Опубликовано 24 августа 2006, 20:05

Быть первой!

"Быть первой леди – самая тяжелая неоплачиваемая работа в мире".Телма Никсон    Каждая маленькая девочка мечтает стать если не принцессой, то хотя бы первой леди. Ведь это так красиво: президент (король, премьер-министр) и его очаровательная жена! Твои фото – на обложках журналов, у тебя берут интервью, тебя приглашает на завтрак английская королева и ты путешествуешь по миру абсолютно бесплатно… И работать при этом совершенно не нужно, лишь хорошо играть свою роль! А взамен можно получить не только всенародную любовь: можно попасть в историю. Только как угодить народу? Настроение толпы непредсказуемо: люди неистово любят и также необоснованно люто ненавидят! Причем от любви до ненависти – один шаг.
Быть первой!

© Жаклин Кеннеди

"Быть первой леди – самая тяжелая неоплачиваемая работа в мире".Телма Никсон    Каждая маленькая девочка мечтает стать если не принцессой, то хотя бы первой леди. Ведь это так красиво: президент (король, премьер-министр) и его очаровательная жена! Твои фото – на обложках журналов, у тебя берут интервью, тебя приглашает на завтрак английская королева и ты путешествуешь по миру абсолютно бесплатно… И работать при этом совершенно не нужно, лишь хорошо играть свою роль! А взамен можно получить не только всенародную любовь: можно попасть в историю. Только как угодить народу? Настроение толпы непредсказуемо: люди неистово любят и также необоснованно люто ненавидят! Причем от любви до ненависти – один шаг.

Отношение толпы – сложное и парадоксальное явление. Психология толпы стала предметом изучения еще в XIX веке, когда после великой французской революции Густав Лебон решил докопаться до истины: с чего это толпа решила рубить головы направо и налево? С тех пор за эту тему бралось много ученых, но по каким параметрам толпа выбирает любимчиков, толком никто не знает. Трудно объяснить, почему толпа ненавидела императрицу Александру Федоровну, сутками работавшую во время войны в госпиталях с ранеными, делая перевязки и присутствуя на операциях; и обожала принцессу Диану, которая несколько раз съездила в приют для детей, больных СПИДом.

В то же время толпа до сих пор боготворит женщину, которая вообще никогда не забивала себе голову благотворительностью и была сосредоточена исключительно на бриллиантах, прическах и платьях… Тем не менее, где бы она ни появлялась, толпа восхищенно скандировала:

Жаклин!

Быть первой!

Жаклин Бувье родилась 28 июля 1929 года в роскоши и родительской любви. Правда, родители вскоре развелись, но в жизни Жаклин никогда не было места для бедности, уныния и ахов – вздохов. Она не была красавицей: широко расставленные глаза, непослушные волосы, огромные стопы и какой-то слабый намек на наличие бюста… Но толпа избрала ее предметом поклонения: выйдя замуж за отпрыска влиятельнейшего клана Кеннеди, она фактически помогла ему стать той знаковой фигурой, какой мы его знаем. Но чем он был бы без Жаклин?!

Она умела позировать, подбирать наряды и драгоценности и самостоятельно делать макияж. Ну и что? Тысячи женщин умеют это! Но только Жаклин умудрилась сделать из себя бренд, да какой! Шарль де Голль, как истинный француз, во время знаменитого официального визита четы Кеннеди во Францию в 1962 году оценил ее так: «Миссис Кеннеди слишком большая драгоценность даже для президента США!». Что же говорить о простых смертных французах? Когда Кеннеди проезжали по парижским улицам, толпа в экстазе кричала «Жаклин! Жаклин!», совершенно забыв о ее муже…

Как она это делала? У нее был вкус, шарм, хитрость – вещи, которые не купишь! Она всегда была очень закрытой и довольно бесстрастной на публике, мало кого пуская в свое сердце. Джеки не совершала каких-то экстравагантных поступков, чтобы попасть в светские хроники. Она редко давала интервью и была недоверчива. Тем не менее, никто не считал ее холодной и бесчувственной, каковой, например, до сих пор считается

Императрица – мученица Александра

Быть первой!

Приехавшая в 1886 году в холодную незнакомую Россию 14-летняя Аликс в мгновение ока настроила против себя высший свет. Стоило ей появиться лишь на одном детском балу, как приговор был вынесен: «Холодна, бессердечна, высокомерна. Держится, словно аршин проглотила». Внимание света было пристальным: юный наследник престола цесаревич Николай явно «запал» на немецкую принцессу и толпа пристально рассматривала претендентку на русский трон. Мало кого интересовали подробности, да их многие участники тех событий так и не узнали до конца своих дней: что Аликс застенчива до слез; что в обществе незнакомых людей она от страха не может шевельнуться; что у нее дикие боли от воспаления лицевого нерва и это делает выражение ее лица ужасно напряженным; что уже в 6 лет она пережила трагедию, когда инфекционная болезнь унесла половину ее семьи, в том числе маму… Это никого не волновало: застенчивость принимали за высокомерие и ненавидели.

Ее реакция была вполне закономерной: пореже встречаться со светскими львами и львицами, подольше оставаться в тени. А ведь как она была красива! Золотистые густые волосы, стройная фигура, яркие глаза, изумительной красоты руки, ангельское лицо… Чего не доставало в ее облике, характере, чтобы быть обожаемой толпой? Может быть, легкомыслия? Или смелости? Нелогичных «чисто женских» поступков, мотовства, страстной тяги к драгоценностям и власти? Наверное, да.

Народной любви она так и не получит. Получит пулю в лоб, расчленение тела и причисление к лику святых. В то время как другая первая леди с другого полушария Земли была признала святой еще при жизни…

Святая Эвита

Быть первой!

Мария Ева Дуарте - как назвали ее при рождении - появилась на свет в 1919 году в нищей семье, где кроме нее было еще три дочери. Она никогда не знала своего отца и с детства ненавидела «богачей и толстосумов»: многое пришлось, наверное, от них претерпеть в те годы, когда она, девочка из провинции, приехала покорять Буэнос-Айрес. Юная актриса голодала, соблазняла и «раскручивала» богатых «клиентов», пока не встретила Хуана Перона – отчаянно рвущегося к власти политика. Мог ли устоять перед юной чаровницей дяденька, который старше ее вдвое? Вместе они стали той самой парой, которая смогла добиться власти в Аргентине.

Говорят, у Эвы был железный характер. Она была бесстрашна и никогда не пасовала перед опасностями. Но больше всего народной любви она отхватила за свои странные поступки: нищие аргентинцы толпами приходили к ней, чтобы… искупаться в роскошной ванне президентского дворца. Она раздавала «экспроприированное» добро и каждое утро проезжала мимо окон богачей с диким воем клаксона, наводя ужас на тех, кто еще не был «раскулачен». В этих кварталах ее ненавидели. Зато боготворили в трущобах.

Удивительно: она не стеснялась своего прошлого и не пыталась его скрыть. Быстро привыкнув к роскоши, покупая бриллианты и шубы, она не забывала о том, кем была еще вчера.

Рассказывают, что однажды, во время визита в Италию, Эвита ехала в открытом автомобиле по улицам Милана, запруженным привычной для нее толпой. Вслушавшись в крики людей, она сказала своему водителю – аргентинскому адмиралу в отставке:

- Вы слышите? Они кричат, что я шлюха!

- Ничего страшно, мадам, – невозмутимо ответил шофер. – Я тоже не был в море уже пятнадцать лет, а меня по-прежнему называют адмиралом!

Ее это только раззадоривало и мало волновало. Она знала: дома, в Аргентине, ее всё еще считают святой…

В Росси же любовь толпы обычно дается после смерти. Эту истину в полной мере оправдывает жизнь и судьба той, которую действительно можно назвать

Самая первая леди

Быть первой!

До нее в СССР не было первых леди, как впрочем, и леди вообще. И вдруг она появилась… Толпа не простила.

Красивая, элегантная, да еще весит не сто кг! (И как она смеет?!) Её фото - на первой странице газеты «Правда» рядом с мужем – президентом Горбачевым, она регулярно появляется на экранах и даже смеет что-то говорить! А самое страшное – ее муж любит! Держит за руку! Смотрит обожающими глазами! Приговор толпы крут: она ужасна, ей нет прощения!

Ну и что с того, что она лично курировала, а не только посещала детские онкологические клиники? Что по сравнению с принцессой Дианой она делала в тысячи раз больше для своей страны? Увы, у нее не было ни малейших шансов на народную любовь, и она это знала.

В одном из интервью призналась: «Я стала избегать интервью и вообще старалась говорить как можно меньше. Любое мое слово принималось в штыки, в лучшем случае вызывало насмешку. Все было плохо, даже мой английский, так что я перестала им пользоваться. Перед встречей на высшем уровне Нэнси Рейган прислала мне записку, где сообщила, что на ней будет длинное платье. У меня такого наряда не было и в помине. Судила я, рядила и в конце концов надела деловой костюм. Так газеты тут же написали, что это я специально, чтобы Нэнси почувствовала себя неловко».

Пережив бурные перестроечные времена, отстранение от власти, всеобщую ненависть и крушение всех планов и надежд, она сохраняла достоинство. Одно из последних интервью:

«Корреспондент:
- А можно чисто мужской вопрос: как Вам удается так хорошо выглядеть?

- Я стараюсь сохранить оптимизм, активность, не потерять интерес к жизни. Я рядом с Михал Сергеичем. Поддержка его - это мой первейший долг».

Говорят, она слишком эмоционально переживала уход мужа из политики. Мало думала о себе, переживала за дочь и внучек: как сложится жизнь семьи опального президента?

Она умерла 67-летней, в страшных муках от той самой болезни крови, с которой давно связала свою жизнь. И смерть, наконец, примирила ее с родной страной. Говорят, Горбачев получил сотни телеграмм от простых людей, просивших прощения за свою странную нелюбовь. А в год ее смерти впервые в России самым популярным именем для новорожденных девочек стало имя Раиса.

Подготовила Инна ИНИНА

[]