Мадам Тюссо
Мадам Тюссо – обращение, принятое во Франции. Но тогда почему самый знаменитый музей восковых фигур процветает в Лондоне? И англичане гордятся этой необычной экспозицией, относя ее к самым посещаемым выставкам мира. В чем тайна этой необычной женщины, которая, в конце концов, и не англичанка, и не француженка, так как родилась в Страсбурге – городе, в котором с древних времен превалирует немецкая культура?
Да, да... Именно в Страсбурге, согласно архивной записи, в 1760 году родилась девочка, которую нарекли Мари.
Её отец – Иоган-Жозеф Гросхольц - солдат австрийской армии, довольно быстро покинул Страсбург, оставив дочери единственное наследство – законное имя, что не так уж и плохо для той эпохи, когда дети часто не имели и этого. Что послужило его столь скоропалительному отъезду, остается тайной. Возможно, приказ о начале очередной военной операции, а возможно и то, что Анна – жена, будучи моложе его на двадцать семь лет, после рождения дочери завязала роман с Филиппом Кюртюс – образованным и предпримчивым молодым человеком. Банальная история с классическим треугольником, существовавшим во все времена, но, в данном конкоретном случае, с совершенно неожиданной развязкой. Молодой человек предложил Анне с ребенком переехать в Париж, где он представляется повсюду, как анатомист. Редкая специальность с неконкретным содержанием, которое может обозначать как некоторые познания в области медицины, так и в лепке восковых фигур. И, наконец, самое удивительное, что он привязался к ребенку, а малышка нашла в его лице заботливого отца и хорошего наставника, так как именно он приобщил Мари к этой очень редкой в наше время профессии. А в ту эпоху, когда еще не было фотографий, а настоящий портрет у художника стоил дорого и не каждому был по карману, миниатюрные восковые фигурки пользовались большой популярностью и изготавливались многими мастерами Парижа.
Мари после нескольких лет в начальной школе постепенно приобщается к этой деятельности. Вначале она учится лепить цветы и фрукты из воска в объёмном изображении, параллельно учится рисовать, шить и моделировать прически. Она оказалась способной.
В один из холодных февральских дней 1778 года Филипп Кюртюс приглашает Мари на сеанс моделирования на улицу Бон, где остановился великий Вольтер. По дороге он объяснил Мари, кем был этот человек для Франции, а то, что он согласился позировать Кюртюсу, говорит о том, что имя мастера было достаточно известно в те годы. Два месяца спустя великий мудрец умер и, неожиданно, они стали единственными обладателеми уникального слепка из воска, сделанного при жизни философа. Деловая хватка Кюртюса подсказала ему, что нужно тот час же изготовить бюст Вольтера. Выставленный в витрине магазина, он привлекал покупателей, да и просто зрителей, желавших простится с этой неординарной личностью.
Мари постепенно подошла к своему двадцатилетию и одновременно вошла в мужской мир коммерции и предпринимательства. Она уже полностью освоилась в своей необычной профессии, став хорошим скульптором, но не только ... она сама вела финансовые документы, торговалась с продавцами воска, тканей и настоящих волос в поиске, где получше, но подешевле; заполняла регистрационные книги; думала о более выгодном освещении фигур, дабы замаскировать неестественно бледный цвет воска; устанавливала зеркала в выставочных залах, искусственно увеличивая пространство. Все для привлечения посетителей, ради которых она приберегала и свое природное обаяние.
Когда ей исполнилось 30 лет, началась Великая французская буржуазная революция - наверное, самый главный этап в ее жизни. 1789 год – кровавый год в истории Франции. Революция, казнь, гильотина - слова, которые чаще всего можно было услышать в ту эпоху на улицах Парижа. Это был период охоты на любого «гражданина», подозреваемого в симпатии к королю. Люди бледнели, услышав вечером шаги на лестнице. Кто это? Друзья или солдаты нового республиканского правительства? Как ни странно - все революции похожи друг на друга...
Дела у Мари шли намного хуже, чем раньше - французам не до искусства, выставка пустовала. Неожиданно фортуна усмехнулась ей, но эта улыбка была грустной, даже трагической: в 1790 году умер Бенжамин Франклин, в память которого Национальная Ассамблея Франции объявила траур, а Мари, вспомнив урок Вольтера, точас же смоделировала профиль великого американца и установила его перед входом в галлерею. В течение многих дней толпа почитателей этого свободолюбца не уменьшалась перед их выставкой.
Год спустя Париж прощался с другим своим любимцем – Мирабо. Мари изготовила и выставила в витрине его бюст - количество посетителей резко возросло, как и прибыль. Галлерея, не смотря на эту грустную славу, становилась все более известной.
Неожиданно к Мари пришла иная идея: почему бы не начать лепить портреты живых героев революции? Она обращатилась к Робеспьеру с просьбой изготовить его бюст и, что удивительнее всего, получила его согласие. У Мари появилось множество новых идей, но портреты выдающихся личностей интересовали её особо. Интуиция подсказывала ей, что все эти люди войдут в мировую историю.
Кульминацией в её деятельности стало убийство Марата сторонницей короля Шарлоттой Кордей. Мари еще ничего не знала, когда в ателье вошли несколько представителей власти и, потребовав взять все необходимое для снятия слепка, сопроводили её к месту убийства. Её руки работали четко и уверенно, почти механически, а глаза пытались запомнить черты лица молодой женщины, окруженной солдатами.
Вернувшись, она по памяти восстановила её портрет, а позже, по своим эскизам сделала маску – муляж Шарлотты. Неожиданно её осенило, что эта женщина, одна, без Марата - своей жертвы, не представляет собой ничего особенного. Они должны быть вместе. Появилась идея о создании не только фигур, но отдельных сцен, воспроизводящих ключевые моменты истории. Так было положено начало её будущей коллекции.
Казалось бы за всем этим Мари забыла о личной жизни, но нет. Она пользовалась успехом у мужчин и особенно не строила из себя недотрогу, но идея о замужстве ей пришла в голову лишь после смерти Куртиуса, когда она по-настоящему почувствовала себя одинокой. Кем был в её жизни этот мужчина? Любовник матери, вначале он заменил ей отца, которого она не знала, а затем превратился в её наставника и друга, к мнению которого она всегда прислушивалась.
Несколько месяцев спустя после кончины Кюртюса, она познакомилась с Франсуа Тюссо и в октябре 1795 года они уже обвенчались в мерии Парижа. В сентябре 1796 года родилась девочка, которая, к сожалению, умерла 9 месяцев спустя. В апреле 1798 года Мари произвела на свет сына Жозефа, на которого после смерти малышки перенесла всю свою любовь и привязанность. Как ни странно, рождение ребенка не выбило её из устоявшегося ритма. Она по-прежнему энергична и изобретательна. И именно отсутствие этих качеств у мужа начинает её раздражать. Она ждала от него помощи и поддержки, а он оказался любителем выпить и азартным игроком. Она не обращает внимания на первые конфликты, погружаясь в работу, надеясь на саму себя и на свою фортуну, которая подкидывает ей новый сюжет: Наполеон.
Жозефина, будущая императрица Франции, прочитав хвалебную статью о галлерее Кюртюса в одной из ведущих газет Парижа, заказала у Мари портрет своего знаменитого супруга. Бюст был выполнен и преподнесен Жозефине, а муляж остался у Мари, присоединившись к иным маскам: Жан–Жак Руссо, Вольтер, Робеспьер, казненные Луи XVI и Мари-Антуанетта. Коллекция постоянно пополнялась новыми персонажами... а семейная жизнь новыми проблемами. В 1800 родился второй сын – Франсис. Все более частыми становятся ссоры с мужем: она зарабатывала деньги, а он проигрывал их в карты, не понимая того, что пускает на ветер будущее наследство их детей. Этого она не могла простить ему. Развод? Но это означало раздел имущества, в том числе галлереи и всего того, что было создано ею и Кюртюсом. Это также её не устраивало. Реально все проанализировав, в том числе свой возраст, непонятную ситуацию во Франции после революции и непрекрашающиеся конфликты с мужем, она решила эмигрировать в Великобританию.
Непростое решение для женщины, которой уже за сорок, с двумя детьми на руках. Но она не нашла иного выхода, чтобы защитить свои интересы и интересы детей. В 1802 году она приехала в Лондон, где и началось настоящее перевоплощение Мари Гросхольц в Мадам Тюссо, у которой есть опыт, талант, репутация и, наконец, деньги, чтобы начать все сначала.
Первый опыт в этой незнакомой еще стране показал ей, что английская история не менее занимательна, чем французская: Ричард Львинное сердце и Генрих VII, Мария Стюарт и Мария Тюдор, Кромвель и английская революция.
Мадам Тюссо сразу же принялась за работу, моделируя знаменитые персонажи. Это были фигуры в полный рост. Цвет волос и глаз, рост, телосложение, одежда соответствовали реальности, а рядом с фигурой, для большей правдоподобности, иногда воссоздавалась и обстановка той эпохи. Англичане, влюбленные в свою историю, по достоинству оценили её труд. Её выставку все больше посещали. Но фортуна не всегда улыбалась ей: в 1804 году, после турне в Ирландии, грузовой пароход, который должен был доставить все её фигуры в Ливерпуль, затонул. Для Мари это было равнозначно смерти: выставка была её единственным источником существования. И именно в эти, невероятно тяжелые дни, проявились её новые качества: упорство и твердость характера. Разочарование уступило место вере. Она вновь начала все сначала, благо все муляжи, которые она никогда не уничтожала, были на другом судне. Она взяла кредит для закупки материала, а затем, одна, без чьей-либо помощи, с утра до поздней ночи, лепила фигуры, шила костюмы, моделировала прически. Это был титанический труд, но Мари вышла победительницей, воcсоздав всю коллекцию, состоявшую в то время из нескольких десятков фигур и, конечно же, добавила к ней новых персонажей. И, как компенсация за тяжелую работу, к ней пришла настоящая известность.
Выставка мадам Тюссо гастролировала по всему острову: Англия и Шотландия, Ирландия и Уэльс...изо дня в день, из года в год. Каждый новый сезон открывался новыми фигурами: Вальтер Скотт и Шекспир, Картуш и Ловелас, лорд Байрон и сер Нельсон... История стала для нее неисчерпаемым источником вдохновения.
Подросли и стали помощниками сыновья, успешно освоив её опыт. Не муж, но дети: Жозеф и Франсис, заменили её Кюртюса. Она следит за всеми новостями, читает газеты, книги по истории, энциклопедии. Для своего времени это была очень образованная женщина. Кроме прочего, она обладала удивительным даром сразу же внедрять свои новые идеи. Однажды, прочитав в газете о невероятно жестоком убийсте, у неё сра зу же возник замысел создать Комнату ужасов, воспроизводящую самые известные преступления века.
В те годы выставка Мадам Тюссо была уже настолько известна, что привлекала внимание репортеров, среди которых был и молодой Чарльз Диккенс - еще никому не известный в то время писатель, подрабатывающий в одной из лондонских газет и, конечно же, не догадывавшийся о том, что сам вскоре войдет в коллекцию Мадам Тюссо. В 1830 году произошло иное событие, которому Мари искренне рада: Франсис женился, а рождение его первого сына пробудило в ней неожиданные чувства. Она впервые осознала, что стоит во главе рода, который измеряется уже тремя поколениями и у которого может быть интересное будущее. Однажды, держа внука на руках, у неё появилась новая оригинальная мысль – начать моделировать детские фигуры: принцев, принцесс, наследников короны. Самым ярким воплощением этой идеи стала тринадцатилетняя девочка с большими голубыми глазами – Виктория, будущая королева Великобритании, посетившая выставку в 1833 году. Несколько дней спустя Мадам Тюссо получила письмо с королевской печатью и со словами благодарности в свой адрес.
Быть представленным при жизни в коллекции Мадам Тюссо стало престижно. Экспозицию встречают с восторгом во всех городах Великобритании. Миллионам людей той эпохи, когда о фотографиях и исторических фильмах еще не было и речи, она предоставляла единственную возможность увидеть историю. Это был не просто успех, а настоящий триумф!
И опять Лондон и Ливерпуль, Дублин и Йорк, и снова Лондон... Она привыкла к этой кочевой жизни, но сыновья, особенно Франсис, у которого уже трое детей, мечтали изменить этот ритм, предложив создать стационарную выставку. Ей понадобилось время, чтобы привыкнуть к этой мысли и в один из дней 1835 года она дала свое согласие. У них было достаточно средств, чтобы купить дом в центре Лондона и открыть в нем музей. Когда вошли первые посетители, Мадам Тюссо почувствовала головокружение - то ли от гордости, то ли её 75 лет давали себя знать. Она поняла, что сыновья были правы. Только так можно было увидеть и по-настоящему оценить их многолетний труд с 1802 по 1835 год. Но истинную радость ей доставило ощущение семейного клана и то, что есть кому продолжить её начинание.
В сороковых годах музей Мадам Тюссо стал одним из составных элементов королевского ритуала принятия особо почетных гостей, среди которых был и царь всея Руси Николай I. Особенно его заинтересовала фигура Вольтера – в свое время его великая прародительница была в переписке с философом.
Чуть позже иное известное лицо посетило музей - американский магнат шоу-бизнеса Тейлор Барнум, создатель «American museum» - самого большого в то время развлекательного центра Америки. Он быстро осмотрел выставку, но не более... настоящий интерес у него вызвала не уменьшающаяся очередь перед входом в музей - истинный американец, которого волнует, в первую очередь, вопрос прибыли. Он, не колеблясь, решил приобрести эту выставку, тем более, что денег было достаточно, чтобы купить все, чего он только хотел. Но, неожиданно, он натолкнулся на женское упрямство Мадам Тюссо – сумма, предложенная им, не произвела на неё никакого впечатления. Типичный американский предприниматель, для которого все измерялось деньгами, он не понимал того, что пыталась ему объяснить Мари: она не могла продать дружбу Кюртюса, свой выстраданный многолетний опыт и, наконец, будущее своих детей, внуков и правнуков.
Мудрость и интуиция не обманули её. Дело, которое она начала в 18 столетии, превратилось в огромную империю развлечений в 21 веке. Род Тюссо процветает, правнуки продолжают дело своей великой прабабушки, открыв музеи под именем Мадам Тюссо в Амстердаме, Гонк- Конге, Лас Вегасе и Нью-Йорке. Не говоря уже об аналогичных выставках, появившихся в в Париже, Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах мира.
Эта необыкновенная женщина умерла в 1850 году, в возрасте девяноста лет. Она родилась и провела детство в Страсбурге – городе с немецкой культурой, начала свою карьеру во Франции, добилась настоящего успеха в Великобритании. Игнорируя все национальности, она вошла в мировую культуру. Англичане называют её родоночальницей шоу-бизнеса, её жизненные принципы настолько современны и понятны нам, что, порой, мы забываем, что она родилась в 1760 году. Она была женщиной, которой удалось возвысить смерть до уровня великой Истории.
Наталья Стронгина