По закону: семью с грудничком забрали из поликлиники в полицию
С каждым новым витком становится все яснее, что этот конфликт — лишь иллюстрация гораздо более масштабного, возможно даже, жизнеопределяющего раскола между теми, кто «по закону», и теми, кто «по понятиям» (или «по-человечески»).
Если вы случайно вдруг не в курсе, то вкратце суть сюжета такова:
Что произошло на самом деле
Дочка Сергея Яшина (сейчас ей шесть месяцев) с самого рождения наблюдается в клинике «Семейная».
«Семейная» — это сеть клиник с большим количеством филиалов. Яшины были прикреплены к одному из них, но девочке назначили обследование, которое в этом филиале не предоставлялось. Направили в другой филиал (тоже клиники «Семейная»).
События начали разворачиваться в субботу, 19 ноября, когда мама, папа и шестимесячная дочка приехали не «в свой» филиал к назначенному времени. Для проведения процедуры по закону требуется подписать договор на обслуживание и добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство. Поскольку подписывать такое согласие за несовершеннолетнего может только родитель или законный представитель, то для оформления документов в поликлинике требуется документ, подтверждающий родственные связи — либо свидетельство о рождении, либо хотя бы паспорт, куда вписан ребенок.
У Яшиных ребенок не был вписан в паспорта ни к одному из родителей. А свидетельства о рождении они с собой не взяли. Договор и согласие, соответственно, подписать не могли. Поэтому администратор отказалась направить семью на плановую процедуру, однако связалась по телефону с тем филиалом, где дочка Яшиных наблюдается постоянно, и запросила информацию.
Поскольку ответ не пришел сразу, а ожидание затянулось, Сергей Яшин попросил принять их без документов: в конце концов, в своем филиале они оформлялись по всем правилам — и данные в общей базе быть должны. Администратор настаивала на документах — хотя бы копиях, хотя бы фото в телефоне. На что отец ответил: «Допустим, свидетельство у меня есть, а ребенок не мой, я его украл. Как вы это поймете?» Подошедшая в этот момент главврач филиала велела администрации вызвать полицию.
Еще через несколько минут Яшиным надоело ждать и они стали собираться домой. На выходе у Сергея произошла драка с охранником. А потом всю семью забрали в полицию по подозрению в похищении ребенка.
Запись с видеокамер наблюдения в холле клиники выложена на Youtube — и вы можете попытаться составить собственное непредвзятое мнение о сложившейся ситуации.
А вот дальше Интернет взорвало.
Ищем виноватых
Вернувшись домой, Сергей Яшин опубликовал в соцсетях свою версию событий. Начало поста: «Меня с женой и грудным ребенком увезли в полицию прямо из клиники!!!» — сразу привлекло внимание правозащитников. За сутки это воззвание разошлось более чем в тысяче репостов. И, конечно, все возмущались, осуждали и требовали возмездия. Поскольку в распоряжении публики имелась только одна версия событий, то все фейсбучное общество, естественно, приняло сторону обвинения.
- «Пациент может вести себя как угодно, но главврач обязана разруливать любые ситуации»
- «Яшин молодец, что не утерся, а сообщил всему свету об этой очередной "клинике"!»
- «Почему родители вообще обязаны доказывать, что их ребенок это их ребёнок??? Людей направили из другого филиала постоянными клиентами которого они полгода являются. Что вообще за бред за их собственные деньги».
- «А мы в городской поликлинике. Если бы со всех требовали документы – там бы постоянно жил наряд полиции».
- «Надеюсь, вам удастся не только добиться увольнения, но и вообще лишить лицензии таких врачей!»
Надо признать, текст письма был составлен очень грамотно и давал всем сторонам конфликта простор для маневра: начиналось описание событий с комплимента «своему» филиалу: «Идеальная клиника, чудесный персонал, хотя и недешево». Далее выясняется, что главврач того, стартового филиала, вообще давний добрый друг семьи. Сергей Яшин, скорее всего, сначала ждал просто извинений. Но заканчивалось письмо еще одним гневным воззванием: «ГОСПОДА, простите, ЭТО НОРМАЛЬНО?! Это нормально, что к постоянным пациентам вашей клиники относятся как к скотам?!»
Все выходные в соцсетях кипели страсти, а сеть клиник «Семейная» хранила молчание. Но даже несмотря на это, баланс сил к вечеру воскресенья начал выравниваться: народ вник в подробности. Появились комментарии (и, как ни странно, в основном они были не от врачей) в поддержку — нет, не клиники и даже не врача, которая вызвала полицию, а самого подхода к ситуации: закон есть закон.
- «Правильно врач поступила. В следующий раз папа не будет так «шутить».
- «Поступили правильно, по закону. Адекватный бы пациент нашел способ подтвердить свои отцовские права на ребенка. Но оказался агрессивным юмористом».
- «Попробовал бы он в Европе или в Штатах так пошутить – ребенок бы уже пошел по приемным семьям».
- «Документы должны быть в порядке - есть случаи, когда дети становятся жертвой преступлений и афер. Поэтому даже в сомнительных случаях нужно извещать правоохранительные органы».
А в понедельник Павел Бранд, медицинский директор «Семейной», наконец выступил с ответным заявлением и опубликовал видео с камер наблюдения.
По закону или по-человечески
Честно говоря, сам сюжет был откорректирован не так уж сильно. Просто стало видно, что это папа первым ударил охранника, а не наоборот. В остальном канва соблюдена. Но с понедельника споры сместились в другую плоскость. Глупо выяснять, кто прав, кто виноват, когда очевидно, что напортачили обе стороны: родители должны предъявлять документы, охранник не имеет права насильственно задерживать кого бы то ни было, отец не имел права затевать драку, клиника не должна была выкладывать в Сеть видео, на котором запечатлены третьи лица… Да и решать этот конфликт следовало (или нет — как вы думаете?) через вышестоящие организации, а не через соцсети.
Собственно, именно этими соображениями во многом и объяснялась отсрочка ответа от Медицинского директора. Павел Бранд дал комментарий Passion:
Некоторые люди считают, что чтобы не подпитывать конфликт, его надо погасить, то есть не отвечать. Вообще мы полезли отвечать на эмоциях. Надо было просто написать, что он наглый лжец, а сотрудников мы накажем, видео предоставим только в нашем офисе любому, кто хочет в этом убедиться. Мы не хотели выносить этот конфликт в публичную плоскость. Но Яшин к нам не обращался до публикации своего поста. Мы ждали претензию и собирались разобраться. Он не дал нам такого шанса.
Павел Бранд
Медицинский директор клиники «Семейная»
Это тоже показательный момент: принципиальное нежелание большинства населения решать конфликты официальным путем. Как в древнем мире — предпочитаем брать глоткой и устраивать плебисцит: кто набрал больше «лайков», тот и выиграл.
Однако разгорающаяся война «Яшины против Семейной» показала, что сформировалась довольно мощная прослойка людей, считающих, что если есть закон, то его надо просто соблюдать — не «идти навстречу», не «пытаться как-нибудь решить», не «договариваться»… Мы, как общество, наконец, дозрели до уровня хотя бы средневековья и готовы видеть конфликт легального и морального.
Человек публично обвинил нас в нарушении законов, мы ответили, что законов не нарушали. Мы не выгораживаем своих сотрудников. Мы видим их проблемы и готовы их решать, но этого никто не читает — все видят только попытку «выгораживания своих». Проблемы коммуникации конкретного сотрудника — это наша внутренняя проблема. Но если бы была официальная претензия, скорее всего, мы бы пошли на максимальные уступки, поскольку наши сотрудники вели себя неправильно по отношению к клиенту (отцу) и пациенту (ребенку). С точки зрения закона мы правы, но это никого не трогает.
Вам не кажется, что вот прямо в этот момент в соцсетях решается судьба общества в целом: жить по закону — как прописано, или по совести — как договоришься. Вы верите в возможность совмещения двух таких парадигм?
Фото: shutterstock.com