Непризнанная королева фэнтези (Энид Мэри Блайтон)
Нынешней осенью исполняется сорок лет с того дня, как ушла из жизни британская писательница Энид Мэри Блайтон. По данным ЮНЕСКО, она входит в пятерку самых переводимых авторов мира. Обойти ее смогли только Уолт Дисней, Агата Кристи, Жюль Верн и Владимир Ленин. А сама она далеко обошла таких литературных гениев, как Вильям Шекспир.
Более того, совсем недавно опрос общественного мнения на родине писательницы подтвердил ее реноме:
Энид Блайтон возглавила рейтинг самых любимых писателей Великобритании, снова оставив далеко позади таких сверхпопулярных британских авторов, как Вильям Шекспир, Чарльз Диккенс или та же Агата Кристи.
Ежегодный тираж произведений Энид Блайтон даже спустя сорок лет после ее смерти составляет более восьми миллионов экземпляров.
При этом они переведены на 27 иностранных языков при общем тираже более 400 миллионов экземпляров.
А компания «Trocadero PLC» не так давно выкупила все права на издание произведений Блайтон за 13 миллионов долларов.
И это при том, что Энид Мэри Блайтон была всего-то детской писательницей и рассказывала своим маленьким читателям легкие веселые истории.
Читайте далее: Непризнанная королева фэнтези | ||
На пути к славе
Детство Энид
Энид Мэри Блайтон родилась 11 августа 1897 года в лондонском пригороде в семье небогатого торговца ножами.
В семье было еще два мальчика - Кэрри и Хэнли, но дочь была любимицей отца, Томаса Блайтона.
Они были очень похожи внешне - темные волосы, большие карие глаза - и внутренне. Оба любили музыку, театр, книги, прогулки на природе.
Когда маленькая Энид тяжело заболела и врачи оказались бессильны, именно отец выходил ее и поставил на ноги.
А вот с матерью - Терезой Мэри - у девочки были более сложные отношения.
Красивая статная женщина была по своей натуре домохозяйкой, она не понимала увлечения дочери литературой и музыкой, да и «бесцельные» прогулки с отцом по сельским окрестностям тоже не одобряла.
Но основы характера и взглядов будущей писательницы заложил все-таки отец.
Вместе они играли в индейцев и бесстрашных разведчиков, исследователей пирамид, грабителей и полицейских.
Кроме того, Томас дарил дочери огромное количество книг. Среди ее любимых были Андерсен, Кэрролл, мифы Древней Греции, а также детские энциклопедии.
В 1907 году Энид Блайтон стала ученицей Святого Кристофера для девочек в Бэкенхэме. Учеба давалась достаточно легко (разве что с математикой возникали сложности).
Она участвовала в школьных спектаклях, возглавляла теннисную и легкоатлетическую команды.
Именно в школе Энид начала писать первые рассказики и даже выпускала вместе с подружками рукописный журнал.
Однако в 1910 году счастливая беззаботная жизнь девочки разбилась вдребезги.
В семье все чаще вспыхивали скандалы: оказалось, что у отца давно уже есть другая женщина, и в конце концов он просто ушел к ней.
В провинциальном Бэкенхэме это могло стать вечным позором для всей семьи. И Тереза Мэри заставляла своих детей рассказывать окружающим, что папа просто на время уехал в командировку по делам.
Для Энид, которая обожала отца, это стало настоящей трагедией. Свое отчаяние она выливала на бумагу, создавая множество рассказов, стихов и даже поэм.
Энид пыталась что-нибудь опубликовать, но практически везде получала отказы. В конце концов, ее мать решила, что это бессмысленная трата времени и денег.
И лишь поддержка школьных подруг удержала девочку от того, чтобы навсегда забросить писательство.
Тереза Мэри считала, что дочь должна продолжить образование и стать преподавателем музыки. Однако Энид была уверена, что ее ждет другое будущее.
Она хотела лучше узнать детей, потому что мечтала писать детские книжки, и потому решила стать преподавателем в школе.
На пике славы -при жизни и после смерти
На учительской скамье
Именно в это время молоденькая девушка окончательно порвала с матерью, которая не хотела ничего знать об ее мечтах и желаниях.
В то же время ей не удалось восстановить и былые теплые отношения с отцом.
Они изредка виделись в его лондонском офисе, но к этому времени у Томаса уже было трое маленьких детей от новой жены, и времени на старшую дочь почти не оставалось.
Между тем Энид оказалась очень изобретательным энергичным преподавателем.
Она проработала год в начальной школе для мальчиков в Кенте, а затем устроилась гувернанткой в одну из местных семей, где было сразу четверо сыновей.
Ее уроки была настолько увлекательными, что постепенно к ней стали приводить и других крестных детей. Так сложилось то, что сама Энид называла «моей экспериментальной школой».
Этот период был одним из счастливейших в ее жизни еще и потому, что первое ее произведение наконец-то было принято к печати и появилось в одном из британских альманахов.
Ее жизнь омрачили лишь сообщение о неожиданной смерти отца да те скандалы, которые сопровождали это печальное событие.
Он умер от сердечного приступа в доме своей гражданской жены, однако патологическое желание Терезы Мэри скрыть свой разрыв с мужем вынудило родственников придумать другую версию - якобы Томас умер на рыбалке.
Энид настолько устала от семейных конфликтов, что отказалась идти на похороны некогда обожаемого отца.
Энид продолжала преподавать и одновременно много писала.
В 20-е годы к ней наконец-то пришел успех. Ее рассказы и статьи не только появлялись в журналах и альманахах, но и вышли отдельными тонкими книжками.
Первый брак и первые успехи
В 1924 году Энид вышла замуж за редактора книжного отдела издательской фирмы Джорджа Невнеса.
Ее супруга звали Хью Александр Поллок, и, по иронии судьбы, ему пришлось развестись с первой женой, чтобы жениться на Энид.
Их свадьба была тихой - без друзей, родственников и пышных нарядов. Молодожены поселились в небольшой квартирке в Челси, лишь иногда наезжая в старый дом Блайтонов.
Хью полностью поддерживал увлечение своей супруги и взял на себя многие хлопоты по связям с издательствами.
Кстати, это именно он приучил Энид пользоваться пишущей машинкой. До этого она все свои произведения писала обычной ручкой.
В 1929 году семья переехала в старинный дом XVI века в Бакингемшир, который когда-то был гостиницей.
Супруги проповедовали открытый общественный образ жизни, участвовали во всей деятельности местной общины, много гуляли, занимались спортом и даже отправились в морской круиз к Мадейре и Канарским островам.
Маленькой Энид категорически запрещали держать домашних животных (их не любили ни мать, ни отец).
Поэтому в доме взрослой Энид животных было с избытком - коты, собаки, ежи, черепахи, голуби, курицы, утки и многие другие.
Одним из наиболее известных ее домашних животных был фокстерьер Боб.
Долгое время Энид даже писала в детские журналы специальные рассказики от имени этой собачки под рубрикой «Письма от Боба».
Они пользовались такой бешеной популярностью, что Энид продолжала их писать, даже когда Боб уже умер.
Тем временем в 30-е годы Энид родила двух дочерей и продолжила с удвоенной энергией свою писательскую карьеру.
Работа отнимала все ее время. Уже не было совместных семейных прогулок и игр.
Она могла уделить лишь час после традиционной чашки чая для младшей дочери или встретить старшую из школы.
А Хью, который не был так загружен и был лишен известности своей жены, постепенно впал в депрессию. Лечение от этого недуга он нашел самое традиционное - алкоголь.
Втайне от жены он пил в закутке под лестницей и все больше отдалялся от своей набирающей популярность супруги. К тому же Энид пришлось взять на себя еще и все хлопоты по хозяйству.
Так, именно она в августе 1938 года занималась поиском нового, более просторного дома и хлопотами по переезду.
Второй брак и расцвет карьеры
Начавшаяся война привела семью к окончательному разрыву.
Хью уехал в Шотландию учить новобранцев, а Энид встретила весной 1941 года близкого ей человека.
Это был хирург Кеннет Фрасер, который стал ее вторым мужем. Он также был разведен и в первом браке бездетен.
Энид решительно вычеркнула первого мужа из своей жизни, как когда-то сделала это со своей матерью.
Несмотря на то, что при разводе она обещала Хью не препятствовать в его общении с дочерьми, очень быстро забыла о своих обещаниях.
С 1942 года девочки практически не видели отца, а сама Энид нигде и никогда больше не упоминала об его существовании, просто сделав вид, что его никогда и не было.
Даже в своей автобиографии «История моей жизни» нет упоминания о Хью, словно девочек Энид родила от святого духа.
Впрочем, жизнь во втором браке тоже не была безоблачной. Кеннет Фрасер во время одной из бомбежек практически потерял слух, глухота мешала общению и светской жизни.
К тому же весной 1945 года после падения с лестницы у беременной Энид произошел выкидыш. Это был их первенец, долгожданный мальчик.
Впрочем, семья тихо и счастливо проводила время в Дорсете, где на литературные заработки Энид были куплены поле для гольфа и ферма.
Именно в это время Энид пишет лучшие свои книги. Она зарабатывает столько, что в 1950 году создает собственную компанию Даррел Ватерс Лтд., чтобы управлять финансами.
Кроме того, она начинает выпускать собственные журналы, вокруг которых создаются специальные клубы почитателей тех или иных ее персонажей.
Выпускаются игрушки, развивающие игры и множество других сопутствующих товаров.
Жива в сердцах читателей
В начале 60-х годов здоровье супругов резко ухудшилось.
У Кеннета была тяжелая форма артрита, а предназначенные для его лечения лекарства практически убили почки. 15 сентября 1967 года он умер, оставив Энид одинокой и глубоко несчастной.
К этому времени у нее также обнаружили серьезную болезнь сердца, но главное - ей стали изменять память и сознание. Судя по всему, у нее была болезнь Альцгеймера.
Она утратила присущую ей всегда остроту ума, терялась в незнакомой обстановке и все забывала.
Взрослые дочери к тому времени уже жили отдельно, и писательница осталась в своем поместье, в сущности, только на попечении слуг.
А летом 1968 года ее отправили в частный санаторий, где она и умерла - тихо, мирно, во сне.
Рассказывая во всех своих книгах о счастливых детях и счастливых семьях, Энид Мэри Блайтон в собственной семье видела лишь блестки счастья.
Измена отца, разбившая ей сердце, заставила и саму Энид быть жесткой со своими родными.
Она тщательно создавала образ идеальной семьи и идеальной матери, но после ее смерти соседи вспоминали о том, каким запущенным был их дом и холодными - отношения с дочерьми.
А своим читателям, которые, как мы знаем, до сих пор ее обожают, Энид Мэри Блайтон оставила более 700 книг. Их можно разделить на несколько серий.
Это приключенческие истории, рассказы из жизни школьников, фантастические и волшебные истории (предшественник жанра фэнтези), истории для самых маленьких (например, рассказы про игрушку Нодди).
Кстати, переводы Энид Мэри Блайтон в России впервые появились еще в конце 30-х годов.
И при жизни писательницы, и после ее смерти критики достаточно жестко оценивали многие ее произведения и саму идеологию, пронизывающую все ее книжки.
Ее обвиняли в расизме (многие отрицательные герои - иностранцы, «другие») или сексизме (у героев-девочек не было шансов на карьеру или успехи).
Считалось, что у Энид бедный язык и примитивные построения сюжета…
Но детям нравились именно такие короткие и занимательные истории, которые говорят о понятных им вещах и которые им очень легко читать.