Космическая амазонка (Сигурни Уивер)
© Сигурни Уивер
Наверное, на голливудских холмах найдется не так уж много суперзвезд, чей внешний вид настолько отличался бы от стереотипов. Судите сами: высоченная (182 сантиметра), худая, подтянутая, без выдающихся сексуальных форм, без классического кукольного личика… И все же - суперзвезда, ставшая в одночасье известной всему миру как отважный лейтенант Рипли – стойкий борец с чуждыми нам чудовищами.
На самом деле, для юной Сьюзен Александры Уивер жизнь начиналась именно так, как и должна начинаться в разнообразных голливудских историях. Она родилась в 1949 году в семье, которая была тесно связана с миром «большого кино», шоу-бизнеса и театрального искусства. Ее отец Сильвестр Пэт Уивер долгое время был президентом крупной американской телекомпании NBC, а мать Элизабет Инглис – достаточно талантливой, но не слишком у нас известной, актрисой.
Так что упрямая своевольная девочка могла либо сразу же устремиться на покорение голливудских вершин, либо, в знак протеста против голливудских же нравов, устроиться какой-нибудь нянечкой в приют для бездомных или официанткой в придорожное кафе. Впрочем, Сьюзен успела сделать и то, и другое.
Поначалу, взбунтовавшись против своей успешной и вполне состоятельной семьи со всеми ее традициями, она, как и многие «сердитые молодые люди», в начале шестидесятых переболела идеями хиппи. Однако ее целеустремленная волевая натура требовала чего-то большего. И вот молодая девушка уже заканчивает престижный Стэндфордский университет, а затем и Йельскую драматическую школу (где она училась, кстати, вместе с другой известной драматической актрисой Мэрил Стрип), не устояв перед зовом крови.
Хотя надо признать, что ее путь на сцену не был усыпан розами. Еще во время учебы Сьюзан действительно подрабатывала официанткой в небольшом кафе на Бродвее и одновременно играла в бесплатных спектаклях на любительской сцене, где ставили высокопарные классические греческие пьесы. При этом ей было довольно сложно из-за высокого роста подобрать партнеров.
Думается, что вес ее отца в мире телебизнеса сыграл не последнюю роль в том, что она получила важную роль в популярном телесериале «Сомерсет» и в течение долгого времени там с успехом снималась. Ей даже удалось привлечь внимание столь взыскательного режиссера, как Вуди Ален, который увидел в Сьюзен истинное дитя своего любимого Нью-Йорка. Итогом ее дебютов в большом кино стала крохотная роль в фильме Алена «Энни Холл».
Но чрезмерно высокий рост актрисы помешал дальнейшему творческому сотрудничеству с маленьким Аленом. В свои фильмы он ее больше не приглашал. И поскольку укоротить свой рост Сьюзен не могла, она решила… слегка укоротить свое имя и превратилась в хорошо известную всему миру киноманов Сигурни Уивер. Именно под этим именем она и снялась в 1979 году в нашумевшем фантастическом блокбастере режиссера Ридли Скотта «Чужой» в роли лейтенанта Рипли. С тех пор миновала четверть века, а в представлении множества фанатов Сигурни Уивер так и осталась навсегда крутой космической амазонкой, уничтожающей чудовищных пришельцев. Тем более что этому способствовали выходившие один за другим продолжения, которые оказались столь же качественными, как и первая лента.
Однако на самом деле творческая жизнь Сигурни шла по трем параллельным курсам – и везде достаточно успешно. Широкой публике она была известна по циклу фильмов про сражения с чужыми, да по двум приключенческим комедиям про охотников за привидениями, которые для своего времени оказались кассовыми рекордсменами. Театралы ценят Уивер за блестящую игру в драматических спектаклях. А интеллектуалы с нетерпение ждут ролей Уивер в так называемых артхаусных фильмах. Они редко собирают большие деньги, не всегда замечаются критикой (в частности, яркая напряженная драма режиссера Романа Полански «Дева и смерть» осталась вне «Оскара»).
Ее роли всегда необычны, идут вразрез с голливудскими стереотипами так же, как и ее внешность. Некоторые специалисты считают, что во многих своих драматических ролях Сигурни Уивер отдает дань европейским традициям кино, успешно сочетая их с американским подходом. И при этом кассовый успех, звание секс-символа американского кино ее абсолютно не привлекает. Известно, что в свое время Сигурни отказалась от роли в знаменитом фильме «Девять с половиной недель», которая затем сделала звездой Ким Бейсингер. Гораздо больше ее привлекла, например, роль в сложной психологической картине «Гориллы в тумане», которая поднимала серьезные экономические и политические проблемы.
Вполне возможно, что стремление к подобным ролям вызвано желанием избавиться от плотно закрепившегося за ней образа неустрашимой Элен Рипли. Возможно, побудительная причина кроется в том, что известность к Уивер пришла в уже довольно зрелом возрасте, и ее самая звездная роль казалась ей легковесной. Стремление исследовать человеческую натуру часто заводило ее слишком далеко. Например, в триллере «Имитатор» (у нас она еще известна как «Копия убийства») Уивер сыграла женщину, которая подвергалась нападению маньяка и с тех пор боится открытого пространства. При этом сама актриса давно страдает тяжелыми приступами клаустрофобии, и эта роль далась ей весьма непросто.
Однако все это время рядом с ней был муж – режиссер Джим Симпсон, который поддерживал ее эксперименты и в кино, и на драматической сцене. И когда Сигурни в очередной раз обошли «Оскаром», он собственными руками выточил деревянную копию знаменитой статуэтки и вручил супруге этот трогательный подарок…
Василий СЕРГЕЕНКО.