Лидия Иванова: загадки судьбы
Необыкновенным и манящим представляется будущее молодых дарований. Успех и слава, познанные ими в ранние годы, вселяют надежду на дальнейшую жизнь с прекрасными перспективами. Все сбывается у обладателей счастливой судьбы, но известно немало одаренных людей, жизнь которых оборвалась неожиданно, на взлете. Сегодня о непростой судьбе талантливой балерины рассказывает Passion.ru.
В 1924 году по всему Ленинграду были расклеены афиши с анонсом спектакля «Спящая красавица», напротив роли Феи Бриллиантов стояла фамилия балерины, утонувшей предыдущим вечером. Это была Лидия Иванова. Зрители встали, почтив память балерины, а ее роль исполнила другая танцовщица. Европейские любители балетного искусства, ожидавшие летние гастроли Ивановой, также не увидели ее выступлений, составлявших серьезную конкуренцию_великим танцовщицам._
Читайте далее: Лидия Иванова: загадки судьбы | |||
Годы учебы | Работа в театре | Воспоминания современников | Страшная трагедия |
Поступление в театр
Годы учебы
Безвременно погибшей балерине театра оперы и балета не исполнилось и 21 года. Она с завидным успехом танцевала всего три сезона, исполнила множество сольных номеров и вторых партий в спектаклях классического репертуара. Молодой танцовщице предсказывали блестящее будущее, ее считали надеждой русского балета. Лидия Иванова была выпускницей Государственного академического театрального балетного училища Ленинграда - «колыбели» русского классического танца. Здесь талантливая девочка училась пять лет.
Ансамбль зданий на улице Росси производил неизгладимое впечатление на каждого прохожего. Женское отделение училища располагалось на втором этаже. Пол в зале для занятий был дощатый, покатый, вдоль всей стены стояли высокие зеркала, в которых отражались все находившиеся в помещении. Вдоль стен на кронштейнах крепились длинные палки - станки, на уровне пола располагались широкие, закругленные сверху окна. Здесь, в волшебном мире музыки, что звучала повсюду в исполнении симфонического оркестра, Лидия Иванова училась у знаменитой балерины Ольги Преображенской, которая была педагогом класса.
В отличие от других учебных заведений города, хореографическое училище отапливалось, в залах стояли большие печи, и в перерывах ученики теснились у них, стараясь согреться. При огромной затрате физической энергии всем необходимо было хорошее питание но в те голодные годы не было в достатке даже хлеба. Те, кто жил в интернате при училище, утром получали чай с куском хлеба и кашу, на обед и ужин ели макароны с постным маслом или чечевицу. Остальные ученики в училище могли только пообедать. Некоторые однокурсники Лиды часто бывали в доме Ивановых.
В уютную квартирку она приводила двух-трёх человек, которых угощала чаем, а то и обедом. Всех встречали радушно. Отец Лиды - военный, бывший прапорщик пехотного полка, в годы революции принял сторону новой власти. Лида внешне походила на мать, родители обожали свою единственную дочь, гордились ее успехами.
В хореографическом училище был маленький театр с настоящей сценой, кулисами, партером и оркестровой ямой, где стоял рояль. В спектаклях участвовали воспитанники от младших до выпускных классов, это было отличной сценической практикой. Спектакли, утренники и вечера в училище привлекали любителей балета, пытавшихся «открыть» в маленьких танцовщицах и танцорах будущих знаменитостей большой сцены. Неизменными зрителями были и родители учеников. На этой сцене в студенческие годы выступала и Лидочка Иванова, поражавшая педагогов и поклонников своим талантом. В юные годы ее имя было хорошо известно знатокам балетного искусства.
Воспоминания современника балерины
Работа в театре
Учеба закончилась в 1921 году. В программу выпускного спектакля по желанию О. Преображенской был включен полузабытый спектакль Сен-Санса «Жавотта», в котором образ капризной и влюбленной девочки должна была исполнить Лида. Когда-то сама преподаватель воплотила на сцене этот образ, ставший большой удачей в ее творческой судьбе. Блестящего исполнения она ждала и от своей талантливой ученицы.
За несколько дней до спектакля эти надежды рухнули - Лида заболела воспалением легких: высокая температура и общее тяжелое состояние не оставляли шансов на участие в постановке. Неприятности с этим выпускным спектаклем, к счастью, не сказались на артистической карьере выпускницы училища.
В театре ее приняли доброжелательно. Приветливость эта объяснялась несколькими фактами - Иванова была одаренной танцовщицей, а за последние годы из театра уехали за границу практически все известные балерины, поэтому талантливое пополнение было кстати. Минуя кордебалет, Иванова стала исполнять вторые роли.
Известный балетмейстер Ростислав Захаров, также окончивший ленинградское училище, так отзывался о Лидии Ивановой: «Ее, пожалуй, ни с кем нельзя было сравнить: необычайная экспрессия, бурный темперамент, способность выражать как неукротимую жизнерадостность, так и глубокий трагизм. К тому же она обладала невероятно высоким и широким, почти мужским прыжком. Помню, как она танцевала в программе «Грустный вальс» Сибелиуса. В простом темно-коричневом хитоне она летала по сцене, с огромной силой воплощая содержание этого музыкального произведения. В этом прыжке, словно в исступлении, летала по сцене Лида Иванова, повисая в воздухе на шпагате. Иногда в том же концерте она выступала и в задорной и кокетливой «Польке» Рахманинова, почти не спускаясь с пальцев. Там не было ни одного прыжка, но исполнение было столь выразительно, задорное настроение танцовщицы столь заразительно, что публика заставляла ее повторять этот номер по два, а то и три раза». |
Роковой день
Воспоминания однокурсника
Критики к творчеству восходящей звезды относились серьезно - об Ивановой уверенно говорили как об актрисе, которую ожидает большое будущее. О ней часто писали в газетах и журналах, отзывы и впечатления были доброжелательными. Поклонники появились у балерины в первые же месяцы работы в театре, они встречали и провожали каждый выход любимицы восторженными рукоплесканиями.
Ее однокурсник Михаил Михайлов тоже с восторгом описывал одно из выступлений: «Лида бежала на пуантах сверху вниз по косой из правого угла сцены. С необыкновенной легкостью, остро чеканя ритм, неслась к рампе, вся подавшись вперед, сомкнув руки венчиком над головой, блестя большими черными глазами.
В этом беге было столько искрящейся оживленности, что зрительный зал неожиданно разразился аплодисментами (обычно эта часть танца не производила впечатления)». Весь зал взрывался аплодисментами, когда танцовщица демонстрировала свой «фирменный» прыжок - по-мужски берущий высь приступом.
Читаем в воспоминаниях Юрия Слонимского: «Ни о ком, кроме Спесивцевой, не писали так часто и в таких выражениях, как об Ивановой, хотя появлялась она перед зрителями на считанные минуты. Почему «на Иванову» ходили как на звезду первой величины? В ее танцах родился прыжок-шпагат - патетический возглас, которого не знал балет в прошлом. Только никто не знает, что его первооткрывательницей была Лидия». |
Успех в маленьких ролях помог продвинуться по служебной лестнице, Лидия не пробыла в театре и четырех месяцев, как ей начали поручать ответственные партии. Вскоре она блистала в «Петрушке» и «Корсаре».
Страшная трагедия
Но будущего у балерины не стало. В июне 1924 года погожим вечером она с друзьями каталась на моторной лодке по взморью Финского залива. Вода, простор, тепло уходящего дня. И вдруг катастрофа. Неожиданная. При выходе из дельты мотор лодки перегрелся и заглох. Люди увлеклись починкой и не заметили, что оказались на пути пассажирского парохода, курсировавшего между Ленинградом и Кронштадтом. Лодка попала под нос парохода и затонула. Вместе с ней - не умеющая плавать Лида и владелец лодки, пытавшийся её спасти.
Страшная весть облетела город в тот же вечер. На другой день в газетах публиковались некрологи, в программках у зрителей, пришедших на «Спящую красавицу», была указана фамилия трагически погибшей балерины. Поклонники больше не увидели ее завораживающего парения по сцене, не одарили аплодисментами. Трагедия в Финском заливе повлекла массу предположений и слухов. До сих пор озвучиваются три версии случившегося. Первая - несчастный случай. Вторая - смерть талантливой танцовщицы устроила через своего любовника знаменитая балерина Ольга Спесивцева.
По третьей версии, Иванову устранили сотрудники ГПУ, с которыми она водила дружбу. Ведь балерина могла случайно услышать то, чего знать ей не полагалось, и невольно стала опасной для «людей в кожанках». После трагедии капитан парохода, потопившего лодку, рассказывал, что моторка не стояла на волнах, а словно намеренно летела на судно, и как только перевернулась, кто-то бросил находящимся в ней мужчинам веревки с борта судна. Подруга Лиды уверяла, что нанятый ею водолаз рассмотрел под водой труп балерины с простреленной головой. Установить истинную причину трагедии так и не удалось.
Редкая одаренность натуры привлекала к Лидии Ивановой многих интересных людей. Среди ее знакомых были драматические актеры М. Чехов и Н. Монахов, прозаики М. Зощенко и Н. Никитин, поэт Н. Асеев. Балерина живо интересовалась событиями, происходящими в мире искусства, часто бывала на спектаклях в Большом театре, на гастролях Камерного театра, МХАТА, посещала концерты в филармонии, выставки живописцев. Она не успела станцевать ведущие роли в театре, полностью раскрыть свое неповторимое дарование.