Празднование Нового года у древних народов обыкновенно совпадало с началом возрождения природы. Только в 1492 году русская православная церковь приняла решение о переносе новолетья с 1 марта на 1 сентября.
В XIV веке Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября - согласно греческому календарю.
И только в 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом повелел "впредь лета исчислять" с 1 января: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает".
Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им в Голландии и других странах Западной Европы.
Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им в Голландии и других странах Западной Европы.
К этому времени можно отнести начало повсеместного празднования в российских городах с елкой. Этот обычай занесен к нам из Германии и лишен у нас обрядового значения. Темная буроватая ель или сосна в русском фольклоре не пользовались особым почетом. Любимое дерево русских песен и русских обрядов - березка.
Поэтому обычай этот всегда был распространен только в городском быту. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали детям после забав более богатые жители городов.
Наш дедушка Мороз - персонаж славянского фольклора.
На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.
Наш дедушка Мороз - персонаж славянского фольклора.
На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.
У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами.
Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.
Дед Мороз отражен в древнеславянских сказаниях, русских народных сказках, фольклоре, русской литературе.
А ранее...
Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.
Дед Мороз отражен в древнеславянских сказаниях, русских народных сказках, фольклоре, русской литературе.
А ранее...
Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.
В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.
Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами. Но со временем Мороз менялся.
Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.
Прямым предком Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун (Студенец, Мороз). С тех пор, как в России начали отмечать Новый Год, в домах стал появляться старый дед - с бородой и в валенках. В одной руке он нес мешок с подарками, а в другой - палку.
Прямым предком Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун (Студенец, Мороз). С тех пор, как в России начали отмечать Новый Год, в домах стал появляться старый дед - с бородой и в валенках. В одной руке он нес мешок с подарками, а в другой - палку.
Тогда Дед Мороз не был веселым старичком, который распевал песенки. Подарки он, конечно же, дарил, но только самым умным и послушным, а остальным хорошенько доставалось палкой.
Но годы шли, и Дед Мороз старел и добрел: перестал раздавать тумаки, а стал просто запугивать плохих детей страшными сказками.
Но в наше время Дед Мороз уже никого не наказывает и не пугает, а только раздает подарки и веселит всех у новогодней елки. Палка превратилась в волшебный посох, который не только отогревает все живое в лютые морозы, но и помогает Дедушке Морозу играть с детишками в разные забавные игры.
Со временем у Дедушки появилась внучка - Снегурочка, которая стала помогать разносить подарки и рассказывать сказки. Родиной нашего Деда Мороза с 1998 года считается Великий Устюг.
Инесса, 19 лет, Краснодар