В женских компаниях этот сюжет входит в топ-5 после тем про отношения и роды. Женщины боятся водить машину. Семейный психолог Ольга Видякова справедливо замечает, что «боюсь водить машину» — это не природный инстинкт и не животный страх. На самом деле вы боитесь чего-то другого. И, чтобы перестать бояться водить автомобиль, нужно понять, что же вас пугает. Чтобы было проще, надо усвоить два понятия — юридическое и психологическое: Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов, с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог (ПДД 2016). Проекция — это процесс, посредством которого собственные черты, эмоции, отношения индивида приписываются им кому-то или чему-то другому. Вы уже попытались соединить эти, казалось бы, несоединимые понятия? Все просто: те, кто боятся вождения, на самом деле боятся одного из аспектов общения между людьми. Страх перед критикойИногда за помощью к психологам обращаются женщины, у которых официальный стаж вождения лет 20. Но они не пользуются своими правами, предпочитая общественный транспорт. Они, как и все люди на планете, имеют множество психологических прав: право быть услышанным, право на свои потребности и их удовлетворение, право на свою территорию и ее защиту… Автомобиль — это тоже «своя территория», но женщина может чувствовать себя совершенно бесправной, так как в отношениях с родителям ее права и потребности не были реализованы: у нее не было своей комнаты или она была номинально, но родители постоянно вторгались туда со своими проверками и рекомендациями по обустройству. Повзрослев, девушка по прежнему предпочитает не пользоваться правами в отношениях. Она думает, что боится попасть в аварию, поэтому не водит автомобиль вообще. Но если вникнуть глубже, она боится не самой аварии (не травмы, не смерти), а той критики, которую услышит от участников дорожного движения, а потом от мужа, отца. В ее родительской семье главным стилем общения была критика, от которой она так и не научилась защищаться. Она заранее знает, что уж если авария произойдет, то, конечно, по ее вине, поэтому лучше вообще за руль не садиться. С помощью психолога или самостоятельно, но вам придется научиться защищать свои права — и не только водительские. Боязнь ответственностиВодительские права сразу увеличивают объем обязанностей. Есть девушки, которые предпочитают порхать по жизни. Это противоположность предыдущему типажу: они никогда ни в чем не виноваты. И если уж сели за руль, то точно войдут в книгу рекордов Гиннесса по количеству квитанций на уплату штрафов или созданию аварийных ситуаций на дороге. Но они не боятся вождения лишь в том случае, если их мужчина (муж, друг, отец) привычно берет решение проблем на себя. Первая же сложность (например, муж сказал, что на техосмотр машину вы будете отгонять самостоятельно) может превратиться в «страх вождения». Весьма распространен и обратный вариант: когда ответственности на женских плечах так много, что ее уже просто невозможно взять дополнительно. А вы думали, почему крупные руководители обычно нанимают шофера? В этом случае очевидно, что от боязни вождения спасет перераспределение обязанностей в семье. Страх униженияЖенщины гораздо чаще, чем мужчины, боятся вернуться за руль после аварии. Сколько бы мы ни говорили о всеобщем равенстве, мужчину после ДТП не попрекают ни его полом, ни его интеллектуальными способностями: просто «имело место происшествие», а ты, мужик, вообще молодец, хорошо выкрутился, жив остался. Утешение для женщин зачастую подается в формате: «Бедная девочка, не надо тебе было вообще за руль садиться» и «Как же ты так?». То есть обычно для того, чтобы пережить последствия аварии, женщинам элементарно не хватает человеческой поддержки. Синдром самозванцаВ психологии синдромом самозванца называют феномен, когда человек сам не верит, что честно заслужил достигнутых позиций. В нашем случае — водительских прав. И нередко этот комплекс в своих учениках преднамеренно культивируют инструкторы. У них вполне меркантильный интерес: чем дольше вы не решаетесь выехать с площадки самостоятельно, тем дольше вы платите за услуги наставника. Дяденька из автошколы сочувственно советует вам «пока бы в город не выезжать», «потренироваться на парковке» или «не забывать смотреть в зеркала» (хотя вы и так не забываете). Сама природа обучения основана на зависимости и подчинении ученика учителю. А чем больше зависимости в отношениях, тем более ранимыми и беззащитными мы становимся. Этому давлению поддаются не все, но многие: такая ранимость может уходить корнями в детство, когда мы не могли противостоять даже неправедному учительскому гневу — в силу возраста, отсутствия рычагов влияния и жизненного опыта. Но теперь-то вы выросли. И у вас есть права. В том числе — и водительские. Фото: shutterstock и legion-media