Как играть в нарды
Нарды – одна из древнейших настольных игр. По свидетельствам ученых, ей минимум пять тысяч лет, и до сих пор у нее масса поклонников – по всему миру существуют специальные клубы, проводятся турниры и дружеские матчи. Да и просто на досуге многие люди с удовольствием сидят за доской, задумчиво двигают камни и ведут неспешную беседу.
Считается, что нарды помогают сосредоточиться, учат стратегически мыслить и просчитывать свои действия на несколько ходов вперед. Passion.ru рассказывает, как играть в эту замечательную игру.
Игровой инвентарь
Для игры в нарды используется прямоугольная доска, символически разделенная на четыре части. Посередине проходит вертикальная линия, которую называют бар. Со стороны каждого участника в общей сложности по 12 пронумерованных пунктов (точек, позиций, полей, ячеек) – выемок в доске, в которые ставят фишки (шашки), именуемые камнями.
Территорию пункта выделяют с помощью нарисованных вытянутых треугольников. Иногда производители досок раскрашивают их в разные цвета, например, для четных пунктов – в серый, а для нечетных – в бордовый.
В классическом варианте нард у каждого игрока на руках по 15 камней, которые тоже отличаются по цвету от фишек противника. Кроме того, в игре «участвуют» 4 игральных кости (зары) – кубики с точками на гранях. В принципе, можно использовать одну пару костей, но опытные нардисты предпочитают иметь свои. Так сказать, на счастье.
Пожалуй, стоит пояснить, что у разных игроков терминология может отличаться. Например, некоторые называют камнями не фишки, а игральные кости или комбинации, выпавшие на двух зарах, хотя это и неправильно. Просто уточняйте у своего потенциального противника, какими определениями он пользуется, чтобы в процессе игры не возникло путаницы.
Кроме того, для кого-то бар – просто разделительная линия, а кто-то на финальном этапе игры складывает туда выведенные фишки. И это тоже лучше оговаривать заранее. Как в любой игре, пришедшей к нам с загадочного Востока, в нардах много тонкостей, незнание которых может создать напряжение между игроками.
Правила игры
Есть множество разновидностей нард, они отличаются некоторыми нюансами – количеством фишек, начальным положением и так далее, однако основные правила для них общие.
В игре участвуют двое. Право первого хода и цвет фишек определяется жребием. Каждый игрок выбрасывает по одной игральной кости, и у кого выпало больше очков, тот и начинает, и выбирает камни, которыми будет играть. Если выпадает одинаковое число, то зары бросаются еще раз. Если играют несколько партий, то следующую начинает тот, кто выиграл предыдущую.
Направление движения камней по полям может варьироваться. В классическом варианте оно идет против часовой стрелки, однако в любом случае в ходе игры его уже не меняют, и оба противника придерживаются одного и того же курса, то есть их шашки двигаются как бы друг за другом, а не навстречу друг другу.
Фишки должны пройти по игровой доске полный круг, то есть вернуться в ту часть доски, с которой началась игра.
Изначально камни выставляются вдоль доски с левой стороны для каждого игрока – у одного они расположены в пункте 12, у второго на другой стороне доски – в пункте 24. Такое положение называется голова. Участники имеют право передвигать фишки только своего цвета, а «с головы» берется по одному камню.
Перед каждым ходом игрок кидает кости. Если они попали на другую половину доски, выскочили за нее или встали на ребро, задев камень или бортик, то их бросают снова. Удобнее выбрасывать кости из специального маленького стаканчика. Зары не трогают до тех пор, пока не сделан ход. Как только игрок забирает их с поля, в игру вступает его противник.
Очки на каждой кости – количество пунктов, на которые можно продвинуть камни. Смысл игры заключается в том, чтобы всеми фишками пройти по всему игровому полю, вернуть камни в дом, а потом выбросить их с поля раньше противника.
Домом в нардах для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с пункта, находящегося от «головы» на расстоянии 18 клеток. То есть белые перемещаются с позиции 12-7 на позицию 13-18, а черные – с 19-24 на 1-6.
Ход игры
Проход камней по кругу
Описать все существующие варианты этой игры нереально, поэтому мы расскажем, как играть в самую распространенную ее разновидность – в длинные нарды.
Игрок выбрасывает одновременно обе зары. После этого передвигает одну свою фишку на столько пунктов, сколько выпало на одной кости, а другую – на столько, сколько выпало на второй.
Например, на одной игральной кости – 3, а на другой – 6, значит, одна шашка двигается на 3 пункта, а вторая – на 6. Перемещать камни можно начинать и с большего числа, выпавшего на зарах, и с меньшего.
На самом первом ходу, как правило, ходят всего одной фишкой, как бы суммировав очки на зарах. Но при этом ее не передвигают сразу на 9 пунктов (продолжаем пользоваться нашим примером – 3+6=9), а перемещают фишку сначала на 3 шага, а потом, не уступая ход сопернику, передвигают эту же шашку на следующие 6 позиций. Дальше в процессе игры эта привилегия не действует, то есть очки больше не складываются.
Как уже говорилось, с «головы» можно вводить в игру только по одной фишке за один ход. Однако и тут для первого хода делается исключение: если тому, кто ходит первым, выпадает дубль 6х6, 4х4, 3х3, то он имеет право использовать два камня, так как продвижению одной шашки на 12, 8 и 6 пунктов мешают фишки противника, стоящие «на голове». Соответственно, второй игрок в этой ситуации тоже может взять 2 фишки, если одной у него нет возможности сделать полный ход.
Дальше участник снимает по одной шашке с «головы», а второй ход делает той фишкой, которая уже находится в игре. Но он может также и не трогать «головные» камни, а двигать только те, что уже стоят на поле.
Если игрок может пойти двумя фишками (то есть, если в его распоряжении имеются свободные поля), то по правилам нельзя использовать только один камень. А вот если вторую шашку поставить некуда, то играющий делает ход одной фишкой. Причем он должен произвести наибольший ход, если есть такая возможность. Например, ему выпало 2 и 5 – даже если ему выгоднее пойти на два пункта, правила предписывают делать ход на 5 полей, если этому ничего не препятствует.
На одном пункте может собираться любое количество шашек, однако если там уже находится фишка противника, то игрок поставить туда свой камень не имеет права. Если нет других вариантов, то он пропускает ход.
Кроме того, по правилам нельзя устраивать нагромождение фишек, затрудняя передвижение шашек соперника, если впереди есть свободное поле. Не ставят и 6 камней подряд (блок, заграждение, мост), если впереди нет хотя бы одной фишки оппонента.
Если на зарах выпадает дубль (1х1, 5х5 и т.п.), то игрок делает 4 хода – два одной фишкой и два – другой.
Вывод камней с поля
После того, как все камни собрались в доме, их начинают выводить за пределы игровой доски. Для этого снова перед каждым ходом кидаются зары, и игрок может убрать те фишки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим очкам. Так, например, если выпало 4 и 6, то снимаются шашки с четвертого и с шестого поля.
Если на полях, на которые указывают кости, уже нет камней, то их убирают со следующих пунктов в нисходящем порядке. Например, на шестом пусто – тогда берется фишка с пятого, нет там – с четвертого и так далее. Но при подобном перемещении по правилам нельзя убрать шашку с более «младшей» позиции, если на «старшей» еще есть камни.
Если же выпадает «младшее» поле, но оно пустое, а на «старшем» еще стоят фишки (фишка), то одна из них передвигается в свободный пункт. Однако камень в этом случае с доски не выводится.
Зато игрок по своему желанию при любом раскладе имеет право не убирать шашку с игрового поля, а передвигать ее по свободным позициям, если ему это выгодно. Часто это делается для того, чтобы «разгрузить» пункты, на которых скопилось много камней.
Как было сказано ранее, побеждает тот, кто первым выведет все свои камни с игровой доски.
Естественно, как и в каждой игре, в нардах есть свои хитрости, но перед тем, как ими пользоваться, надо освоить самый простой вариант. Главное, просчитывайте и свои вероятные ходы, и действия противника. Старайтесь располагать камни так, чтобы максимально затруднить сопернику передвижение по полям. Идеально, если у вас получится «запереть» несколько его шашек до того момента, пока практически все ваши фишки не окажутся в доме.
И еще один маленький совет: ищите в партнеры не виртуальных, а реальных знатоков нард – если вы им понравитесь, они откроют вам массу хитростей и тонкостей этой игры, что сделает ее еще более увлекательной.
Захватывающей вам игры и достойных соперников!