Роковая любовь Хемингуэя (Марта Геллхорн)
Как странно порой складываются судьбы людей: ярчайшие личности вдруг оказываются в тени других, не менее ярких, но, может быть, более знаменитых. И вырваться из этой тени им не удается даже после смерти. Вот так и получается, что одна из первых женщин - военных корреспондентов и один из лучших репортеров XX века Марта Эллис Геллхорн в энциклопедиях и справочниках фигурирует, прежде всего, лишь в качестве третьей жены писателя Эрнеста Хемингуэя.
Между тем Марта Геллхорн прожила долгие девяносто лет и шестьдесят из них посвятила журналистике.
Она была официально включена в пятерку журналистов, которые оказали самое большое влияние на развитие американского общества в XX веке.
В честь этого события в США была даже выпущена специальная серия почтовых марок.
О ней снимают фильмы и пишут книги, которые становятся бестселлерами (например, "Прекрасная изгнанница - жизнь Марты Геллхорн" Карла Роллистона, "Геллхорн: Жизнь в двадцатом веке" Каролины Мурхед).
И, кроме того, Марта Геллхорн была, пожалуй, единственной женщиной, которая сама бросила легендарного Хемингуэя, не дожидаясь, когда тот бросит ее.
8 ноября 2008 года Марта Геллхорн могла бы отметить столетний юбилей.
Читайте далее: Прекрасная изгнанница | |||
Начало творческого пути | Третья жена | Брак или карьера | По военнам дорогам |
Замужем за Хемингуэем
Начало творческого пути
Она родилась на американском среднем западе в городе Сент-Луис. Ее отец был врачом, а мать - достаточно известной защитницей прав женщин.
Девочка с детства писала стихи и небольшие рассказики, так что после окончания колледжа отправилась завоевывать мир с мечтами стать большим писателем.
Марта Геллхорн проработала несколько лет репортером криминальной хроники, однако ее звала жажда путешествий, и она отправилась в Европу.
Молодая журналистка умела удивительным образом обрастать многочисленными связями среди влиятельных людей.
Так, во Франции она умудрилась почти сразу же получить работу в популярном журнале «Vogue».
Здесь же, в Париже, она познакомилась с писателем Бертраном де Жувенелем, который был сыном знаменитого французского политика и дипломата.
Считается, что они стали супругами, однако официальных подтверждений этому нет. Дело в том, что Бертран в это время уже был женат и сведения о его разводе отсутствуют.
Но, как бы то ни было, и муж, и французское общество Марте быстро наскучили. К тому же в Европе назревала очередная война.
Когда Марта вернулась в Америку, ее репортажи привлекли внимание весьма могущественного человека - Гарри Хопкинса, который работал в администрации американского президента тех лет Франклина Рузвельта.
Он поручил молодой и бойкой журналистке проехать по стране и сделать серию очерков о последствиях Великой депрессии.
В итоге Марта близко сошлась и с «первой леди» Элеонорой Рузвельт, которая, как выяснилось, была близко знакома с матерью Марты Геллхорн со времен их учебы в колледже.
У Марты была возможность получить должность в администрации и сделать политическую карьеру, однако и на этот раз страсть к путешествиям и приключениям взяла верх.
Правда, благодаря этому она познакомилась еще с одним известным писателем - фантастом Гербертом Уэллсом, который был также близко знаком с семьей американского президента.
Уэллс был женат и обременен массой любовниц, однако, покоренный напором Марты, он отправился вместе с ней в Европу, где вовсю разгорался пожар новой войны.
По сути, именно Уэллс вывел ее в мир большой журналистики и во всем опекал. Долгие годы они поддерживали теплые отношения, даже когда у обоих были другие семьи.
Брак или карьера?
Третья жена Хэмингуэя
Журналистская карьера Марты Геллхорн в середине 30-х годов стремительно пошла в гору.
Она много ездила по Европе, писала репортажи о жизни американской глубинки и обличала разнообразные социальные язвы.
Во Флориде в баре «Неряха Джо» ее однажды увидел Эрнест Хемингуэй. Блистательная и остроумная блондинка в черном платье буквально потрясла его.
Сам он любил рассказывать о том, что «сначала влюбился в ее стройные ноги, а уж потом - в нее саму».
Марта осталась жить во Флориде, навязалась в подруги тогдашней жене Хемингуэя - журналистке модного парижского журнала «Vogue» Полин Пфайфер и полностью завладела вниманием самого писателя.
Они много говорили об Испании, которую обожал Хемингуэй. Так что нет ничего удивительного в том, что влюбленные вместе отправились в эту страну, когда там вспыхнула гражданская война.
Пара приехала в Испанию в 1937 году с единственным чемоданом на двоих и 50 долларами в кармане. Марте было тогда 29 лет, а Эрнесту - уже 37.
Оба симпатизировали социалистическому правительству Испании в его борьбе против фашистских генералов, и оба писали репортажи о происходивших трагических событиях.
Однако некоторые критики и тогда, и сейчас считают репортажи Марты намного лучше, чем у ее прославленного возлюбленного.
В 1940 году Марта и Эрнест официально поженились. Они вместе объехали Финляндию, Францию, Индонезию, Китай и проявили себя блестящими военными корреспондентами.
Именно Марте влюбленный писатель посвятил один из лучших своих романов «По ком звонит колокол», который принес ему мировую славу.
Супруги жили в Гаване - поначалу в номере отеля Ambos Mundos, а затем в собственном поместье Finca Vigia, которое подыскала Марта, потому что ей надоело жить на чемоданах.
Войны глазами Марты Геллхорн
Карьера важнее брака
Но брак Марты и Эрнеста продлился всего четыре года. Марта обладала жестким независимым характером. Она отказалась сменить фамилию и следовать всем прихотям супруга.
Ее совсем не интересовала та жизнь, которая в ее эпоху считалась приличной для женщины и которую вели все предыдущие жены и любовницы Хемингуэя.
В общем, она не хотела быть хранительницей домашнего очага.
И Хемингуэй жаловался друзьям: «Она самая честолюбивая женщина из всех, что жили на земле».
В конце концов Марта уехала в Европу, чтобы писать новые репортажи с фронтов Второй мировой войны.
Именно Марта Геллхорн была чуть ли не единственным журналистом, которому удалось обманом проникнуть на санитарное судно и таким образом принять непосредственное участие в высадке союзников в Нормандии при открытии второго фронта.
После этого она уговорила военных взять ее на борт английского бомбардировщика, вылетевшего бомбить немецкие позиции.
Присутствовала женщина-корреспондент и при освобождении концентрационного лагеря Дахау, одной из первых описав все ужасы нацистских концлагерей.
Брошенный на Кубе и доведенный до отчаяния Хемингуэй также отправился в Европу, чтобы отыскать супругу. Но Марта была в очередной поездке.
Тогда на какой-то вечеринке Эрнест познакомился с очередной блондинкой и тоже журналисткой Мэри Уэлш, сразу же заявив, что хочет на ней жениться.
После вечеринки и обильной выпивки в компании с красивой девицей он возвращался на машине в отель, не справился с управлением и влетел в цистерну с водой.
Когда Марта нашла его в больнице с замотанной бинтами головой, она только рассмеялась над нелепым видом своего героя и со словами «на войне так себя не ведут» снова отправилась на фронт.
Этого Хемингуэй не простил. Вслед полетело письмо: «Или ты корреспондент на этой войне, или женщина в моей постели».
Марта выбрала журналистику, а Хемингуэй женился на Мэри Уэлш…
Но, увы, недолгое супружество с Хемингуэем навсегда вписало ее в длинный реестр «женщин старины Хэма» и поставило клеймо третьей экс-жены.
Спустя годы она жаловалась в интервью своим коллегам: «Я была писателем прежде, чем я встретила его, и я была писателем в течение 45 лет после того. Почему я должна быть всего лишь сноской к чьей-то жизни?»
По военным дорогам
Между тем ее карьера действительно продолжилась и после разрыва со знаменитым мужем.
Увиденное во время войны так потрясло ее, что в послевоенные годы Марта активно защищала право евреев на создание своего государства.
Она была одним из немногих журналистов, которые подробно писали о поисках нацистских преступников и, в частности, о суде над Адольфом Эйхманом.
Но войны на Земле не прекращались. И в 60-е годы Марта Геллхорн отправляется в воюющий Вьетнам.
Затем она пишет репортажи о кровавой бойне в Сальвадоре и других странах Латинской Америки, о подробностях арабо-израильского конфликта. Едет в Африку и на Яву.
Американские читатели нескольких поколений имели возможность увидеть глазами Марты Геллхорн практически все войны XX века.
Только в Югославию она уже не сумела поехать, грустно признав, что «уже слишком стара, чтобы писать об этом».
Абсолютная независимость и жесткость характера (а, может быть, и неудачный союз с Хемингуэем) не дали ей счастья в личной жизни.
В 1953 писательница в третий раз вышла замуж - за главного редактора «Times» Т. Мэттьюса. Брак разбился в 1963 году после того, как она обнаружила, что у мужа долгий роман с другой женщиной.
Марта родила сына - Джорджа Александра Геллхорна и усыновила еще одного - Сэнди Мэттьюса. Но не скрывала того, как разочарована в самом институте брака.
К концу своей долгой жизни Марта Геллхорн почти ослепла, у нее был рак и множество других тяжелых заболеваний.
Она почти не могла писать и читать, и жизнь ее утратила смысл. В своем доме в Лондоне 15 февраля 1998 года писательница приняла смертельную дозу снотворного, покончив со своей жизнью почти так же, как когда-то Хемингуэй.