Зрение со знаком минус
“Беречь, как зеницу ока”, - говорим мы о чем-то очень ценном. А так ли уж бережем мы саму “зеницу” — бесценный дар природы и самое главное наше средство мироощущения? Вот начался учебный год, и в кабинеты детских офтальмологов потянулись очереди мам, спешащих “обрядить” своих школьников в очки с новыми “диоптриями”.
А многие ли попытались за летнее время укрепить, улучшить, исправить зрение своих малышей, подготовить их глаза к грядущим школьным нагрузкам? Недостатки зрения, связанные с дальнозоркостью и некоторыми видами астигматизма, как правило, устраняются при ношении очков. Более плачевно дело обстоит с близорукостью.
К сожалению, процент близоруких детей, а, следовательно, и взрослых с каждым годом растет все стремительнее. По данным ВОЗ, каждый четвертый человек в мире страдает близорукостью. Близорукость бывает врожденной, может появляться у дошкольников, но чаще всего возникает в школьном возрасте, причем с каждым годом обучения в школе число детей с близорукостью увеличивается, а степень ее нередко возрастает. Ко времени совершеннолетия примерно 1/5 часть школьников из-за близорукости ограничена в той или иной мере в выборе профессии.
По сведениям из разных источников, до 70-ти процентов японских, и от 27-ми до 37-ми – российских студентов вузов близорукие.
Специалисты Центрального НИИ экспертизы трудоспособности утверждают, что основной причиной инвалидности “по зрению” являются различные осложнения близорукости.
Откуда же она берется? Швейцарский ученый Штейгер в своей монографии о проблемах близорукости еще в 1913 году писал, что близорукость слабой степени (до 3,0 диоптрий) можно рассматривать как приспособительную реакцию в процессе эволюции. Наши предки, являясь охотниками и добычей одновременно, нуждались, в основном, в хорошем зрении вдаль. С развитием цивилизации человеку все более необходимым становится отчетливое зрение вблизи (чтение, ремесла, теперь — компьютер и т. д.). Глаз перестраивается таким образом, чтобы ясно видеть на близком расстоянии, затрачивая при этом минимальное мышечное напряжение, т. е. становится близоруким.
Большое значение в распространении близорукости имеет ее наследственный характер. Естественный отбор меняет свое направление с развитием человеческого общества. При первобытном строе близорукие чаще погибали, следовательно, оставляли меньше потомства. Сейчас все наоборот. Близоруким ограничен доступ к вождению транспорта, службе в армии, приему на работы, связанные с риском для жизни. Проще говоря, их жизнь более безопасна, чем у здоровых людей, а значит, есть все возможности продолжать свой род, увеличивая число наследственно близоруких людей.
Близорукость — это следствие слишком большой преломляющей способности. Но рефракция глаза не является чем-то застывшим и неизменным. В течение жизни человеческое зрение претерпевает ряд естественных изменений.
Большинство новорожденных детей имеют дальнозоркость — из-за малого размера глаза и его еще неразвитой преломляющей способности. По мере роста организма увеличивается и глазное яблоко, следствием чего является постепенное уменьшение дальнозоркости. У некоторых детей под влиянием внешних условий и особенностей организма этот процесс развивается медленно, и даже к 12-ти годам, когда прекращается формирование рефракции, глаз остается дальнозорким. У других рост глаза происходит несколько быстрее, и он приобретает нормальную рефракцию — самую благоприятную для зрения.
Но иногда чрезмерный рост глазного яблока сразу приводит к близорукости, которая с возрастом может прогрессировать, правда, к счастью, достигая только слабой или средней степени. Но в некоторых случаях, главным образом при несоблюдении элементарных условий гигиены зрения или при ослаблении организма в результате перенесенных тяжелых заболеваний (например, краснухи), прогрессирование близорукости продолжается и в зрелом возрасте, когда ни о каком росте глазного яблока уже речи не идет. В этом случае близорукость переходит в тяжелое заболевание глаза — осложненную или, как ее раньше называли, злокачественную близорукость. Даже ношение очков не спасает от постоянного падения зрения.
Что имеется в виду под несоблюдением гигиены зрения? Это, прежде всего, усиленная, чрезмерная зрительная работа на близком расстоянии, особенно при недостаточном освещении. Одним из требований к качеству освещения является относительно равномерное распределение яркости. Большая разница яркости рабочего места и окружающего поля вызывает уменьшение видимости и снижает работоспособность глаза, особенно у детей. Также необходимо ограничить слепящее действие источника непосредственно на глаза, то есть не пользоваться лампами без плотных абажуров, направляющих световой поток на объект зрения.
Лучшим видом освещения является дневное. Вот почему в школах и детских садах так часто моют окна, держат подоконники свободными от цветов и вешают легкие светлые шторы. Но тем не менее, в школьных, даже наиболее светлых классах в третьем от окон ряду освещенность может быть недостаточной. Поэтому ребят регулярно пересаживают с одного ряда на другой.
Постарайтесь создать максимальные условия для хорошего освещения детской комнаты или уголка и у себя дома. Жаль, что детям обычно отводят самые маленькие и темные (“чулком”) комнаты в квартире, да еще “запечатывают” их на всю зиму от сквозняков, что делает мытье окон невозможным на целых полгода.
Конечно, не стоит бояться включать искусственное освещение в дополнение в естественному даже днем, если последнего явно недостаточно. Вреда для зрения тут нет. Чтобы обеспечить ребенка достаточным освещением, можно рассчитать необходимую мощность: 10-15 ватт на квадратный метр комнаты. А над письменным столом или другим излюбленным местом чтения, рисования, конструирования и т. д. — не менее 40-60 ватт на квадратный метр.
Лучшие условия для зрительной работы создает люминисцентное освещение, дающее мягкий, рассеянный свет, близкий к спектру дневного света при почти полном отсутствии теней. Оно более благоприятно и для людей с дефектами зрения, в частности — с осложненной близорукостью, так как снижает зрительное напряжение и отдаляет наступление утомления. Разумеется, надо следить, чтобы не возникало даже малейшего мигания таких ламп.
Возникновению и развитию близорукости иногда предшествует состояние, именуемое ложной близорукостью. Чаще всего ложная близорукость бывает у первоклашек, не приспособившихся еще к резкому возрастанию зрительных нагрузок. А также у выпускников школ, абитуриентов и студентов первых курсов, “чахнущих” ночами над учебниками. Возникновению ложной близорукости, вызванной спазмом мышцы глаза, способствуют длительная зрительная нагрузка без перерыва, чтение лежа, плохое освещение.
При ложной близорукости, как и при истинной, острота зрения вдаль понижена. Однако состояние это, в отличие от истинной близорукости, обратимо. При своевременном обращении к врачу, применении медикаментозных средств, тренировке глаз линзами, гимнастике и нормализации зрительной нагрузки можно добиться ликвидации спазма и восстановления высокой остроты зрения.
К сожалению, случаи спазмов имеют свойство повторяться и переходить в истинную близорукость. Неумеренный просмотр телепередач играет в этом основную роль. При взгляде на телеэкран наши глаза совершают массу невидимых микродвижений, а это влечет за собой быструю утомляемость мышцы глаза. Людям, предрасположенным к возникновению спазмов и прогрессированию близорукости, а также школьникам младших классов можно посоветовать смотреть максимум две телепередачи в день. Смотреть телевизор следует с расстояния не ближе 2-3-х метров от экрана и при таком освещении, чтобы свет не попадал в глаза и не отражался от экрана.
Да и “необходимые” зрительные нагрузки для ребенка с прогрессирующей близорукостью необходимо сократить. Обязательно позаботьтесь, чтобы при выполнении домашнего задания и других работ на каждые 20-25 минут зрительного напряжения приходилось не менее 5 минут отдыха. При близорукости свыше 6,0 диоптрий целесообразно сократить время непрерывной зрительной работы до 15-ти минут, а время отдыха увеличить до 10-ти.
Близорукие дети часто ограничивают себя в движении, добавляя к проблемам зрения еще и результаты гиподинамии. Это неправильно! При неосложненной близорукости до 5,0 диоптрий можно и нужно заниматься спортом. Если занятия любимым видом спорта несовместимы с ношением очков, очки можно снимать. Не следует только рекомендовать такие виды спорта, как конный, горнолыжный, подводный, мотоспорт, хоккей, футбол, водное поло, при которых требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. Зато идеальны для лечения близорукости настольные игры: “Бильярд”, “Футбол”, “Хоккей”, с помощью которых детисмогут тренироваться в определении удаленности объектов в пространстве и расстояния между ними.
А вот от тяжелых садово-огородных работ близорукого ребенка лучше освободить. При неосложненной близорукости выше 6,0 диоптрий (а при изменениях на глазном дне – выше 4,0 диоптрий) противопоказан подъем тяжестей или занятия вроде прополки или сбора ягод, требующие длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз.
При осложненной близорукости противопоказаны все виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения. Однако такие физические занятия, как гимнастика, туризм, гребля, плавание можно дозированно в индивидуальном порядке разрешать и при высокой близорукости.
Большую роль в сохранении зрения играет питание. Особенно необходимы витамины А и В2. (О нехватке последнего говорят лопнувшие сосудики в глазах.) Однако тонус глазной мышцы падает и при дефиците в рационе витамина С.
Лада ШИГАНЦОВА
Консультант – Юрий НИКОЛЕНКО, офтальмолог.