Опубликовано 17 февраля 2002, 19:58

Двенадцать чашек кофею

   Человек разумный чувствует себя хозяином на всей планете и в то же время остается безвольным рабом своих привычек. Человек - это звучит гордо. И одновременно тот же человек, который рожден для счастья, как птица для полета, может собственными руками уничтожить свою жизнь... Почему так происходит? Почему мы так часто попадаем в кабалу своих желаний? И при этом точно знаем, что все это во вред... Сигаретка в обеденный перерыв, пять-шесть чашек кофе цвета жгучей испанской ночи - казалось бы, это такие привычные обыденные пустяки. Ну, что в них может быть плохого?
Двенадцать чашек кофею

Человек разумный чувствует себя хозяином на всей планете и в то же время остается безвольным рабом своих привычек. Человек - это звучит гордо. И одновременно тот же человек, который рожден для счастья, как птица для полета, может собственными руками уничтожить свою жизнь... Почему так происходит? Почему мы так часто попадаем в кабалу своих желаний? И при этом точно знаем, что все это во вред... Сигаретка в обеденный перерыв, пять-шесть чашек кофе цвета жгучей испанской ночи - казалось бы, это такие привычные обыденные пустяки. Ну, что в них может быть плохого?

Между тем стоит напомнить о тех самых веществах, которые лежат в основе всех этих обыденных явлений и обладают откровенно психотропным действием на нервную систему. Уверена, что многие из нас слышали хоть что-то об этом, да только по привычке не стали придавать этому значения. Мол, наркотическая зависимость - это не про нас (чистеньких, благополучных, уверенных в себе и своих силах), это откуда-то из другой жизни. Увы, это не совсем так...

Нервная система может находиться в одном из двух состояний. Это возбуждение или торможение. Например, когда человек спит, то он отдыхает. Совсем в другом режиме, можно сказать щадящем, работают все органы. И вот с восходом солнца человек просыпается. Он уже вышел из одного состояния, но еще не пришел полностью в другое. Что делать, чтобы преодолеть этот порог и почувствовать себя “нормальным человеком”? Одни приступают к зарядке или предпочитают утреннюю пробежку. Другие же по самым разным причинам (прежде всего, признаем откровенно, по причине банальной лени или катастрофической нехватки времени) любят не спеша выпить чашечку-другую кофе или крепкого чая. В результате действительно взбадриваешься и как бы полный сил и энергии идешь на работу. На самом же деле искусственным стимулятором становятся те самые экстрактивные вещества (в данном случае - кофеин), которые сыграли свою коварную роль.

Двенадцать чашек кофею

Двенадцать чашек кофею

Теперь, кстати, нетрудно объяснить, почему кофе бывает многих сортов. Я имею в виду не только и не столько его вкус. Каждый из них обладает определенными свойствами и воздействием на организм. А их смесь может оказаться просто взрывоопасной. И в зависимости от того, какой у нас коктейль, а проще говоря - смесь, один кофе бывает предпочтительнее другого в каких-то ситуациях. Вот почему есть кофе утренний, дневной и вечерний - в зависимости от концентрации и набора экстрактивных веществ.

Точно так же объясняется и воздействия на организм чая (кстати, тоже содержащего кофеин). Например, китайцы с их многовековой культурой употребления этого напитка заваривают его в фарфоре совсем не так, как это принято у русских. Через минуту-полторы, как травка попала в кипяток, выделяются экстрактивные вещества, которые возбуждает нервную систему. А уже через пять минут начинает появляться тонин, который напротив, тормозит нервную систему. Мы же, с нашей культурой и традициями, можем пить чаек даже суточной давности, в котором осталась одна “краска”.

Двенадцать чашек кофею

Двенадцать чашек кофею

Теизм (или, проще говоря, чрезмерное увлечение чаепитием), кофеизм, табакокурение - это члены одной “большой семьи” наркотиков. Зависимость от них приходит незаметно и оказывается невероятно болезненной именно оттого, что наркотиками всерьез их никто не считает. Ведь мы почти все пьем чай или кофе. Где же та граница, которая проходит между обычными кулинарными пристрастиями и жестокой привычкой, разрушающей здоровье? Граница эта действительно едва уловима. Вот почему человек понимает, что он попал в беду только тогда, когда по его организму нанесен сокрушительный удар.

И здесь нужно сказать, что есть потребление ситуационное и привычное. В первом случае человек обязательно находится в какой-то ситуации, которая его как бы постоянно провоцирует. Бригада лесорубов, скажем, в зимние холода для “сугреву” постоянно пьет водочку. А в роскошном офисе каждые два часа бегут ставить навороченный кофейник... Мозг и нервная система постепенно настраиваются на постоянное получение искусственных стимуляторов в одно и то же конкретное время и в одних и тех же обстоятельствах. Если того же лесоруба вовремя посадят за руль автомобиля, то он уже не будет пить для “сугреву”. Не та ситуация!

Однако ситуационное потребление быстро преобразуется в привычное. То есть лесоруб, уже страдающий алкоголизмом, будет тянуться к стакану в любой обстановке, даже на жарком юге. А юная барышня из офиса, закончив аспирантуру и перебравшись преподавать в университет, где все предпочитают здоровую минералку, все равно выпьет свою дневную дозу кофе. Как говорится, процесс привыкания пошел. И когда же нарушается граница, так сразу никто не может ответить.

Отследить это можно иногда по тому, как человек переходит от меньшего к большему: от слабенького чая - к более крепкому, чтобы по мозгам ударило хорошо; от двух чашек кофе - к десяти; от нескольких сигарет в день - до нескольких пачек; от более слабых сортов табака - к более крепким; от растворимого кофе - к натуральному молотому.

В наркологический диспансер как-то обратилась на прием женщина, употребляющая за день 10-12 чашек крепчайшего кофе. Однако и этот рекорд удержался недолго. Его побил один мужчина, который за день опустошал... стограммовую банку растворимого кофе. Понятно, что они не пришли бы к врачу, если бы сами не почувствовали, что они уже по ту сторону границы между “можно” и “нельзя”. Что они в ситуации, когда тонкие структуры мозга уже поражены... Можно сказать, что процесс идет уже на уровне подсознания. Организм интенсивно продолжает поиск недостающего компонента. И это становится мучительным...

Двенадцать чашек кофею

Двенадцать чашек кофею

Даже страдающий в легкой форме испытывает дискомфорт. Ему будто чего-то постоянно не хватает, а потому он не может сосредоточиться ни на чем. Им как бы управляют темные силы, сидящие внутри. И страшней всего наркотическая “ломка”, ибо она самая сильная. Да-да, и у любителя чашечки чая, и у кофемана может наступить настоящая ломка, если лишить организм привычной дозы.

Конечный итог обычно печален. Тут и камни в почках от крепкого чая или кофе... И больное сердце... И разрушенная печень... И довольно потертый внешний вид с мешками под глазами, темными тенями (которые не берет ни одно дорогое маскирующее средство), серой пергаментной кожей... И это неизбежно. До летального исхода в таких случаях дело вряд ли дойдет. Однако первым делом все-таки поражается нервная система человека; он совершенно беспричинно становится раздражительным, нервным и агрессивным. А затем прокладывается обратная дорожка от возбужденного состояния до состояния полного торможения. Когда уже цистерной кофе не взбодришься... И когда вдруг ваш организм начинает рассыпаться на части, редко кто вспоминает все эти выпитые в приятной компании чашечки кофе с ароматной пенкой.

Галина ЮДАХИНА
Консультант Михаил ВОЛКОВ, врач-нарколог.