Азы ручной вышивки (часть 4. Вышитые картины)
© вышитые картины
С древних времен вышивка широко применялась не только для украшения одежды, но и для украшения предметов интерьера. Диванные подушки и покрывала, скатерти и полотенца, постельное белье, занавеси и шторы, всевозможные футляры, шкатулки, ширмы, дамские зонтики от солнца, оклады книг, конская упряжь – вот далеко не полный перечень вещей, в декоре которых возможно использование вышивки. Но сегодня мы поговорим о картинах, выполненных в разных техниках.
ЧАСТЬ 4. ВЫШИТЫЕ КАРТИНЫ.
В последние годы вышивание картин стало повальным увлечением. В специализированных магазинах продаются как отдельные схемы, так и целые наборы, включающие в себя канву, мулине и саму схему для вышивания. Как правило, это схемы для вышивки картин счетными швами («крест» и «гобеленовский шов») (картины «Фруктовый венок», «Бант»).
Картина «Фруктовый венок». Фон – неотбеленный двуниток, нитки – х/б мулине, шов «простой крест».
Картина «Бант». Фон – белая канва, нитки – х/б мулине, шов «простой крест».
«Гобеленовский шов», как и «крест» (см. статью «Азы ручной вышивки. Часть 3»), имеет много разновидностей. Вот четыре из них.
_ Прямое гобеленовское шитье _ (рис.2). Известно также как репсовое, норвежское или шведское шитье. Вышивают горизонтальными рядами слева направо или справа налево. Высота стежка - 2-3-4 нити ткани. Между стежками - нить ткани. По узору, намеченному на клетчатой бумаге, высота стежка уравнивается с шириной группы стежков. В основе группы стежков - квадрат. Часто вышивают также над проложенной под ряд стежков нитью.
Косое гобеленовское шитье (рис. 3). Вышивают обычно через две нити ткани в высоту и через одну нить ткани в ширину с направлением слева направо. Вышивая на руках, поворачивают работу и продолжают вышивать.
Широкое гобеленовское шитье (рис. 4). В зависимости от структуры ткани, можно этим швом вышивать в нескольких размерах. Наиболее приятно соотношение: две вертикальных и три горизонтальных нити ткани. Промежуток между стежками в ряду - одна нить ткани. Направление вышивания - слева направо, направление стежка - справа от верхнего края ряда, налево на нижний край ряда. Стежок можно направлять и с левого нижнего края ряда направо на верхний край ряда.
Захватывающий гобеленовский шов (рис. 5). Для высоты наклонного стежка нужно взять пять и для ширины - одну нить ткани. Следующий ряд начинается четырьмя нитями ткани ниже. Стежки каждого следующего ряда вышиваются между стежками предыдущего ряда так, чтобы высота стежка оставалась всегда в пять нитей ткани. Направление вышивания - слева направо, направление стежка - слева снизу направо вверх.
Кроме счетных швов, картины можно выполнять и простыми швами (рис.6 «Цветы», рис.7 «Рыбы»). О простых швах мы говорили в статье «Азы ручной вышивки. Часть 2».
Картина «Цветы». Фон – неотбеленный лен, нитки – х/б мулине. Листья, цветы выполнены швами «валик» и «стебелек», сердцевина цветков – шов «узелки», стебли – шов «в раскол».
Картина «Рыбы». Фон черный сатин, нитки - х/б мулине. Выполнена швами «вперед иголку», «тамбур», «валик» и «гладь».
Шов «в раскол». Выполняется он так (рис.8а): делается стежок «вперед иголку» (A-B), затем иголка выводится на лицевую сторону протыкая (раскалывая, отсюда и название этого шва) предыдущий стежок на расстоянии примерно 1/3 от длины самого стежка (В-С), далее опять делается стежок «вперед иголку» (С-D). Длина лицевых стежков должна быть одинаковая. На изнанке получается ровный ряд пунктирных стежков.
Шов «в раскол» можно выполнять в несколько рядов. В этом случае направление стежков изменяется на 180 градусов и следует следить за тем, чтобы места «расколов» первого и второго ряда не совпадали (рис.8б).
Маленькие картинки можно объединять в диптихи и триптихи (справа). Сшейте из атласа или материала для гардин ленту шириной от 3 см (если картинки совсем маленькие, можно взять и готовую), расположите и закрепите на ней ваши творения, сверху оставьте место для закрепления банта, который можно сделать из той же ленты, или украсьте чем-нибудь на ваш вкус. С изнанки на ленте сделайте петлю.
Стоит отдельно остановиться на вопросе оформления картины.
Законченную вышивку необходимо выстирать и отгладить. Стирать следует в теплой воде, нейтральным мылом или гелем для стирки цветного белья, сильно тереть вышивку не рекомендуется. Затем хорошо прополоскайте под проточной холодной водой. Выжимайте вышивку только руками, но не выкручивайте, затем расправьте и дайте немного подсохнуть.
ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО РУЧНОЙ ВЫШИВКИ: отглаживать готовую вышивку можно только с изнанки, предварительно подложив несколько слоев ткани, не слишком горячим утюгом. Только в этом случае ваша работа сохранит выпуклость и объемность, которая характерна только для ручной вышивки.
Отсюда вытекает ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: ручную вышивку нельзя упаковывать под стекло.
Если ваша картина выполнена на тонком материале, советую после отглаживания приклеить с изнанки кусок флезелина, выступающего за размеры вашей вышивки на 1,5-2 см. Эта простая хитрость не позволит перекоситься вашей вышивке при натягивании на подложку, а заодно дополнительно закрепит нитки на изнанке.
_ Вы хотите чтобы картина приобрела законченный вид? Тогда вставьте ее в раму. _ Самый простой, но более дорогостоящий способ – отдать работу для окончательного оформления в багетную мастерскую.
Для тех же читательниц, кто не захочет идти этим путем, я расскажу, как вставить картину в раму самим. Для этого нам потребуется рама, кусок оргалита, ушки для картин, акриловая краска, кисточка средней толщины. Все это можно приобрести в любом магазине для художников.
_ 1. Натягивание вышивки на подложку. _
Для тонких тканей:
Вырежьте кусок картона (оргалита) по размеру вышивки с припуском с каждой стороны, учитывая вырез рамки.
На изнаночной стороне вышивки поместите кусок картона; наметанные и карандашные линии должны совпасть. Загните края ткани по углам и прикрепите к картону клейкой лентой (рис.10а).
Обработайте одну сторону, потом другую; заверните вверх края ткани, закрепите их кусочками ленты (на расстоянии 2,5 см друг от друга). Отогнутые углы также закрепите клейкой лентой, плотно прижимая ткань, чтобы поверхность была ровной (рис.10б).
Для плотных тканей:
Положите вышивку изнанкой вверх, поместите на ней кусок картона; отверните вверх края ткани на двух противоположных концах при отогнутых под углом 45 градусов углах и прошейте поперек суровой ниткой; проделайте то же самое с двумя другими сторонами. Туго натяните канву на картоне; зашейте отогнутые углы. Работайте натянутой нитью (рис.11).
Раму вашей картины можно покрасить краской, покрыть лаком, украсить бисером, пуговицами, крупой, ракушками и т.д. Не сдерживайте свою фантазию. Главное помнить, чтобы ваша рама не затмевала собой вышивку, а органично ее дополняла.
Закрепите вышивку в раме маленькими гвоздиками с изнанки. На равном расстоянии ввинтите ушки, проденьте в них суровую нитку, на которой и будет держаться ваша картина на стене. Нить не должна быть длинной, чтобы ее не было видно из-за картины.
С выбором места для картины на стене, думаю, вы справитесь сами. Единственное, что позволю себе заметить в этой связи – постарайтесь не вешать картину под прямые солнечные лучи. Со временем мулине может выгореть. Если это уже произошло, попробуйте освежить краски вашей вышивки слабым раствором уксуса.
Желаю удачи. В следующий раз мы поговорим о вышивке гладью.
С уважением, Юлия МИЛОКУМОВА
По вопросу заказа вышивки обращайтесь по адресу iggolka@mail.ru
В качестве иллюстраций были использованы работы автора.