Наверняка вопросом повышения работоспособности задавался каждый из нас. Вроде, сидишь себе, работаешь, но знаешь, что мог бы достичь большего, мог бы сделать что-то качественнее и креативнее, если бы… Наверняка вопросом повышения работоспособности задавался каждый из нас. Вроде сидишь себе, работаешь, но знаешь, что мог бы достичь большего, мог бы сделать что-то качественнее и креативнее, если бы… Конечно, зачастую исполнитель находится далеко не в идеальных условиях: практически всегда присутствуют отвлекающие факторы – ненужные звонки, спамерские сообщения электронной почты, громкие голоса в коридоре, а иногда и просто ничего в голову не лезет из-за личных проблем. У кого-то на рабочем месте постоянно болит голова, кому-то неудобно сидеть, кто-то не знает, с чего начать, а гора дел все растет! В результате человек испытывает полнейшее рассредоточение, делает ошибки в заданиях или не успевает с этими делами вовремя справляться. В итоге приходится задерживаться на работе, а возможно – выслушивать недовольство руководителя в свой адрес. Итак, как же повысить свою работоспособность и начать работать эффективнее? Совет 1 – эргономно организуйте рабочее место Порядок на рабочем столе, в стеллажах и офисных шкафах** «Непорядок на столе – беспорядок в голове». Обратите внимание на свое рабочее место. Разбросанные тут и там бумаги, канцтовары, книги, инструменты, захламленные стеллажи, беспорядочно составленные папки в офисном шкафу отрицательно сказываются на работоспособности. А сколько времени и нервов требуется для поиска нужной вещи? Наведите порядок на рабочем месте: документы, требующие первоочередного внимания, положите на видное место, исполненные – подшейте в папки и поставьте в шкаф, заведите место для документов периодической отчетности. Неиспользуемые канцтовары сложите в ящики. Не храните на рабочем месте макулатуру – избавляйтесь от ненужных газет, исписанных листов и т.п. Захламляющую шкаф периодику, если вы ей редко пользуетесь, можно сдать в архив. Если вашими вещами пользуются другие сотрудники, требуйте, чтобы при возвращении они клали все на место. Рассказывает Елена 28 лет, секретарь: «Один из начальников служб постоянно просил у меня копии приказов. Копии не жалко, а вот время тратится. Однажды я спросила его: «Иван Иванович, я ведь всем раздаю оригиналы приказов, почему вы все время приходите ко мне за копией?» - «Потому что у вас порядок, все подшито в папочки, а у меня бардак, искать некогда». Исправность мебели, удобство, благоприятный микроклимат** Посмотрите, не шатается ли рабочая поверхность вашего стола, не скрипят ли половицы, удобно ли вам сидеть в офисном кресле, достаточно ли света, комфортна ли температура воздуха, нет ли неприятных запахов? Если что-то не устраивает – обязательно обратитесь к начальству. Это ваш комфорт и ваша работоспособность, поэтому инициативу стоит проявить самим. Рекомендация Passion.ru: Не курите на рабочем месте и требуйте этого от коллег! Запах дыма не только лишает здоровья, мешает работе, но и отнимает много времени. 10 сигарет в день – это примерно целый час рабочего времени! Вот сколько времени утекает впустую! Совет 2 – физические нагрузки Офисная деятельность чаще всего характеризуется гиподинамией – низкой подвижностью и отсутствием достаточной нагрузки на мышцы. А потому – чаще меняйте положения, сидя за столом. Подбирайте офисные стулья и кресла так, чтобы они позволяли это делать. Избегайте офисных кресел, фиксирующих позу человека.Время от времени прохаживайтесь по коридору, поднимайтесь по лестнице, меньше пользуйтесь лифтом. Старайтесь каждый день после работы устраивать себе прогулки – проходить по 2-3 км пешком. Если есть возможность, чередуйте физические и умственные нагрузки – это повышает работоспособность и улучшает настроение. Совет 3 – питайтесь правильно Жирная, жареная пища, плотный обед или ужин снижают работоспособность. Наверняка вы замечали, как после еды вас клонит в сон? Так включается механизм переработки пищи. После еды кровь направляется к желудку, где требуется переварить пищу. Поэтому меньший объем крови достается мозгу и снабжение мозга кислородом замедляется, в результате возникает сонливость. Какая уж тут работа? Чтобы такого не происходило, советуем обедать неплотно, не употреблять в обед много жирной пищи. В таком случае механизм переработки пищи включится практически незаметно и не скажется на работоспособности. Кроме того, улучшить работоспособность помогает обильное питье: фильтрованная вода, низкокалорийный кефир, настойки щавеля и шиповника (их можно приготовить дома или в офисе). Настойка щавеля 15 г щавеля залить двумя стаканами кипятка, дать настояться и процедить. Настой принимать холодным. Настойка шиповника 3 столовые ложки шиповника залить 2 стаканами кипятка, варить 10 минут, настаивать 12 часов. Принимать по 1/3 стакана 3 раза в день. Также полезно употреблять варенье из шиповника. Совет 4 - устраните раздражающие факторы Известно, что разного рода раздражители крайне отвлекают от деятельности и снижают продуктивность работы в несколько раз. Каждое отвлекающее событие (новое электронное письмо, мигание аськи, телефонный звонок, хлопанье дверей и т.п.) заставляет нас переключить внимание с деятельности на раздражитель, а возвращение к прерванному делу может происходить от 5 минут до нескольких дней. Иной раз кажется, что вообще невозможно работать, поскольку раздражающие факторы возникают постоянно. Что делать? Раздражающие факторы должны быть исключены. Отключите Интернет, аську, электронную почту (или хотя бы отключите уведомление о новых сообщениях) на время выполнения срочного задания. Если нужно, скажите коллегам о срочности нового задания и невозможности отвечать на сообщения. Ничто так не выбивает из колеи, как громкий звук телефона. Поставьте звонок на минимальную громкость, такую, чтобы вы могли услышать. Так вы не пропустите сообщение и сбережете себе нервы. Секреты тайм-менеджмента Совет 5 – записал-выполнилОрганизуйте себе собственный тайм-менеджмент – записывайте задания, которые необходимо исполнить. Запись заданий поможет сконцентрироваться, сориентироваться в делах и расставить приоритеты. План можно составить на день, неделю или даже месяц. Только выполнив одно задание, вы можете переходить к следующему. Также в план можно включить время, когда бы вам было удобно выполнять то или иное задание. Совет 6 – разбивайте работу на этапы Сложное, долговременное или скучное задание можно разбить на этапы. Подробно продумайте содержание каждого этапа, определите время для его выполнения. Если нужно – запишите этапы. Соблюдайте очередность. Успешное выполнение каждого шага стимулирует переход к следующему. Например, вам предстоит скучное занятие по разбору захламленного офисного шкафа. Начните с первой полки. Успешно разобрав полку, похвалите себя за результат, а вторую полку разберите завтра. Или сегодня разберите половину шкафа, а завтра – закончите остальное. Верно говорят, «глаза боятся, а руки делают»: любое задание, кажущееся на первый взгляд невыполнимым, оказывается под силу. Совет 7 – поощряйте себя Какая мотивация обычно движет нами при выполнении того или иного дела? Интерес к занятию, к результату работы, денежное вознаграждение, похвала… Но не всегда деятельность может быть интересна и не всегда денежное вознаграждение соответствует выполняемой работе. А за домашние дела и вовсе никто не платит. А иногда даже спасибо не говорят. Для повышения работоспособности придумайте себе дополнительную мотивацию. Например, за хорошо выполненное дело обещайте себе поощрение – сходить в кино или поужинать в кафе, купить что-нибудь вкусное или приятное (пирожное, фрукты, новое украшение), разрешите себе чуть дольше обычного посидеть дома с книгой и т.д. Совет 8 – соревнуйтесь А почему бы не относиться к своим делам как к соревнованиям? Например, сегодня я не только напишу отчет, но и начну работу над новым проектом. Завтра я продолжу этим заниматься, в сэкономленное время успею написать несколько писем. Также попробую не отвлекаться на пустые разговоры и бесцельное просиживание в Интернете. Ежедневное «побитие» своих рекордов поможет определить предел своих возможностей, и вам будет на что ориентироваться. Однако после этого необходимо снизить темп, поскольку работать на износ очень опасно. Всегда берегите себя, но и не тратьте свою энергию напрасно. \\\* Чехи с недавнего времени нашли способ, как ввести себя в высокопродуктивное состояние с помощью брейн-фитнеса – специальной зарядки для мозга:Как вы повышаете свою работоспособность? Ольга ВОСТОЧНАЯ, психолог**_