Госпожа М. (Джуди Денч)
© Джуди Денч
Наверное, найдется немного современных актрис, которые обладали быть столь разнообразными и разносторонними титулами и званиями (как официальными так и неофициальными), как англичанка Джуди Денч. Она очень органично соединяет в себе аристократизм светской дамы и демократичность выходцев из рабочих кварталов, классические роли шекспировских и чеховских героинь в ее репертуаре перемежаются совершенно невероятными образами неких космических виртуальных духов.
Отметив в прошлом году свое семидесятилетие, она остается одной из самых востребованных (в том числе и в Голливуде) и одной из самых любимых британских актрис, к которой и публика, и критика относятся с неизменным уважением. Кажется, что к ней не липнет никакая грязь, и даже местные папарацци относятся к ней с благоговением.
Сама она к своей громкой славе относится с неизменной иронией и полным спокойствием. Возможно, истоки такого философского спокойствия уходят в ее далекое детство. Родилась Джуди в 1934 году в провинциальном Йоркшире в достаточно простой, но очень интеллигентной семье. Ее отец был местным врачом, очень уважаемым человеком и большим любителем классического искусства.
К тому же члены семьи Денч были приверженцами религиозной общины квакеров, которые проповедовали достаточно строгую этику как в работе, так и в личных отношениях. Этих же религиозных взглядов Джуди придерживается и до сих пор, искренне удивляясь непомерным аппетитам некоторых голливудских звезд, которые запрашивают гонорары в десятки миллионов долларов и ведут при этом весьма разнузданный образ жизни.
При этом в семье не было никаких запретов и табу (кроме благопристойного образа жизни и стремления к самосовершенствованию), поэтому тяга детей (не только маленькой Джуди, но и ее брата Джеффри) к искусству ни у кого не вызывала протеста. Поначалу они увлекались живописью, однако когда у отца появились пациенты из числа актеров местного театра, и Джуди, и Джеффри навсегда заболели театром, став актерами.
Они начали играть еще на школьной сцене, а затем Джуди отправилась покорять большой мир и поступила в лондонскую Центральную школу дикции и драмы (где, кстати, училась вместе с Ванессой Редгрейв, с которой до сих пор поддерживает теплые дружеские отношения). Школа давала классическое театральное образование, и поэтому совершенно естественным кажется тот факт, что и дебют Джуди Денч, и множество ее последующих театральных ролей были связаны с Шекспиром.
Она начала с прекрасной Офелии и переиграла практически всех известных шекспировских героинь – от Джульетты до леди Макбет. Однако в первые годы своей театральной карьеры выступала в провинциальных труппах и лишь в начале шестидесятых годов (как раз после нескольких удачных воплощений классических шекспировских ролей) была торжественно принята в знаменитый лондонский королевский шекспировский театр.
И здесь сенсацией становилась практически каждая ее роль. Она играла Мольера, Ибсена, Брехта, Чехова (который, по признанию самой актрисы, является ее любимым автором – не в обиду отечественному гению Шекспиру), даже Арбузова, пьесы которого высоко ценятся в классическом английском театре.
Однако, завоевав известность почти с первых шагов на театральной стезе, Джуди Денч во всем остальном добилась признания и успеха довольно поздно. В кино, например, она долгое время вообще ни снималась, а потом стала появляться лишь в эпизодических ролях. В некоторой степени ее кинематографической карьере способствовала дружба с актером Яном Хольмом, с которым они познакомились на постановке «Вишневого сада» еще в начале шестидесятых годов и с тех пор поддерживают прекрасные отношения. Более того, если одного из них приглашают сниматься в какую-нибудь картину, он тут же зовет другого.
Большинство поклонников Джуди Денч знают, как придирчиво она подходит к выбору пьес для своего участия. Тем удивительнее было ее появление в знаменитой бондиане – цикле остросюжетных фильмов о приключениях британского суперагента Джеймса Бонда. И не просто так, а в роли босса агента 007 – могущественного начальника секретной службы под псевдонимом М.
Были шокированы поклонники бондианы, которым вторжение женщины в этот культовый сериал в столь необычной роли показалось надругательством над любимым героем. Б_ыли шокированы и поклонники самой актрисы, которые посчитали переход от Шекспира к Яну Флемингу предательством высокого искусства. Но, как ни странно, и те, и другие очень быстро изменили свою точку зрения._ Самая актриса отнеслась к этому повороту своей судьбы с неизменным чувством юмора: «Это очень забавно – быть боссом Бонда!» И внесла в свою роль немалую долю самоиронии, приблизив бондиану к реальной жизни.
Как бы то ни было, после первого и последующих фильмов о Бонде с участием Джуди Денч на нее наконец обратил внимание мир большого кино в целом и Голливуд в частности. Переступив шестидесятилетний рубеж, она наконец-то стала получать главные роли в кино. В ее активе – блистательные роли в картинах «Миссис Браун» (о любви королевы Виктории и простолюдина, конюха Джона Брауна), «Айрис» (биография Айрис Мэрдок), эпизоды в фильмах «Чай с Муссолини» (режиссера Франко Дзефирелли) и в знаменитом «Шоколаде» (режиссер Ласе Хольстрем).
Получив несколько десятков разнообразных кино- и театральных премий, своего «Оскара» Джуди Денч завоевала восьмиминутным появлением в фильме «Влюбленный Шекспир» в роли английской королевы-девственницы Елизаветы. И это тоже очень типично для судьбы ироничной британской актрисы.
В своей жизни Джуди Денч имеет практически все высшие награды своей страны. Она награждена Орденом Британской империи, имеет титул Дамы (женский аналог присуждаемого только мужчинам титула рыцаря). При этом она не ограничивает себя какими-то светскими рамками и делает то, что ей интересно. Достаточно сказать, что она с удовольствием играет в легкомысленных мюзиклах (кстати, именно она была в свое время одной из первых исполнительниц на британской сцене знаменитого мюзикла «Кабаре»).
У своего еще одного давнего друга Кеннета Брана в его театральной компании «Возрождение» она выступает и режиссером шекспировских спектаклей, также снискав славу и уважение. При этом она не позволяет себе забронзоветь в лучах заслуженной славы, оставаясь неизменно простой, демократичной и ироничной женщиной. Сыграв так много ролей в пьесах своего гениального земляка, она в конце концов написала очень забавную ироничную книгу «Шекспир для идиотов», которая мгновенно стала супербестселлером. И продолжает оставаться ехидным боссом лучшего суперганта всех времен и народов – госпожой М.
Василий СЕРГЕЕНКО.