3 причины, по которым мозг любит моду
Эффект новизны
Мозг обожает все новое, и дизайнеры учитывают этот факт. Популярные бренды выпускают по десять коллекций в год, Zara меняет ассортимент каждые две недели. Вы только купили главный тренд сезона — плиссированную юбку — а она, кажется, уже теряет актуальность.
Секрет модной индустрии в том, что новинки, сменяющие друг друга на третьей космической скорости, положительно влияют на настроение. Они стимулируют систему вознаграждения мозга и вызывают эйфорию. Благодаря этому познавательные процессы — память, способность решать проблемы, зрительная обработка информации — обостряются. С точки зрения эволюции, у этого механизма простое объяснение: доисторический человек внимательно относился к незнакомым стимулам, чтобы не пропустить еду или опасность. А современные люди всего лишь унаследовали от предков бодрящее воздействие от всего необычного.
Используйте эту особенность: пополняйте гардероб не тогда, когда у вас в кошельке водятся лишние денежные знаки, а когда хотите улучшить настроение и усилить интеллектуальные возможности.
Совсем другой человек
Мозг считает одежду способом коммуникации и шансом примерить на себя несвойственное поведение. Вспомните сами: расстались с мужчиной — и на следующий день перекрасили волосы. Уволились — и тут же спустили оставшиеся средства на создание образа деловой леди. Ваше поведение вызвано верой, что смена стиля приведет к внутреннему перерождению и к улучшению внешних обстоятельств.
С вами согласен исследователь Адам Галински, который обнаружил, что испытуемые, которые надевают белый халат врача, выполняют задачи на внимание в два раза лучше, чем люди в повседневной одежде или белом халате маляра. Дорогие марки, вещи «как у звезд» или униформа трансформируют ваши представления о себе, делая смелее, креативнее или надежнее.
Оборотная сторона медали — общественное мнение и стереотипы. Окружающие оценивают вас за одну десятую секунды. У них нет никаких данных о ваших талантах, характере или прошлом. Выводы о статусе, темпераменте и целях им приходится делать на основе свитера в катышках или сумки с логотипом.
Первое впечатление воздействует на дальнейшие отношения. Так, профессор психологии Карен Пайн выяснила, что люди, которые одеваются как начальники, быстрее получают повышение. В глазах руководства и коллег они выглядят компетентными и заслуживающими доверия. Как показывают другие исследования, мы судим о профессионализме учителя на основе того, одевается он строго или неформально. Выбор мужчины определяется тем, носит ли он галстук. И даже то, поможем ли мы человеку в трудной ситуации, зависит от слогана, написанного на его футболке.
Используйте эту особенность: собираясь на свидание или встречу выпускников, держите в уме, что вы хотите о себе рассказать с помощью одежды.
Каждый Охотник Желает Знать
Мозг по-разному реагирует на цвета. После долгой болезни вы не заставите себя надеть любимую персиковую водолазку, а выберете черную, чтобы она помогла сохранять энергию. Вы не выдержите долго в комнате с оранжевыми стенами и не сможете доверять человеку в малиновом пиджаке. Ученые до сих пор бьются над вопросом, почему люди чувствительны к цветам.
По одной версии, дело в культуре и традициях. В большинстве стран голубой цвет ассоциируется с небом и спокойствием, а белый — с чистотой и непорочностью. Вы знаете с детства, что серый — синоним посредственности, а желтый связан с ревностью, поэтому можете относиться к ним соответственно. А еще есть фильмы и книги, из которых вы знаете, что красные лодочки сделают вас сексуальной, а маленькое черное платье — элегантной. И надевая их, вы ощущаете именно то, что режиссер или автор прописал.
Другое объяснение роли цвета связано с воспоминаниями и ассоциациями. Розовый напоминает кожу ребенка, поэтому вы тянетесь к нему, если молоды душой, любите мечтать или хотите свежо выглядеть. Или, допустим, в самый счастливый момент жизни на вас было бирюзовое платье. И с тех пор ваши ваш гардероб забит вещам сине-зеленых оттенков — так вы неосознанно возвращаете себя в лучшие минуты прошлого.
Используйте эту особенность: составьте личную цветовую палитру, в которой будут не только те цвета, которые вам идут, но и те, которые влияют на работоспособность и настроение. Тогда вы пройдете мимо «модного болотного», если для вас он связан с «тоской зеленой», и выберете пурпурный, если считаете его символом королевской роскоши.
Фото: istockphoto.com, shutterstock.com