Борьба с завалами барахла в квартире — священная война, которая запросто может стать гражданской, если близкие саботируют ваши усилия. Сколько ни убирайся, а чище почему-то не становится, напряжение нарастает, а вера в свои силы тает. А все потому, что вы занимаетесь уборкой стихийно и бессистемно. Мы нашли три эффективных системы ведения домашнего хозяйства — одну простую и две похитрее. Опробовано — работают! Один день — одна комната Каждый день наводите идеальный порядок в комнате, но только в одной. Например, понедельник — кухня, вторник — прихожая, среда — спальня, четверг — ванная и так далее. Комнаты в наших домах — это не бальные залы, прямо скажем, и времени на уборку будет уходить не особенно много. Никакого плана уборки не нужно — просто заходите в комнату с тряпкой и убираете весь заметный бардак. Так во всем доме будет поддерживаться умеренный порядок.Флай-леди То есть «порхающая домохозяйка». Система сложная и многогранная, но действенная. Строится она на основе нескольких правил: Размусоривайте жилье, то есть периодически избавляйтесь от старых, сломанных и неиспользуемых вещей. Создавайте рутинные ритуалы, вроде утреннего кофе, только направленные на приведение дома в порядок — например, каждый день, вернувшись с работы, поливайте цветы и протирайте подоконник, каждый раз после ванны полируйте зеркало. Делайте уборку с таймером: например, если решили прибраться в шкафу, поставьте таймер на 15 минут, и пока он тикает, занимайтесь только шкафом, не отвлекаясь ни на что.Разделите пространство на зоны. Даже в небольшой комнате есть несколько функциональных зон: тут спим, тут у нас ноутбук стоит, а вот здесь скапливается гора одежды. Выделите эту зону и убирайте именно ее, не отвлекаясь на все остальное в комнате. Разбирайте хот-споты — то есть те «горячие точки», где бардак уже перешел все мыслимые пределы. Это места, до которых обычно не доходят руки — завал из старых газет и жировок на холодильнике, погребенный под одеждой велотренажер, балкон, куда ссылаются чуть треснутые вазы, трехногие стулья, трехлитровые банки для закатки овощей и прочие вещи, которые когда-нибудь понадобятся (на самом деле, скорее всего, не понадобятся никогда). Система флай-леди удобна тем, что предполагает не трудовой подвиг раз в месяц, а минимальные, почти незаметные ежедневные усилия, и помогает выработать привычку к порядку при помощи рутинных ритуалов. Словом, идеальна и для лентяев, и для тех, у кого вечно не остается времени на домашние дела.Японская система 5«С» Вообще-то ее придумали для менеджмента качества на рабочих местах, но оказалось, что она работает не только в воркспейсах гигантских корпораций, но и в любой квартире. Это строго научная система, обкатанная на сотнях предприятий. Именно она создала явление «японского качества» и, как полагают некоторые эксперты, превратила захудалую послевоенную страну на задворках мира в экономического гиганта. Уж с мусорным кризисом в вашем доме она точно справится. Итак, 5«С» — это: Сортировка — убираем из каждой зоны дома то, чему там не место: пустые чашки с рабочего стола, зарядки для смартфона, планшета и электронной сигареты — из-под этого рабочего стола, счета с кресла в прихожей и собрание сочинений Шекспира из туалета. Соблюдение порядка. Сортируем все объекты на те, что нужны постоянно, изредка и никогда. Первые ставим в открытом доступе (например, зонтик в обычной московской прихожей), вторые прячем подальше (резиновые сапоги-ботфорты на случай экстренной рыбалки), третьи выбрасываем или дарим (светящийся лимонный дождевик на меху — черт его знает, случится ли еще когда-нибудь такая вечеринка под дождем). Соблюдение чистоты. Создаем график уборки мест, тут может помочь система «Один день — одна комната». В рамках этого этапа снабжаем закоулки квартиры емкостями для отходов и мусора: маленькое ведерко в ванной подойдет для косметических отходов — ватных палочек или дисков, тканевых масок для лица, небольшая корзинка в спальне поможет разобраться с фантиками от конфет и палочками мороженого (конечно, никто из нас не ест сладкого в постели — но вдруг!).Стандартизация. Самый сложный этап — объяснить домашним, что вы делаете, и что им нужно делать, дабы ваши усилия не пошли прахом. Объясните, что есть правила: «Поел — убери за собой», «Тарелки ставить в сушку», «Грязное белье класть в корзинку». В детской можно установить систему хранения и пометить каждый ящик: один для кубиков, другой для машинок. Стоит пометить и кухонные контейнеры, чтобы никто не взывал к вам: «А где в этом доме сахар?» Совершенствование. Нет такой системы, которая не нуждалась бы в отладке. Но понять, что нужно скорректировать, можно только в процессе ее внедрения. Проще говоря, вы решили, что место чашек на кухне, но муж упорно таскает их в комнату, потому что пьет кофе перед компьютером. Так не лучше ли организовать кофейный уголок с чайником, чашками и запасом арабики рядом с его рабочим местом?