Любовь, застывшая в камне (Камилла Клодель)
Быть любовницей гения – всегда мука. Вдвойне тяжелее, если при этом женщина и сама является творческой личностью, вынужденно оставаясь в тени своего великого покровителя и любовника. «Женские страсти» - о судьбе Камиллы Розали Клодель.
Когда она встретилась с великим Огюстом Роденом, мастеру было уже за сорок, а Камилле едва миновало девятнадцать.
Роден был властным, знаменитым, амбициозным. Он уже прошел длинный и очень непростой путь к славе, получая не только частные, но и государственные заказы.
Ему казалось смешным, что хорошенькая девчонка из провинции тоже возомнила себя скульптором и могла – хотя бы только в мечтах – грезить о том, чтобы оказаться равной ему.
Сама Камилла Клодель, родившаяся в провинциальной и очень буржуазной семье из небольшого городка в области Шампань, с детства была уверена в том, что ей предназначено творить.
Кстати сказать, можно признать удивительным тот факт, что семья состоятельного торговца недвижимостью и обычной домохозяйки подарила Франции сразу две очень яркие творческие личности.
Если таланты Камиллы на родине признали далеко не сразу, то ее брат Поль достаточно быстро добился известности, став не только знаменитым писателем (создававшим и прозу, и поэзию, и религиозные сочинения), но и дипломатом, художником, исследователем.
Он побывал во многих странах, обрел политический вес и влияние и, в конце концов, получил звание академика.
Поль был младше сестры на четыре года и просто обожал ее. Именно он стал моделью для многих ее первых опытов в скульптуре (впрочем, как и остальные ее домочадцы). Откуда у семилетней девочки появилась страсть к лепке, сейчас трудно узнать точно.
Есть версия, что Камилла была покорена красотой и совершенством линий античных скульптур, изображения которых она видела в книжках своего учителя. Дело в том, что отец семейства в поисках выгодных сделок вынужден был много ездить, и детям пришлось нанять домашнего учителя, который оказался поклонником античности.
Когда бизнес отца привел семейство Клодель в Париж, семнадцатилетняя Камилла со всей страстностью своей натуры стала добиваться разрешения посещать художественную академию. Здесь она смогла впервые всерьез заняться скульптурой под руководством профессиональных мастеров.
Ее первые работы вызывали восхищение не только по-настоящему античным изяществом линий, но и скрытой в них энергетикой.
Во второй половине XIX века даже достаточно свободное общество Франции со скептицизмом воспринимало женщину-скульптора.
Работа была тяжелой, грязной и в чем-то непристойной, потому что приходилось часто сталкиваться с обнаженной натурой. Однако в работах Камиллы чувствовался такой мощный талант, что ее учителя действительно поверили в возможные перспективы юной художницы.
Вероятно, Альфред Буше - наставник Камиллы - руководствовался самыми благими побуждениями, когда привел девушку в мастерскую Родена.
Известный мастер мог не только поделиться своими знаниями и опытом, но и помочь карьере начинающего скульптора. К сожалению, расчет Буше оказался неверным. Встреча с Роденом стала для Камиллы роковой.
Говорят, что Родена поразили в первую очередь красота и страстность его молоденькой гостьи, а не ее мифические таланты, о которых говорили другие художники.
"Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью", - описывал сестру Поль Клодель.
Как бы то ни было, Роден согласился пустить девушку в свою мастерскую. При условии, что она будет беспрекословно выполнять любую грязную работу. Ну, и заодно, если уж ей так хочется, может чему-то учиться.
Девушка с радостью согласилась. Она месила глину, убирала осколки гипса, наводила порядок в мастерской. Одновременно впитывала любые советы своего наставника и создавала свои работы.
Как оказалось, Камилла и Огюст были очень близки по стилистике и страстной энергетике. Через некоторое время Роден уже настолько доверял своей ученице и ее талантам, что поручал ей завершать свои собственные скульптуры.
В конце концов, это закончилось тем, чем и должно было закончиться: Камилла стала и любовницей великого мастера, и его моделью.
Огюст Роден восхищался ее совершенным юным телом и как влюбленный мужчина, и как художник. Они наслаждались своей страстью и творческим единением душ. Однако проблема была в том, что Камилла по-прежнему оставалась в тени своего знаменитого любовника.
Печалило девушку и то, что Роден жил на два дома: для души и творчества у него была юная Камилла, а для семейного уюта и комфорта – некая Роза Бере, с которой он жил вместе уже более двух десятилетий и от которой имел сына. Ни с той, ни с другой расставаться он не собирался. Сложившееся положение вещей Огюста вполне устраивало.
А вот у Камиллы, возраст которой приблизился к тридцати годам, начались нервные срывы и депрессии. Страсть к Родену и восхищение его гением не покидали ее, но женщина чувствовала, что ее собственная жизнь проходит мимо.
У нее не было ни нормальной семьи, ни положения в обществе, ни творческого имени, ни, соответственно, заказов.
Приученная к вкусу славы своими первыми успехами в художественной академии, Камилла на долгие годы оказалась лишь подмастерьем – отражением чужого гения, не имеющим собственного лица.
Они расстались – тяжело, мучительно, болезненно. Постаревший обрюзгший Роден уехал в провинцию к верной Розе, а Камилла осталась в Париже и попыталась восстановить из руин свою жизнь и творческую карьеру.
Красота ее увяла. Но самым страшным потрясением стало то, что в ее скульптурах критики видели лишь подражание Родену.
Хотя сам Роден сказал: "Что касается мадемуазель Клодель, обладающей талантом размером с Марсово поле, она еще не оценена по достоинству… все, по-видимому, считают, что мадемуазель Клодель моя протеже, а она – непризнанная художница… я уверен в конечном успехе…"
Родство душ, стилей, страстных натур снова сыграло с ней скверную шутку – в Камилле так и не увидели оригинального яркого художника.
К тому же, эротизм образов, который прощался великому Родену, в произведениях женщины-скульптора вызывал у критиков яростное негодование.
Камилла все чаще впадала в мучительные депрессии. Заработки ее были ничтожны, но она упорно отказывалась принимать помощь Родена.
Да и он постепенно отказался от своих попыток, оставив бывшую возлюбленную ее печальной судьбе.
В одном из писем другу Роден писал: «Я уверен: она будет несчастна, узнав жизнь, сожалея и плача, осознав, что стала жертвой собственной творческой гордыни...».
Камилла Клодель пережила своего любовника и учителя на четверть века, окончив свою жизнь в 1946 году в полной нищете и безвестности в стенах одной из психиатрических клиник. Последние годы ее жизни были сплошным мучением.
«Здесь нет ничего, кроме мерзкого ночного горшка, мерзкой железной кровати, где дрожишь от холода ночь напролет. От здешнего питания я чувствую себя отвратительно. Никакими словами не передать, что такое холода в Мондеверге. Пальцы коченеют, и я не могу удержать перо. И длится это по семь полных месяцев ежегодно», – писала она брату.
И только в середине XX века знатоки искусства начали выискивать по всему свету ее немногочисленные сохранившиеся работы, увидев в них наконец-то то, что пыталась выразить эта несчастная женщина всю свою жизнь, – страсть и щемящую нежность.