Опубликовано 07 мая 2009, 17:13

Батик

   Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрытия не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. На языке коренных жителей Индонезии «ba» - это ткань, «tic» - капля. Узоры на ткани – так можно перевести слово «батик».
Батик

Батик

© Батик

   Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрытия не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. На языке коренных жителей Индонезии «ba» - это ткань, «tic» - капля. Узоры на ткани – так можно перевести слово «батик».

Техника батика многообразна: горячий и холодный батик, свободная роспись, узелковый батик, прием «шибори» и штамповка.

Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Особенность этого способа в том, что рисунок в итоге имеет графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками.

В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.

Свободная роспись производится без применения резервирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резерва. Свободная роспись имеет очень много самых разнообразных приемов.

Для выполнения любой из этих техник, ткань заправляется в пяльцы или натягивается на раме с помощью крючков. Необходимо строго соблюдать взаимно перпендикулярное расположение нитей основы и утка, а также параллельное их расположение каждой из сторон рамы.

Узелковый батик очень прост, для получения оригинального рисунка используются камешки различного размера. Камешки завязываются в ткань и только после этого она окрашивается.

Техника «шибори» немного напоминает узелковый батик. Ткань необходимо сложить в задуманной последовательности, закрепить и затем окрасить. В итоге вы получите ткань с причудливыми узорами и разводами.

Штамповка – прием, позволяющий значительно экономить время. С помощью штамповки можно изготавливать очень красивые изделия, если, конечно, заранее тщательно обдумать цветовую гамму работы.