Алла из созвездия любви (Алла Ларионова)
© Алла Ларионова
Сколько бы ни говорили о «звездности» нынешнего поколения российских актрис, вряд ли кто-то из них может сравниться с истинными звездами еще только народившегося советского кино середины прошлого века. Каждая из них была легендой, окруженной аурой поклонения и сонмом самых фантастических мифов. "Женские страсти" - об удивительной судьбе одной из легенд...
Алла Ларионова была просто ослепительна, и, как мне кажется, до сих пор в отечественном кино еще не появилось актрисы, которая могла бы не затмить, а хотя бы сравниться с ней по красоте и невероятной женственности. Несмотря на то, что жизненный путь ее далеко не всегда был усыпан розами, она и умерла так, как жила – с улыбкой, тихо и во сне, на исходе Страстной недели, 25 апреля 2000г.
Говорят, что так уходят из жизни праведники. Хотя всю жизнь Аллу Ларионову сопровождали совершенно чудовищные слухи и сплетни. Говорили, что у нее были сотни любовников, среди которых немало известных людей, что обезумевшие поклонники намазывали ее роскошное тело сметаной и слизывали ее, а министр культуры Александров купал ее в шампанском (в самом прямом смысле этого слова)…
Кстати, именно эта сплетня чуть было не оборвала карьеру Ларионовой на самом ее взлете. Приехав на съемки фильма «Двенадцатая ночь», где Ларионова играла Оливию, любвеобильный министр культуры просто обомлел и пригласил актрису всего лишь на ужин.
Однако вскоре Александрова со скандалом сняли с должности, как раз за увлечение женским полом, а молодая актриса вместе с ним попала под горячую руку. Возглавлявший «Мосфильм» Иван Пырьев даже издал специальное распоряжение, запрещающее якобы морально нестойкой актрисе сниматься в кино.
Однако Алле Ларионовой с детства суждено было связать свою жизнь именно с кинематографией. Судьба словно подталкивала ее к этому. Еще в Татарии, куда Ларионовым пришлось эвакуироваться из столицы во время войны, в местном госпитале девочка часто читала раненым стихи.
Именно там в это время залечивал раны боец Зиновий Гердт, с которым Ларионова много десятилетий спустя сыграет в фильме «Фокусник». Столь же случайно Ларионова в отрочестве столкнулась с другим своим будущим звездным партнером – Михаилом Жаровым: на какой-то встрече с советскими актерами в московском дворце культуры Жаров случайно толкнул девочку и даже погладил ее по косичкам.
Она родилась 19 февраля 1931г. Кинокарьера Аллочки Ларионовой могла начаться еще в детском саду, где ее мама работала много лет. Девчушка с веснушками как-то приглянулась представителям киностудии, и они пригласили ее для съемок в массовке, но строгая мама отказала. И лишь в восьмом классе Алла впервые попала на съемочную площадку.
Как в настоящей сказке про Золушку, к ней прямо на улице подошли и спросили: «Хочешь сниматься в кино?» В то время она жила на квартире у тетки, где бытовые условия были немного лучше, чем в огромной неухоженной коммуналке Ларионовых, поэтому Алле удавалось ускользать на съемки.
После окончания школы она подала документы сразу в ГИТИС и ВГИК. Успешно сдав экзамены в оба вуза, свой выбор сделала все же в пользу кино. Хотя, как потом выяснилось, набиравший курс во ВГИКе Сергей Герасимов был от юной абитуриентки с пушистыми волосами и голубыми глазищами не в восторге. Принять девушку его уговорила супруга – Тамара Макарова.
Первая же роль, которую сыграла тогда еще студентка Алла Ларионова, принесла ей без всякого преувеличения мировую славу. Это была роль Любавы в сказке знаменитого советского режиссера Птушко.
Фильм стал фактически победителем Венецианского кинофестиваля, поскольку завоевал «Серебряного льва», а «Золотого льва» в том году жюри решило не присуждать. Ослепительно красивая русская актриса произвела в Венеции настоящую сенсацию. За ней толпами ходили журналисты, продюсеры и поклонники.
А для самой юной актрисы потрясением стал окружающий мир. Здесь обычные горничные носили чулочки, о которых звезды советского кино могли только мечтать, а ванну в номере отеля можно было наполнить подогретой морской водой. Конечно же, о контрактах с Голливудом или знаменитыми европейскими студиями нельзя было даже и мечтать, хотя предложений тогда было больше чем достаточно. Однако чиновники из министерства культуры стояли насмерть: нам такие актрисы и самим нужны.
Как оказалось, чиновники не обманули Ларионову: по приезде в Москву ее уже ждала роль, которая сделала ее славу просто недосягаемой. Вместе с великими артистами Жаровым и Вертинским Алла начала сниматься в фильме «Анна на шее». И хотя критики дали фильму отрицательную оценку, обвинив его в пошлости, народ валом валил в кинотеатры. Ларионова сразу же стала мега-звездой. Под окнами ее полуподвальной квартирки сновали толпы поклонников, и все время норовили залезть в окно.
Однако личная жизнь красавицы была не столь безоблачной. Еще на съемках «Садко» она влюбилась в своего партнера Ивана Переверзева и стала жить с ним в гражданском браке, несмотря на то, что он был несвободен и отличался слабостью к женскому полу. Прозрение наступило в тот момент, когда Ларионова, будучи беременной, узнала, что официальная жена Переверзева родила сына.
Из пучины отчаяния ее спас Николай Рыбников, который после выхода на экраны фильмов «Весна на Заречной улице» и «Высота» стал популярным. Николай любил Аллу еще со времен учебы – они были однокурсниками.
Шесть лет он отовсюду присылал ей телеграммы: «Люблю. Целую. Пью за твое здоровье. Коля». Только перед новым 1957-м годом Ларионова сдалась перед этим напором.
Родившуюся девочку Рыбников обожал и страшно приревновал молодую жену, когда посыльный вдруг принес ей от Вертинского посреди зимы корзину с ветками белой сирени.
Они прожили вместе 33 года, построили небольшой домик за городом и были образцом для многих. Рождение в 1961 году второй дочери сделало их еще счастливее. Долгие годы это была самая красивая пара Советского кино, которую обожала вся страна. Они много снимались, представляли советское кино за границей (особенно Алла).
За Ларионовой ухаживали такие мировые звезды, как Жерар Филипп и Чарли Чаплин. Много лет спустя, когда одинокая, позабытая всеми Ларионова откровенно бедствовала, ей предложили 10 тысяч долларов за любовную записку Жерара Филиппа, которую он когда-то написал ей в парижском кафе. Ларионова отказалась. Как отказалась продать автографы Вертинского, снимки Мэри Пикфорд.
В 70-е годы Ларионова и Рыбников остались практически без работы. Блистательная Алла и ее по-прежнему талантливый и любимый зрителями супруг оказались не нужны режиссерам.
А дальше было еще хуже: большинство звезд советского кино с развалом Советского Союза остались с грошовыми пенсиями и в полном забвении.
В 1990 году ушли из жизни сразу два самых близких для Ларионовой человека – ее мать и муж. Кстати, Николай Рыбников умер тоже во сне и тоже с улыбкой на лице.
От депрессии и нищеты Ларионову спас театр. Она никогда не выходила на сцену, но актер Вячеслав Шалевич предложил ей поучаствовать в антрепризном спектакле по произведениям Зощенко. Ларионова за несколько дней выучила текст и вышла на сцену. С этим и другими спектаклями Алла Ларионова объехала не только всю страну, но и Канаду, Германию, Америку. И везде ее встречали восторженно, как истинную звезду.