С первой ложки: как научить малыша есть самостоятельно
Вроде все сделал, как мама сказала
Все повторил, как она показала
Только мне в рот не попало ни крошки -
Бульон на полу, макароны в ладошках!
Ну, как же поесть мне при помощи ложки?
Всему свое время
Примерно к 12-ти месяцам ребенок уже способен справляться с ложкой самостоятельно. У одних малышей этот момент наступает гораздо раньше, у других — к 3-4 годам. Однако все это индивидуально и имеет ряд причин. К последним относится физическое и психическое развитие ребенка и, как ни странно, настрой родителей, которым часто не хватает терпения в процессе обучения, так что удобнее становится кормить свое чадо с ложки чуть ли не до школы.
Если вы видите, что ребенок явно не готов пользоваться прибором, не форсируйте события. Сначала малыш будет брать еду руками. Но даже на этом этапе ложка всегда должна лежать рядом с его тарелочкой: рано или поздно ребенок ее заметит.
Затем последует этап освоения — малыш будет мешать и ковырять прибором еду, стучать по тарелке и столику, его будут смешить и увлекать разлетающиеся по кухне брызги. Не стоит ругать непоседу за такое поведение — это тоже определенный способ изучения окружающего мира. Просто наденьте на ребенка специальный защитный фартучек с рукавами. Испробовав все варианты «столовых игр», малыш примется использовать ложку по назначению.
Прививаем интерес
Дети во всем копируют своих родителей. Поэтому лучшим наглядным пособием для малыша станет пример мамы и папы. Хорошо, если в семье есть некий ритуал приема пищи, когда все домашние собираются за одним столом, и ребенок с пеленок приучается к правильному спокойному приему пищи в определенное время. Но даже если такой традиции нет, старайтесь есть вместе с малышом, чтобы он сам видел, как это делают взрослые и пытался повторить. Даже пока ребенок объективно мал для своей ложки — просто заинтересуйте его этим предметом, расскажите что это, и для чего нужно.
Правильная посуда и столовые приборы
Часто проблемы с самостоятельным питанием возникают из-за неверно подобранной тарелки или приборов. Используйте наборы, созданные из специальных безопасных материалов с учетом анатомических особенностей детей. Даже если вы купили для малыша детскую ложечку с мисочкой, они могут просто ему не понравиться: не тот цвет или рисунок, прибор неудобно держать, слишком большое или маленькое черпало, толстая или тонкая рукоятка. А если ребенок поцарапался ложкой или вилкой, то при следующем приеме пищи он может отказаться от еды. В этом случае лучше поменять приборы.
Размер имеет значение
Измельчите пищу до нужного размера и консистенции, чтобы малышу было удобно брать ее прибором. Как правило, обучение начинают с каши, пюре или творожков. Даже если у вашего чада уже достаточно зубов, он хорошо кусает и жует пищу, мелкая моторика может быть еще плохо развита. Поэтому наколоть крупный ломтик вилочкой или зачерпнуть суп ложкой, а потом еще и донести до рта, не уронив и не расплескав, будет очень трудно. Такие безуспешные попытки «одолеть» лакомый кусочек лишь спровоцируют обратный эффект: ребенок сделает так, как ему удобно — возьмет еду руками.
Ребенок должен хотеть есть
Посадите ребенка на стульчик чуть раньше обычного времени приема пищи, когда малыш уже чувствует голод, но еще не требует еды и не капризничает. Именно в этот момент обучение будет более эффективным. Даже если пришло время обеда, а малыш отказывается держать ложку и есть, не пытайтесь накормить его силой. Насильственные методы еще никогда не оказывались действенными. Наберитесь терпения: если вчера и сегодня у вас ничего не вышло, отложите ненадолго эту затею и попробуйте снова через несколько дней.
Убираем все лишнее
«Когда я ем — я глух и нем», а еще я не смотрю телевизор, не читаю книгу, не играю на планшете и не отвлекаюсь ни на что, кроме еды. Возьмите это за правило! Приучили ребенка есть с мультиками – не ждите, что он быстро возьмет ложку. Прием пищи должен проходить спокойно и размеренно, что во многом способствует и лучшему пищеварению. Большинство взрослых едят «на автомате» под новости и сериалы, что совсем не полезно. А для ребенка — это познавательный процесс, требующий максимальной концентрации внимания на объекте изучения.
Не торопим, но подбадриваем
Ребенок взял ложку и уже пытается есть? Отлично, вы на правильном пути. Чуть позже вам может показаться, что малыш уже хорошо орудует прибором, но ленится или специально тянет время. В этом случае не спешите подгонять своего гурмана, дайте ему время освоить навык. На это может уйти больше времени, чем вам кажется.
Озвучивая такие недостатки, как «какой ты медленный», «ты неправильно держишь ложку», «давай быстрее», «ешь, как поросенок», вы можете отбить у ребенка желание стараться и пробовать дальше. Лучше, если вы будете подбадривать малыша, отмечая его успехи — «какой хороший аппетит», «сегодня у тебя получается все лучше и лучше», «ты уже намного быстрее съедаешь свой суп», «давай я еще раз покажу тебе, как это сделать». И ни в коем случае не вырывайте ложку, чтобы быстрее самой докормить ребенка, так вы можете свести на нет все свои усилия.
Играем и тренируемся
Обучение через игру — самый эффективный метод. Поиграйте в ресторан. Вам в помощь — наборы с мини-посудой. К тому же все дети любят кормить своих кукол, плюшевых питомцев, и часто угощают маму. Предложите малышу самому понарошку попробовать свои блюда. Кстати, особый интерес юные поварята проявляют к куличикам и пытаются накормить ими всех детей в песочнице. Но лучше, конечно, «дегустировать» лакомства дома. Вот увидите — в скором времени малыш будет активнее пробовать кушать самостоятельно.
Проявляем фантазию
Каша непонятного цвета — это скучно. Но та же каша с мордашкой из ягод, пуговками из варенья или айсбергом из кусочков яблока — это уже совсем другое блюдо! А какую красоту на тарелке можно сотворить из цветных овощей с картофельным пюре или макаронами. Придумать оригинальную идею подачи блюда несложно, зато ребенок будет в восторге и с радостью слопает все, что вы ему приготовите.
Благодарим сайт Детстрана за предоставленные материалы, читайте также:
Введение прикорма
Соки и фрукты в рационе грудничка
Особенности детской кулинарии