заниматься ограничением свободы принятия решений, подавлять и угнетать своих подчиненных. Психологический тиран. Он использует психологические методы контроля над людьми. Руководитель может прибегать к газлайтингу (форма психологических манипуляций, совершаемых с целью выставить жертву ненормальной либо заставить ее сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности, прим. «Страсти»), манипуляциям или психологическому насилию. Эмоциональный тиран. Этот начальник может быть чрезмерно агрессивен, яростен или очень вспыльчив, вызывая этим страх и неуверенность среди подчиненных. Манипулятор. Такие люди используют манипуляции и обман, чтобы добиться своих целей и сломить работников. Они могут провоцировать конфликты, разделять людей на группы или давать ложные обещания. Нарцисс. В этом случае у начальника проявляется чрезмерное чувство собственной важности, которое требует постоянного признания и восхищения. Босс-нарцисс может подавлять и унижать других людей, чтобы подчеркнуть свою значимость. Важно отметить, что эти виды тирании не являются взаимоисключающими. Некоторые руководители могут сочетать в себе сразу несколько типов поведения. Несмотря на разные методы управления и взаимодействия, их общая цель – это контроль над другими людьми. Как вести себя с тираном и можно ли наладить с ним отношения?Также нужно выработать собственную линию поведения с деспотичным руководителем: Сохранять спокойствие и внутреннюю уверенность. Не стоит поддаваться на провокации и переходить на повышенные тона. Вести конструктивный диалог, излагать свои мысли четко, быстро и по существу, без лишней воды. Тиранов раздражает, когда отнимают их время. Повышать свой профессионализм и экспертность, всегда быть готовым ответить на самые сложные вопросы. Наладить контакт можно с любым человеком. Однако во многом это зависит от конкретного случая и того, сколько времени и сил вы готовы потратить на это. Все вышеперечисленное является первым шагом к конструктивным отношениям с руководителем. Но можно уделить этому вопросу еще больше внимания: тщательно готовиться к каждой встрече с боссом: планерки, совещания, обсуждение вопросов один на один; выбирать подходящее время для общения, когда начальник наиболее спокоен и расположен к диалогу; быть готовым к критике и обоснованной защите своей точки зрения; задавать открытые вопросы для более детального понимания позиции руководителя; не перебивать начальника, всегда выслушивать его до конца и только потом выражать свою точку зрения, а также задавать вопросы; обозначить свои потребности и ожидания относительно рабочей среды, указать важность сотрудничества, основанного на взаимном уважении и поддержке.Ранее мы писали, как мотивация ребенка учиться связана с родителями.