Со знаком Плюс
Здоровая самооценка человека — положительная самооценка; к такому выводу пришли психологи. Именно в этой уверенности, что мы умнее, способнее, симпатичнее и счастливее, чем все остальные, кроется причина жизненного успеха нас и наших детей.
В раннем возрасте у человека есть лишь один источник информации о себе — отношение к нему близких. Это потом, когда малыш станет взрослым, у него появятся более объективные ориентиры. А пока родители, часто безотчетно, “объясняют” ребенку, какой он недотепа, бездарь или, напротив, — ловкий, способный. Одни дают оценку только положительным поступкам, другие – замечают одни просчеты и промахи, не забывая “поставить их на вид”. Так, из множества повседневных эпизодов, нюансов и реакций окружающих складываются представления ребенка о себе. Чувство и степень самоценности, которое определяет качество жизни и даже судьбу человека.
Ни для кого не секрет, что взрослые частенько находятся во власти собственных, субъективных представлений о том, какими должны быть их дети. Мы мечтаем, чтобы наш ребенок прекрасно музицировал, а у него, оказывается, не слишком хороший слух. Думаем, что он будет расти вундеркиндом, а он никак не освоит алфавит, до сих пор писается в постели, стесняется чужих да еще грубит – ну, какая тут спецшкола для одаренных! Недовольство и разочарование то и дело проскальзывают в нашем общении с ребенком (“Вот Маша, Лена, Паша в твоем возрасте...”). Для маленького человека наши чувства — просто катастрофа. Ему кажется, что он нелюбим, что его отвергают. Ощущая, что им недовольны, что он не соответствует ожиданиям родителей, малыш понемногу начинает испытывать неуверенность в своих силах, боязнь всего нового, в чем он может вновь оказаться не на высоте, и даже неприязнь к себе. Словом, классический комплекс неполноценности, который ему мешает больше, чем любая другая психологическая проблема.
И наоборот, постоянное косвенное одобрение — поистине “бальзам на душу” ребенка, от которого он расцветает и хорошеет. “Да ты сам собрал игрушки!”, “Да, ты оказался прав, когда говорил…”, “Какой ты сегодня красивый!” — все эти мимолетные комплименты окружающих значат для ребенка не меньше (а то и больше) любой “пятерки”. Вспомните себя: походя брошенный комплимент малознакомого человека повышает нам настроение гораздо больше любой “Почетной грамоты”. Мы бережно храним такие эпизоды в памяти годами и обращается к ним, как к высшему авторитету, в моменты, когда наша самооценка готова рухнуть.
Любопытно, что, по мнению специалистов, очень многое в отношении взрослого к маленькому зависит от самовосприятия именно старшего. Наши неуверенность, потерянность, недовольство собой отражаются на детях. Как часто они не могут понять, почему мама нахмурена, нервничает, чего-то опасается, - маленькие эгоцентристы, они сразу же воспринимают причины ее плохого настроения на свой счет.
Не так-то просто в повседневной жизни постоянно выискивать поводы для комплиментов своим чадам, скажут многие. Однако вовсе не требуется постоянно ухищряться в похвалах и выискивать для этого поводы. Заведите в своей семье интимную традицию обращаться к ребенку какой-нибудь благозвучной кличкой, от которой он (возможно в тайне, но очевидно) в восторге. “Принцесса, тигренок, супермен, пират, Златовласка). Иногда очень помогает обращение полным именем (разумеется, если оно нравится ребенку): Сергей, Владимир, Александр, Анна — такое обращение демонстрирует одновременно уважение, признание взрослости и ожидание серьезного поведения. Сравните самооценку двух десятилетних тезок: Тоськи и Анастасии. Доведя это обращение до автоматизма, вы без всякого умственного напряжения каждый раз будете напоминать ребенку о своем уважении к его личности и признании его персональных достоинств (смелости, чести, нежности и т.п.).
Итак, как научить их быть уверенными в себе:
Ольга МИХАЙЛОВА, детский психолог.