Губитель королев (Генрих VIII)
© Генрих VIII
Часть I. Благочестивая Екатерина и непреклонная Анна ...Король Генрих совершенно не выносил одиночества. Он только что похоронил горячо любимую Джейн и, погоревав немного, начал подумывать о новом браке. «Мужчина я статный, и жена мне нужна высокая и стройная», - говаривал он, совершенно забывая, что разменял уже шестой десяток, изрядно разжирел, а на ноге образовалась незаживающая язва, с которой не могли справиться медики. Желание короля – закон. Придворные кинулись подыскивать ему новую супругу. Однако матримониальные устремления Его Величества натолкнулись на неожиданное препятствие. Никто не хотел идти в жены к английскому королю. В Европе о нем ходила весьма дурная слава...
…Когда юный Генрих, принц Уэльский, в возрасте 18 лет взошел на престол и стал королем, вместе с короной он получил и жену. Ею стала испанская принцесса Екатерина Арагонская, вдова его старшего брата Артура, скончавшегося за шесть лет до этого. Это был, несомненно, политический союз. Однако Екатерина хоть и была старше своего второго супруга, но женское обаяние и очарование еще не утратила. Их брак был вполне благополучным, молодожены страстно лелеяли мечту о рождении наследника. Когда королева забеременела, будущий отец не находил себе места от радости. Он перетащил весь двор в замок Ричмонд, где со дня на день ожидалось появление наследника, и там бурно и весело встретил Рождество. Однако младенец появился на свет мертвым. Екатерина и Генрих вместе оплакивали эту утрату, но продолжали надеяться на лучшее.
Вторая беременность королевы закончилась благополучно. Она произвела на свет живого мальчика. Страна ликовала, а новоиспеченный отец устраивал бесконечные турниры, маскарады и пиршества. Но, внезапно, в самый разгар празднеств, маленький принц заболел и через два месяца после рождения умер. Только в 1516 году, через семь лет после женитьбы, Екатерине удалось родить здорового и крепкого ребенка, который, однако, оказался девочкой. Генрих, хотя и был разочарован, всячески выказывал оптимизм: «Какие наши годы, - говорил он окружающими,- Бог послал нам девочку, значит, пошлет и мальчика».
Но мальчика все не было, а королева, между тем, почувствовала на себе безжалостное действие времени. Попытки обзавестись наследником не прошли для нее даром. Она располнела, кожа утратила свежесть, а в глазах поселилась скорбь. Разница в возрасте между супругами становилась все заметнее. В то время как королева увядала, Генрих как раз входил в пору мужской зрелости.
Восемнадцать лет он прожил с Екатериной в добром согласии. На протяжении всего этого времени у него постоянно случались интрижки «на стороне», но брак, основанный на дружбе и уважении, оставался прочным и устойчивым. Пока взор короля не упал на красавицу Анну Болейн.
Анна с ее смуглой кожей, черными волосами и огромными, обрамленными длинными бархатными ресницами глазами, очень резко выделялась на фоне белокожих и светловолосых англичанок. Но главным ее оружием была вовсе не экзотичная для северных широт красота - она обладала неимоверной сексуальной притягательностью. Устоять перед завораживающей глубиной ее глаз было невозможно. Это признавали даже ее многочисленные злопыхатели. Заглянув в эту «бездну» король потерял разум. Он неистово возжелал черноглазую красавицу, но наткнулся на упорное сопротивление. История преподносит нам эту женщину как хитрую интриганку, которая воспользовалась желанием короля для того чтобы заполучить корону. Судя по всему, ее характер действительно был не из легких. Но вот насчет короны… Родные и близкие Анны были уверены, что она не хотела Генриха Тюдора. Могла ли она открыто объявить об этом королю? Нанести такое оскорбление монаршей особе означало поставить крест не только на своей судьбе, но и на судьбе родных и близких. Король отказывался чтить ее целомудрие, не воспринимал никаких намеков, и тогда она прибегла к последнему средству:
«Я лягу в постель только со своим мужем», - твердо заявила Анна настойчивому Генриху, будучи абсолютно уверенной, что это заставит его отказаться от своих похотливых желаний. Однако этот «благовидный» предлог дал весьма неожиданные результаты. Король решился на развод с Екатериной Арагонской. У Анны не было выбора, и она решила извлечь из этой ситуации максимальную выгоду. Два года длился бракоразводный процесс. Сначала королеву уговаривали уйти в монастырь, но она отвечала упорным отказом. Затем Екатерину обвинили в супружеской неверности, но доказательства оказались уж очень неубедительными. Тогда Генрих вспомнил, что, женившись на жене своего старшего брата, он совершил кровосмешение, а это грех. Эти доводы не убедили ни саму Екатерину, не пожелавшую расстаться с королевским саном, ни Его Святейшество Папу Климента VII, который категорически отказался дать развод. Тогда до крайности взбешенный Генрих решился на отделение английской церкви от Рима, что стало началом Реформации. Самолично возглавив англиканскую церковь, он без труда добился столь желанного развода.
Еще до решения Папы, Генрих тайно обвенчался с Анной и на момент коронации новая королева уже была в положении. Вскоре после свадьбы Генрих вторично стал отцом. Но, увы, Бог опять послал ему девочку. А между тем в монастыре Эмфтилль в тоске и печали умирала Екатерина. Перед смертью она послала письмо мужу, в котором просила его позаботиться об их дочери Марии и трех фрейлинах. Генрих, читая это прощальное послание, плакал. Его семилетняя страсть к Анне поутихла, и раскаянье ворвалось в его сердце. Однако вовсе не эти запоздалые угрызения совести стали решающими в печальной судьбе Анны Болейн. Она, как и Екатерина, не смогла родить ему наследника. Пока еще оставалась надежда на появление сына, он терпел порядком поднадоевший ему гордый и решительный нрав жены.
Но после очередного выкидыша, королева, ее родственники и приближенные были незамедлительно арестованы. Анну обвинили в неверности, а пытки принесли необходимые доказательства. Музыкант Смиттон, не вынеся издевательств, признался в том, что пользовался благосклонностью королевы. Анну признали виновной и приговорили к смертной казни. Оба предьидуших брака короля объявили недействительными, а дочерей признали незаконнорожденными. Церемонию казни Генрих расписал собственноручно, для этих целей даже был специально выписан палач из Кале. В парке замка Ричмонд до сих пор существует пригорок, на котором Генрих ждал известий о совершении казни над своей второй женой.
Гордая Анна, взойдя на эшафот, уверенно произнесла последние в своей жизни слова: «Моя дочь будет королевой!». Ее предсказание сбылось. Дочь Анны Болейн вошла в историю как величайшая королева Англии - Елизавета Первая. Чья слава затмила имя ее сластолюбивого отца, а твердая рука мудрой правительницы вывела страну на прочный путь процветания.
Продолжение следует.