Нужно ли нам равноправие?
За последнее столетие женщинам удалось добиться значительных успехов в том, то касается равноправия полов. Мы получили право учиться, работать, голосовать и быть избранными. Но наряду с этим возникла и масса вопросов, которые и по сей день остаются неразрешенными.
В теории, на бумаге, в речах политиков равноправие - это прекрасно. Но одно дело - то, как должно быть в теории, и другое - то, как есть на самом деле. Например, что такое равноправие в России?
Это когда женщина работает наравне с мужчиной, получает меньше (либо столько же, но тогда работает больше) и при этом еще выполняет все так называемые женские обязанности, то есть, готовит, убирает, стирает, занимается детьми.
В результате чувствует себя совершенно вымотанной и рано или поздно задает себе вопрос: «А нужно ли нам вообще это равноправие?» Действительно, нужно ли? Что дают нам равные права кроме… дополнительных обязанностей? Passion.ru попытался разобраться в этом нелегком вопросе.
Гендерные стереотипы
У Герберта Уэллса есть довольно необычный роман под названием «Анна-Вероника». Мы все привыкли к Уэллсу-фантасту, но этот роман - не фантастика, хотя, конечно, что-что утопическое в нем есть.
Главная героиня Анна-Вероника на протяжении всей книги отчаянно борется за свои права, говоря: «Я хочу быть человеком!» Руководствуясь этим желанием она, вопреки воле отца, идет учиться, вступает в общество суфражисток, крутит роман с женатым мужчиной, и в итоге именно в браке с последним находит свое счастье.
Когда роман вышел в 1909 году, его сочли настоящим вызовом обществу, что неудивительно: героиня ведет себя очень свободно, открыто декларируя свои потребности, ломая представление о том, какой должна быть женщина.
Конец 19-начало 20 века - это время, когда борьба за права женщин, по сути, перешла в активную стадию, хотя первые документы, посвященные этой теме, появились гораздо раньше: знаменитая книга Олимпии де Гуж «Декларация прав женщины и гражданки» вышла еще в 1791 году.
А в конце 19 века случилось другое важное событие - в июле 1848 года две активистки Элизабет Кэди Стэнтон (Elizabeth Cady Stanton) и Лукреция Мотт (Lucretia Mott) организовали в Сенека Фоллз (штат Нью-Йорк) первую конференцию, посвященную правам женщин.
Тогда была принята «Декларация чувств» (The Declaration of Sentiments), которую подписали 68 женщин и 32 мужчины.
Сама декларация по сути представляет собой список претензий женщин к обществу в целом и мужчинам в частности. Например, там есть следующая строка: «Он [мужчина] приложил все усилия, чтобы уничтожить уверенность женщины в своих силах, уничтожить ее самоуважение и заставить ее смириться со своим зависимым положением».
Женщины боролись за то, чтобы иметь право самостоятельно управлять денежными средствами, открывать счета в банке, распоряжаться собственностью, подавать на развод, получать образование и работать. Только представьте на секундочку, что было бы, если бы вас эти прав лишили?
Нет смысла пересказывать всю историю борьбы за равноправие, иначе это растянется не на один десяток страниц, да и все это можно прочитать в Википедии.
Важно другое - осознать, какой долгий путь проделали женщины ради того, чтобы их признали, наконец, полноправными и полноценными членами общества.
Ведь на самом деле дело не только в формальных правах, а в отношении к слабому полу. Раньше даже бытовало мнение, что размер мозга женщины меньше, чем у мужчины, поэтому она заведомо глупее его.
Что хочет женщина?
Да, положение женщины изменилось, мы теперь более независимые, более свободные, увереннее стоим на ногах, но изменились и наши отношения с сильным полом. Что же мы имеем на сегодняшний день?
Не так давно российским аналитическим центром был проведен опрос на тему равноправия, и выяснилось, что целых 64% россиян убеждены, что в России мужчины и женщины обладают равными правами, и только 19% считают, что у мужчин прав больше.
Между тем, до реального равноправия пока далеко - например, согласно данным из ежегодного сборника Федеральной службы по статистике «Женщины и мужчины-2010», даже в Москве женщины получают за свой труд на 20% меньше, чем мужчины.
Правда, буквально месяц назад министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова заявила о том, что ведет работу над законопроектом «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации», который будет направлен на то, чтобы обеспечить равноправие полов.
Сейчас у нас есть право голосовать, право учиться, разводиться, работать, но вместе с тем сохранились и в полном объеме «женские» обязанности. А еще присутствует чудовищная неопределенность и потерянность: ни женщины, ни мужчины не знают как «правильно» себя вести. Например, очень часто сейчас можно услышать вопрос: «Платить напополам с мужчиной - это нормально»?
Раньше все было понятно: женщина - это слабое и зависимое существо, поэтому ее нужно защищать, оберегать и обеспечивать. А как вести себя сейчас, когда женщина не просто работает, а строит карьеру, управляет бизнесом, занимает руководящие должности?
Получив право действовать там, где раньше властвовал мужчина, женщина вынуждена развивать в себе мужские качества (умение быть лидером, принимать решения, брать на себя ответственность) и соревноваться с мужчиной, а это сразу исключает классический сценарий развития отношений.
Мужчины, со своей стороны, также оказались в интересной ситуации: сфера, где они привыкли доминировать, теперь принадлежит не только им, и поэтому они, напротив, вынуждены искать новые способы взаимодействия, что приводит к тому, что они развивают женские качества (например, умение идти на компромиссы).
То, то сейчас происходит, можно назвать процессом трансформации гендерных стереотипов, и он еще не закончился, это то, что происходит сейчас, и еще не выработаны новые модели и нормы поведения, в том числе и внутрисемейные.
Хорошо это или плохо, но это есть. Парадокс сложившейся ситуации в том, что женщины, усвоив мужские правила поведения, все же хотят, чтобы к ним относились как к женщинам и возмущаются, когда мужчины взаимодействуют с ними на равных во всех сферах.
Они все еще хотят, чтобы мужчина платил за них в ресторане, зарабатывал больше и обеспечивал семью. Но ведь есть и мужчины, которые все еще хотят, чтобы жена не работала, а занималась домом и детьми, и готовы обеспечивать ее.
Прелесть нашего времени в том, что сейчас, по большому счету, нет стандарта поведения, нет правильного и неправильного. Поэтому ответ на вопрос «Платить с мужчиной напополам - это нормально?» полностью зависит от вас и вашего понимания отношений между полами.
Если вы сторонница традиционного брака, то, конечно, ненормально. А если вы, например, ярая феминистка, то нормально.
Кстати, с гендерными стереотипами связан и еще один интересный момент. Принято считать, что женщины в целом менее амбициозны, менее инициативны в силу своего природного устройства.
Но на самом деле, как показали, исследования, зачастую причина «безынициативности» - в воспитании. Ведь с самого рождения детям вбивают в головы, как должны вести себя мальчики, а как - девочки.
В итоге, если проявленные девочкой качества не соответствуют женскому поведению, то их стараются подавить, и, вырастая, она уже сама сдерживает эти проявления, не развивает в себе качества, которые, возможно, очень пригодились бы в карьере.
Несмотря на то, что мужчины и женщины продолжают сравнивать счет, стремясь к равенству не только в правах, но и во внешности, и в поведении, наметилась и другая тенденция.
Ведь вопрос «Нужно ли нам равноправие?» прозвучал не случайно. Многие женщины сейчас, испытав на себе все прелести независимости, захотели «обратно». Так, согласно результатам одного из опросов, примерно 2/3 работающих женщин хотели бы оставить работу и стать домохозяйками.
Другой опрос показал, что больше половины мужчин (58%) и женщин (54%) считают, что мать не должна работать.
Интересно также, что если 25 лет назад 70% считали, что женщине необходима работа для того, чтобы быть независимой, то теперь так думают только 55%. Интересно, что будет еще через 25 лет…
Еще одно исследование, проведенное Лондонской школой экономики, показало, что 64% европейских женщин мечтают поскорее выйти замуж за богатого, чтобы не работать.
Остальные были согласны на то, чтобы работать наравне с мужем, но ни в коем случае не зарабатывать больше мужчины. То есть, несмотря на все рассуждения о равноправии, большинство женщин по-прежнему хотят быть слабее мужчины.
Интересно, что наряду с этим, той же Лондонской школой экономики было проведено и другое исследование, в результате которого выяснилось, что самые нестабильные браки - это те, где существует традиционное распределение обязанностей, то есть, семьи, где мужчина занимается только работой, а женщина - только домом.
А вот союзы, где и мужчина, и женщина работают, и при этом вместе занимаются домашними делами, оказались намного прочнее.
Можно, конечно, сказать, что, дескать, не нужно нам это равноправие - хотим быть ЗАмужем, ЗА мужчиной, который как каменная стена защитит от всех невзгод.
И, как мы только что показали, это желание есть не только у российских женщин. Но как бы ни было сильно желание вернуться в прошлое, гендерная революция уже свершилась, и вряд ли наше общество когда-нибудь вернется к традиционной модели в классическом ее понимании - для этого придется повернуть вспять историю.
Но зато мы, и мужчины, и женщины, теперь можем выбирать. А равноправие как раз заключается в праве выбирать, по какой модели строить свою жизнь, свою семью.
Так что в этом смысле - определенно - равноправие нужно. У женщины должно быть право работать, если ей необходимо это для самореализации, и должно быть право полностью посвятить себя семье, если ей кажется, что именно в этом ее призвание.
Очень важно понимать свои реальные потребности и принимать их, строить свою жизнь не в угоду обществу или окружающим, а в соответствии со своими ценностями.
Брак должен давать обеим сторонам возможность реализовать свои потребности, пусть даже в итоге получится, что муж занимается домом, а вы строите карьеру, просто потому, что у вас это получается лучше (кстати, по статистике, около 72% российских женщин когда-либо зарабатывали больше мужей).
Конечно, довольно редко бывает, чтобы такая модель устраивала обоих супругов. Однако, очевидно, что чем выше интеллектуальный уровень супругов, тем проще им преодолеть устоявшиеся традиции и договориться, найти компромисс, который устроит обоих.
Фото shutterstock.com