Опубликовано 15 августа 2008, 00:02

Незабываемая королева стиля Vionnet (Мадлен Вионне)

Богиня стиля - иначе об этой женщине и не скажешь. Она не только всегда безупречно одевалась сама, но и создавала потрясающей красоты наряды для своих современниц. В мире Высокой моды она произвела настоящий фурор, введя массу новшеств, актуальных и по сей день. На Passion.ru - рассказ о гениальном модельере, имя которой помнят единицы, творениями которой восхищаются все.
Незабываемая королева стиля Vionnet (Мадлен Вионне)

   Богиня стиля - иначе об этой женщине и не скажешь. Она не только всегда безупречно одевалась сама, но и создавала потрясающей красоты наряды для своих современниц. В мире Высокой моды она произвела настоящий фурор, введя массу новшеств, актуальных и по сей день. На Passion.ru - рассказ о гениальном модельере, имя которой помнят единицы, творениями которой восхищаются все.

Когда мы ежедневно входим в лифт, включаем телевизор, достаем из холодильника продукты или ищем в интернете нужную информацию, но вряд ли кто-то из нас с глубоким чувством благодарности вспоминает создателей всего этого комфорта.

Точно так же мы достаем из гардеробов джинсы, кардиганы, мини-юбки, плащи-регланы, не задумываясь о тех, кому мы должны быть благодарны за изобретение всего этого.

Между тем многие предметы и принципы создания гардероба современного человека имеют вполне конкретное авторство.

И так уж получилось, что самые революционные нововведения появлялись в первой половине прошлого века.

С тех пор ничего радикально нового, революционного и концептуального дизайнерам одежды создать так и не удалось.

Большинство современных коллекций - это перепевы или прямые цитаты (иногда удачные, иногда не очень) лучших творений прошлого.

Увы, имена многих творцов забыты, хотя вклад их - поистине бесценен. Например, о Мадлен Вионне, которую современники считали «архитектором в моде» и многие творения которой до сих пор остаются недосягаемыми вершинами haute couture, помнят сегодня лишь узкие специалисты мира моды.

И это при том, что по всему миру в крупнейших музеях находятся созданные ею вещи, которые со временем только растут в цене и выглядят даже спустя почти век абсолютно современными.

Первые шаги к успеху

Накидка

Накидка

Считается, что особый подход к созданию одежды у Мадлен Вионне родился из ее детской мечты, так и оставшейся неосуществленной.

Маленькая Мадлен, родившаяся в 1876 году в небольшом городке Альбервилль, мечтала стать скульптором.

Однако ее семья располагала очень скудными финансовыми средствами, а потому девочка вынуждена была сама зарабатывать на жизнь, даже не достигнув 12-летнего возраста.

Как и многие французские девочки из бедных семей, она отправилась в ученицы к местной портнихе.

Перспективы у Мадлен, даже не получившей школьного образования, были не самые блестящие. Казалось, что жизнь у нее уже определена и не сулит больших радостей.

Даже то, что в 17-летнем возрасте девушка, уже ставшая достаточно опытной швеей, перебралась в Париж и устроилась в модный дом «Винсент», не предвещало радикальных перемен в судьбе.

О личной жизни мадам Вионне известно немного. Похоже, что пережитая в молодости трагедия заставила ее сосредоточиться только на работе и на творчестве.

Известно, что в 18 лет она вышла замуж, почти сразу же родила девочку и сразу же ее потеряла. Смерть ребенка разрушила и молодую семью.

С тех пор она (по крайней мере, официально) оставалась одна на протяжении всей своей долгой жизни (а умерла Мадлен Вионне в 1975 году, немного не дотянув до векового юбилея).

Становление таланта

Короткое платье

Короткое платье

Возможно, именно семейная драма заставила ее покинуть Париж. Мадлен едет в Англию, где поначалу берется даже за работу прачки.

И лишь потом ей удается устроиться закройщицей в лондонское ателье «Кэти О'Рэйли», которое специализировалось на копиях популярных французских моделей.

Однако на рубеже веков мадам Вионне, несмотря на молодость, уже вполне дозрела до того, чтобы создавать собственные модели, а не работать над копиями чужих.

Когда она вернулась в Париж, то смогла устроиться в один из самых знаменитых для своего времени Домов моды - сестер Калло.

Это принесло Мадлен некоторую известность, и спустя несколько лет ее пригласил работать к себе знаменитый кутюрье Жак Дусе.

Однако сотрудничество с мэтром оказалось не очень удачным. Мадлен Вионне с таким энтузиазмом взялась за творческое осмысление модных идей, что напугала и самого кутюрье, и его клиентов.

Так, скажем, она ликвидировала мучительные жесткие корсеты и различные подкладки, формирующие фигуру.

Именно Мадлен впервые заявила о том, что женскую фигуру должны формировать здоровый образ жизни и гимнастика, а не корсет.

Кроме того, она укоротила длину платьев и использовала мягкие облегающие ткани. В довершении всего представлявшие ее платья манекенщицы не носили нижнего белья, что оказалось слишком скандальным даже для свободных нравов Парижа.

Открытия в мире Высокой моды

Ателье мадам Вионне

Модный дом Мадлен Вионне

Модный дом Мадлен Вионне

Все закончилось тем, что свои новаторские идеи Мадлен Вионне решила реализовывать самостоятельно.

Свое дело она начала еще в 1912 году, однако собственное ателье Мадлен удалось открыть только в 1919 году, поскольку вмешалась Первая мировая война.

В сущности, можно сказать, что модный дом Вионне смог проработать только от одной мировой войны до другой и закрылся на рубеже 1940-1941 годов.

Однако и столь короткая история оказалась весьма насыщенной яркими новаторскими идеями.

Причем касалось это революционное новаторство не только создания одежды.

Скажем, именно Мадлен Вионне можно считать первопроходцем в борьбе с таким современным явлением, как контрафакт.

Чтобы защитить свои модели от подделок, она уже в 1919 году стала использовать фирменные лейблы и специально разработанный логотип.

Более того, каждая созданная в ее модном доме модель фотографировалась в трех ракурсах, описывалась в подробностях, и все это вносилось в специальный альбом.

В сущности, это можно считать вполне квалифицированным прообразом современного копирайта.

Каждая модель фотографировалась в 3 ракурсах

Каждая модель фотографировалась в 3 ракурсах

Кстати, за свою творческую жизнь Мадлен создала 75 таких альбомов.

В 1952 году она передала их (а также рисунки и другие материалы) в организацию UFAC (UNION Franfaise des Arts du Costume).

Считается, что именно коллекция Мадлен Вионне и ее так называемые «копирайт-альбомы» стали затем основой для создания знаменитого Музея моды и текстиля в Париже.

Совершенно новаторскими были и ее взаимоотношения с персоналом собственного модного дома.

Мадам Вионне не была первой среди кутюрье, которые стали использовать профессиональных манекенщиц.

Однако именно она поставила это на широкую ногу и сделала уважаемой профессией. В ее модном доме всем сотрудникам были предоставлены необходимые социальные права.

Так, в работе обязательно устраивались регулярные перерывы, всем работникам предоставлялись отпуска, им выплачивались пособия по болезни.

При ее модном доме специально для персонала были созданы больница, столовая и даже маленькое туристическое бюро.

Однако для истории моды более важными являются другие открытия мадам Вионне.

Открытия кутюрье

Античное платье

Античное платье

Главное - это то, что одежда должна естественным образом повторять линии женской фигуры; мода должна приспосабливаться к женскому телу, а не тело «ломаться» под причудливые, иногда даже жестокие правила моды.

Несмотря на то, что Вионне прошла прекрасную школу швеи и знала свое ремесло практически в совершенстве, она не столько шила, сколько конструировала, по-своему "лепила" свои модели.

Она работала только в технике так называемой наколки, то есть создавала объемные модели.

Для этого она использовала специальных деревянных куколок, вокруг которых оборачивала куски ткани и накалывала их в нужных местах булавками.

Когда ткань садилась идеально, все то же самое переносилось на фигуру конкретной женщины. В итоге модели Вионне сидели на женщинах, как влитые, полностью приспособившись под линии конкретной фигуры.

Правда, надевать такую одежду было непросто, и клиенткам Вионне приходилось некоторое время специально тренироваться, чтобы научиться это делать самостоятельно.

Основные эксперименты Вионне относятся к технике кроя. Она ввела в обиход крой по косой, при котором умудрялась делать одежду практически без швов.

Однажды специально для нее создали шерстяные отрезы шириной 4-5 метров, из которых она создавала пальто вообще без швов.

Кстати, именно Вионне придумала комплекты из платья и пальто, в котором подкладка шьется из той же ткани, что и платье. В 60-х годах такие комплекты получили второе рождение.

Дополнением к филигранному крою по косой стали и многочисленные драпировки, многие секреты которых до сих пор не разгаданы.

Особый интерес к драпировкам у Мадлен Вионне появился после ее длительной стажировки в Италии во время Первой мировой войны.

Она изучала историю и архитектуру, скульптуру и живопись. Античный стиль, который достаточно часто использовался в моде и до Мадлен, в ее коллекциях обрел вторую жизнь.

Причем драпировки всегда совпадали с естественными линиями женского тела и никогда не утяжеляли придуманные Мадлен модели.

Мадлен Вионне удивительным образом умудрялась соединять роскошь и простоту - получалась та гармония, которая так востребована современной модой.

В ее античный стиль прекрасно ложилась и вышивка, однако располагалась она только вдоль основных нитей, и это сохраняло струящийся характер любой ткани.

Этот принцип вышивки до сих пор с успехом использует модный дом Лесажа, который обслуживает практически все коллекции haute couture.

После войны

Мадлен Вионне

Мадлен Вионне

Однако ни революционный подход к модным показам, ни социальные программы, ни новаторство в технике кроя, ни античная простота, ни создание новой роскоши, ни эксперименты с первыми синтетическими тканями в конечном итоге не принесли Мадлен Вионне финансового успеха и стабильности.

Вторая мировая война подорвала модный бизнес, ее ателье закрылось, оставив ей довольно скудные сбережения.

Мадам Вионне жила скромно, но живо интересовалась всем происходящим в мире Высокой моды.

Ее творения оказались разбросанными по всему миру и на аукционах распродавались за бешеные деньги, которые шли мимо нее.

И только спустя десятилетия после смерти Мадлен Вионне, в 2007 году, знаменитый Дом моды Vionnet воскреснет под руководством британского дизайнера греческого происхождения Софии Кокосолаки. Но это уже совсем другая история…