Любовь Полищук: цена карьеры
© Любовь Полищук
Отечественный кинематограф постигла очередная невосполнимая утрата: сегодня рано утром скончалась народная артистка Любовь Полищук. Ей было 57 лет. В последнее время эта замечательная актриса, запомнившаяся российским телезрителям своими яркими, экстравагантными и порой даже эпатажными ролями, страдала от тяжелого заболевания позвоночника. Похороны состоятся в среду на Троекуровском кладбище. В тот же день в 10:30 в Центральном Доме актера на Арбате состоится прощание с актрисой.
Что именно стало причиной смерти Любови Полищук, пока не сообщается, но, судя по всему, трагедия постигла актрису в результате продолжительной болезни, с которой так и не смогли совладать медики. Устав бороться с мучительным недугом, некоторое время назад артистка вернулась из больницы домой.
На счету этой очаровательной женщины, блиставшей на советских экранах и в новых фильмах российских режиссеров, несколько десятков фильмов различных жанров. Среди них - "Двенадцать стульев", "Приключения принца Флоризеля", "31 июня", "В моей смерти прошу винить Клаву К.", "Дуэнья", "Ширли-мырли", а также множество сериалов, снятых за последние годы. Любовь Полищук родилась 21 мая 1949 г. в Омске в семье рабочих. Далеко не все на творческом пути давалось ей легко, неслучайно ее кредо - это фраза "Я не жду от жизни подарков".
После окончания школы Полищук, решив стать актрисой, отправилась в Москву, но, опоздав на экзамены в соответствующие вузы, стала студенткой Всероссийских творческих мастерских эстрадного искусства, которые и закончила в 1967 году. Диплом ГИТИСа она получила позже, в 1985 г., заочно. Получив специальность "актриса разговорного жанра", Любовь Полищук несколько лет вела театрализованные программы в Омской филармонии, потом - в мюзик-холле, а в начале 1980-х гг. актриса перешла на работу в Московский театр миниатюр.
В кино Полищук дебютировала в 1976 г., сыграв маленькую, но запомнившуюся многим зрителям роль в телевизионном фильме Марка Захарова "Двенадцать стульев". Она танцевала "Танго страсти" с Остапом Бендером, которого играл Андрей Миронов. Именно тогда в процессе съемок молодая актриса и получила травму позвоночника. Миронов во время танца случайно уронил свою партнершу на цементный пол, а работники студии забыли подложить туда маты. После падения из объятий Остапа Любовь сумела оправиться и вновь вернуться к съемочному процессу.
Памятуя о страшной случайности, реквизиторы положили на пол гору подушек, но Миронов, снова уронивший напарницу, почему-то промахнулся. Однако и на втором падении злоключения несчастной актрисы не закончились: по замыслу режиссера во время танго энергичный партнер должен быть пробить головой своей партнерши дверное стекло. Его то закрепляли слишком слабо, и актеры "проваливались" сквозь преграду, то, наоборот, установили чересчур прочно, так что Любовь Полищук фактически протаранила его головой. Инвизиторское танго было снято только с 14-го дубля, после чего актриса навсегда осталась с больным позвоночником.
Ее сын, молодой актер Алексей Макаров, утверждает, что его мать постоянно страдала от мучительных болей в спине, из-за чего даже не могла передвигаться самостоятельно. После "Двенадцати стульев" актриса впервые почувствовала себя по-настоящему плохо в 35-летнем возрасте, то есть в 1984 г., когда произвела на свет дочку Мариэтту. Роды были тяжелыми, женщине делали кесарево сечение, а после операции у нее внезапно случился приступ аппендицита. Тем не менее удивительно мужественная актриса сумела найти в себе силы, поправилась и снова вышла на сцену. Но первое же выступление обернулось катастрофой: выполняя акробатический трюк, Любовь Полищук упала и выбила три межпозвоночных диска.
С тех пор ее жизнь целиком и полностью зависела от врачей, которые в течение многих лет безуспешно пытались избавить любимицу публики от невыносимых болей. Длительный курс лечения в Боткинской больнице, затем - в Институте имени Вишневского, а потом в НИИ нейрохирургии имени Бурденко, где Полищук сделали сложную операцию на позвоночнике, - все эти усилия медиков немного облегчили состояние актрисы, но, увы, ненадолго. Она попробовала обратиться в частную израильскую клинику, которая специализируется на реабилитации больных с поражением опорно-двигательного аппарата, но пребывание там и курс восстановительной терапии только лишь вызвали ухудшение в ее состоянии. Вернувшись на родину, Любовь Полищук вынуждена была вновь лечь на больничную койку, а медики только разводили руками: избавить ее от мучений было им не под силу. Чтобы хоть немного облегчить страдания несчастной женщины, врачи выписали ей обезболивающие препараты, но их прием спровоцировал у Полищук сильнейший гипертонический криз.
Неудачи словно преследовали Полищук по пятам. Через некоторое время ее истерзанный болью позвоночник снова оказался под ударом: за три недели до премьерного показа спектакля "Искушение", в котором актриса должна была исполнять одну из ролей, она попала в ДТП, после чего у нее сместились шейные позвонки, и травматологи заковали ее в специальный фиксирующий "ошейник". Но и в таком виде она все равно вышла на сцену. Проведя слишком много времени в больницах, Полищук уже не могла снова туда возвращаться: сами стены палат действовали на нее угнетающе. Поэтому родственники решили забрать ее из клиники и ухаживать за ней в домашних условиях.
В одном из своих интервью Любовь Полищук рассказывала: "Меня всегда удивляло, как актер, который сломал ногу и еле передвигается в жизни, на сцене вдруг начинает танцевать... Это такая профессия. На время спектакля ты всегда здоров. Я не смогла выйти на сцену только два раза в жизни. Первый раз помешал гипертонический криз. От болей в спине (у меня была очень серьезная травма позвоночника) мне дали лекарство, от которого рвануло вверх давление. Но в театр я все же приехала. Хотя не помню, как садилась за руль... Шел спектакль Трушкина "Там же, тогда же" с Костей Райкиным. Я даже накрасила один глаз, а потом упала в обморок. Вскоре приехала "скорая", мне "впороли" что-то для понижения давления, и тогда у меня... отнялся язык. Изрекала что-то совершенно нечленораздельное: "М-м-бяу-э". Зрители ждали еще целый час, но меня увезли в больницу.
Или спектакль "Искушение"... За три недели до выпуска я попала в жуткую аварию. Видимо, так глубоко вошла в образ - там ведь все тоже начинается с дорожного происшествия. Премьеру играла в "ошейнике" - в аварии получила жуткое смещение позвонков, сотрясение мозга. Я не могла "навести резкость", не понимала, где стоит партнер. Прошло полгода, прежде чем смогла играть".
Тот самый злополучный фильм "Двенадцать стульев", наградивший актрису мучительным и, как оказалось, смертельным недугом, стал одновременно и ее звездным часом: после его выхода на советские экраны режиссеры стали наперебой приглашать запоминающуюся актрису в свои проекты. После работы с Мироновым на нее посыпался шквал предложений, а в результате - плеяда незабываемых ролей в замечательных картинах, и по сей день не теряющих своего зрителя: в детективе Евгения Татарского "Золотая мина", в фантастическом мюзикле Леонида Квинихидзе "31 июня", в замечательной картине "Приключения принца Флоризеля" ("Клуб самоубийц").
Но независимый характер, наделивший Любовь Полищук столь завидной стойкостью и мужеством, создавал конфликты на работе: в результате размолвок с руководством "Мосфильма" актриса не снималась ни в одной из главных ролей вплоть до конца 1980-х годов. Режиссеров удерживал негласный запрет выпускать Полищук на первый план. Лишь в 1989 г. на экраны вышли несколько кинолент с участием актрисы: она сыграла небольшую роль в знаменитой "Интердевочке" Петра Тодоровского, а затем и главную роль в драме "Любовь с привилегиями". После этого у Полищук словно открылось второе дыхание: предложения посыпались одно за другим, а фильмы получались сплошь популярные в народе - комедии Анатолия Эйрамджана - "Моя морячка", "Бабник" и другие, и фильм Владимира Меньшова "Ширли-мырли". А совсем недавно Любовь Полищук сыграла роль матери "прекрасной няни" Вики - Анастасии Заворотнюк - в одноименном сериале, ставшем настоящей сенсацией прошлого телесезона.