Деловой этикет: правила соблюдения
В любой компании существует ряд правил, которые отражают ее кадровую политику, манеру ведения бизнеса, цели и стратегию. Сюда обычно входят дресс-код, деловая переписка, участие в корпоративных мероприятиях, организация работы с партнерами. Но помимо локальных норм, принятых в какой-то конкретной фирме, есть общие правила поведения в деловой среде. Незнание их часто становится камнем преткновения при ведении переговоров с новыми клиентами. Профессиональный имидж формируется не сразу, но деловой этикет играет в этом немалую роль, ведь о представителе компании судят по его делам, поведению, умению выстраивать грамотные отношения. Несоблюдение делового этикета всегда вызывает негативные чувства и невольное отторжение.
В западных странах правила делового этикета, кажется, впитывают еще с молоком матери. В России с этим дела обстоят гораздо хуже: у нас даже крупные начальники (особенно пожилого возраста) могут допустить промахи, что особенно непростительно при зарубежных переговорах. Основные правила делового этикета просты и логичны, они пригодятся абсолютно всем: от секретаря до руководителя.
Время — деньги
Уважение к чужому (да и к своему тоже) времени — фундамент делового общения. Можно быть сколь угодно креативным директором, гениальным профессором, фантастическим продажником, но если вы постоянно опаздываете, срываете сроки и договоренности, то уважать от этого вас больше не станут. Поэтому научитесь планировать свой день, грамотно распределять дела и контролировать их выполнение.
Встречают по одежке
У вас есть только один шанс произвести первое впечатление. Используйте его! Деловой костюм, аккуратная прическа, внимательно подобранные аксессуары — все это расскажет о человеке гораздо больше, чем его слова (особенно в том случае, если он еще не успел ничего сказать). Во многих компаниях сейчас нет строгих стандартов дресс-кода, однако на официальных встречах все же лучше придерживаться общепринятых норм и правил.
Рабочий стол — зеркало души
Золотое правило на все времена: порядок на рабочем столе — порядок в голове. Не обязательно держать свой стол стерильно чистым. К тому же это очень странно — вам же нужны рабочие инструменты (а это не только компьютер!), ежедневник, стикеры, да и еще куча всего. Но не стоит превращать рабочее место в склад личных вещей и филиал библиотечного архива.
Грамотность — вежливость королей
Структурированная речь, отсутствие слов-паразитов, длинных пауз и развязного сленга — вот настоящие признаки профессионала в любом деле. Повторы, манерное поведение, пародии в деловом мире — табу. Оставьте это актерам и малышам в песочнице. Это же касается и письменной речи. Впрочем, умея хорошо говорить, излагать мысли в письменной форме будет тоже легко.
Молчание — золото
Да, большинство из нас подписывает договор о неразглашении коммерческой тайны при приеме на работу, но кто относится к этому серьезно? Помните старый плакат 1941 года художницы Нины Ватолиной «Не болтай!»? Многим он действительно пригодился бы.
Свита играет короля: субординация
Большое значение имеет команда, с которой вы работаете: именно от руководителя зависят хорошие отношения в коллективе и грамотно выстроенный рабочий процесс. Следуя деловому этикету, руководитель должен относиться ко всем сотрудникам ровно, соблюдая разумную дистанцию. Замечания всегда нужно делать наедине, показательная «порка» при всем коллективе негативно скажется на общем настрое. Подчиненный, выполняя распоряжения руководителя, имеет право высказать собственную точку зрения, но, конечно же, в корректной форме.
Как видите, правила делового этикета используют далеко не во всех компаниях. Но если вы вышли на работу в западную фирму, крупный офис или внезапно оказались на переговорах с иностранными партнерами, эти универсальные правила помогут вам сориентироваться и не ударить в грязь лицом.