Любое поколение отцов всегда найдет повод для конфликта с любым поколением детей. Главный повод нашего времени — компьютерные игры. Моя подруга закончила модную гимназию и сдала экзамены по двум иностранным языкам. Ее муж закончил школу в пролетарском районе, без всяких образовательных изысков. Однако спустя лет -дцать, путешествуя по миру дикарями, они спасались его, а не ее английским. Секрет оказался простым: пока она зубрила «лондон из зэ кэпитал оф грейт британ», чтобы сдать экзамен, он рубился в культовую RPG. Текстовый компьютерный квест существовал тогда исключительно на английском и в глазах подростка стоил того, чтобы непонятные слова инструкций намертво врезались в память. Объем полученных знаний оказался достаточным для выживания в англоязычном мире. Базовые навыкиХороший английский — отнюдь не единственный навык, который приобретают компьютерные дети (в отличие от школьных отличников). Скорость чтения:** во время игры на экране возникают инструкции и подсказки, требующие быстрой реакции (кстати, не всегда на родном языке игрока). Деваться некуда, приходится читать и понимать быстро. Хотя отмечен интересный эффект: некоторые дети действительно быстро считывают информацию с монитора, но возмутительно долго читают тексты вслух с листа. Скорость реакции**: даже в нелюбимых взрослыми стрелялках требуется быстрая реакция на сменяющие друг друга картинки и обстоятельства — и это хороший навык. Мелкая моторика**: не прописями едиными — управление компьютерной игрой тоже требует мелкой моторики (а иногда и скоростной печати всеми десятью пальцами). Зрительно-моторная координация**: вы, когда увлечены игрой, успеваете посмотреть сначала на пальцы, потом на экран, потом снова на пальцы? Вот и ребенок не успевает. Он доводит до автоматизма координацию происходящего на экране с движением собственных рук. Логическое мышление: для достижения цели приходится ставить задачи и подзадачи и решать их. А с учетом вариативности современных игр вроде майнкрафта, одну и ту же цель можно достичь миллионом способов — и это (в отличие от теорем из школьного учебника) развивает широту мышления. Активная эмоциональная разрядка**. В жизни у ребенка достаточно поводов для эмоционального напряжения и недостаточно методов для разрядки. Пусть это будет компьютерная игра, в которой можно всех убить, всех спасти, построить новое государство или улететь за тридевять земель — а не способы, учтенные в УК РФ. А еще психологи указывают на большую социальную адаптивность игроков по сравнению с несчастными сверстниками, лишенными компьютерных игр. Играющий подросток легче находит общий язык с себе подобными. Им элементарно есть о чем говорить. МотивацияПочему игра оказалась лучше выстроенной педагогической системы? Потому что над появлением и сохранением внутренней мотивации разработчики игр (в отличие от стандартных педколлективов) трудятся неустанно. Приемов, поддерживающих в нас желание играть, бесконечное множество. Самые очевидные: Награда — система тонко рассчитанных мелких и крупных вознаграждений для игрока в виде очков, уровней и игровых примочек разной степени эксклюзивности. Условия получения награды никогда не бывают сложнее, чем уровень конкретного игрока в игре, но требуют некоторых усилий — ровно столько, чтобы не заскучать и не бросить дело на полпути.Свобода. Часто ли мы позволяем ребенку делать — не домашние задания, а что-то реальное, значимое, взрослое? В игровом пространстве у игрока миллион возможностей для созидания сколь угодно значимых проектов — от фермы с овечками до спасения мира. Признание. В онлайн-играх ты не просто ребенок, чье мнение старшие товарищи могут не учитывать. Ты полноценный участник происходящего, а твои навыки ценны и востребованы. Ребенок делится опытом, получает благодарности, просит совета — и все это на равных, благодаря объединяющему интересу. СоциализацияРазработчики культовых игр вроде Sims уверены, что поколение компьютерных детей обладает суперсилами. Когда играющих станет большинство, мир непременно и неотвратимо изменится к лучшему. Ведь человек играющий отличается от человека разумного в лучшую сторону: Он оптимист. Это у нас все будет плохо. А геймер уверен, что все будет хорошо — потому что в игре так всегда бывает. Не это ли позитивный настрой, к которому безуспешно призывают гуру тренингов? Он открыватель и изобретатель. Для него нет невозможного: все ограничения — из «реального» мира. Это мы, зануды, понимаем, что есть вещи, которые в принципе невероятны. Человек, вышедший в мир из компьютерной игры, думает иначе и переносит опыт неограниченных возможностей в жизнь: ничего невозможного, просто понадобится чуть больше попыток для достижения результата. Он аналитик. Квесты и стратегии заставляют игрока предвидеть или хотя бы прогнозировать события на длительные отрезки игрового времени. Человек в игре знает, чем его действие аукнется через сто или тысячу игровых лет! Для геймера знание, что будущее случится, что на него влияет каждый — это не предвыборный лозунг, а вполне себе закон жизни. Он реалист. Мы боимся, что, заигравшись, ребенок выпадет из реальной жизни и больше никогда не сможет в нее вернуться! Поминать всуе Стива Джобса или Билла Гейтса, наверное, неоригинально… Но факт: они не только выпали из реальности, они и нас всех за собой утащили... Мир стал другим. И реальность — тоже. Это взрослые отстали от новой реальности, а не дети выпали из старой. А монстры вроде Microsoft охотятся на новых гениев, отслеживая талантливых подростков на ежегодных технологических состязаниях, а вовсе не махровых медалистов в школах, заметьте. Читайте также: