7 уловок, с помощью которых магазины заставляют вас тратить больше
Относятся к вам, как к старому другу
Вы приходите в магазин и обращаетесь к продавцу за советом о том, какую мультиварку выбрать. Но вместо технических характеристик он перечисляет блюда, какими его кормит бабушка, которой он подарил этот кухонный гаджет. В итоге вы покупаете несколько технических новинок, которые пополняют список вещей, отправленных в ссылку на балкон или на дачу. Продавцы играют в эмоциональную близость, чтобы вызвать у вас расположение и приятные воспоминания. На волне положительных эмоций вы чувствуете, что вам весь мир по карману, и покупаете больше.
Водят по лабиринту
Если вам приходилось теряться в магазине, это не было случайностью. Торговые центры пользуются запутанной планировкой и располагают эскалаторы, ведущие вверх и вниз, на противоположных концах здания, чтобы заставить вас больше ходить. По этой же причине банкоматы, туалеты и другие стратегические пункты расположены в тупиках, чтобы вы, разыскивая их, совершали импульсивные покупки в магазинах, которые встречаются вам по пути. Другой трюк — разметка на полу. Вы идете по стрелочкам и поэтому не ищете, где бы сократить дорогу. В итоге попадаете в отделы, в которых вам ничего не надо, но по пути покупаете в них мелочевку. Если же магазин небольшой, то он устроит вам игру-бродилку, меняя привычную планировку и переставляя товары раз в несколько недель. Также обратите внимание, что в моллах чаще всего нет окон и нигде не висят часы — благодаря этой уловке вы теряете чувство времени и ходите до тех пор, пока не испытаете усталость.
Думаете, что вас не подтолкнет к покупке ценник, на котором вместе 400 рублей выставлено 399? Исследования показывают, что эта уловка — ее называют «эффектом левой цифры» — действует безотказно. В одном из экспериментов психологи предлагали участникам купить одну из двух одинаковых авторучек: одна стоила $2.00, а другая — $3.99. Забавно, но факт: 44% людей купили более дорогую. И это не единственный способ манипуляции. Ученые выяснили, что чем дальше друг от друга расположены изначальная цена и скидка, тем сильнее воспринимается разница между ними. Дополнительный эффект дисконта — повышение ценности вещи в ваших глазах. Если юбка стоила 3 000 рублей, а сейчас — 1 500, то вы купите ее, даже если носите только джинсы.
Заманивают внутрь
Остерегайтесь шоколада, цветных носков, фруктов, расположенных на входе. Они выставлены там, чтобы снять психологический барьер на пути к тратам («открывают кошелек», как называют прием в Америке). Вы берете яблоко, а потом думаете: «Если уже зашла, то посмотрю, что мне еще нужно». На кассе вы оказываетесь с полной корзинкой.
Используют раскладку
На уровне глаз человека среднего роста располагаются дорогостоящие товары (или те, которые надо быстрее продать). Премиум-класс обычно находится на верхних полках, потому что покупатели, которые могут себе их позволить, — это обеспеченные мужчины (и они чаще всего высокие). Выгодные покупки расположены в самом низу, потому что покупатели не любят наклоняться или страдают от проблем со зрением. Иногда товары с разной цены расставлены вперемешку. Вы бы купили пакет овсянки за 15 рублей, но он кажется неприлично дешевым на фоне красивой коробочки за 60. И поэтому вы берете упаковку, которая стоит 25, чтобы чувствовать себя человеком, который может себе позволить качественные продукты.
«Купите три пары кроссовок по цене двух» или «десять маек за 1000 рублей». Зачем вам столько? Вы собираетесь прятаться в бункере ближайшие годы? Вы набираете вещи, которые не пригодятся, потому что предложения выглядят заманчивыми. Еще один способ выудить у вас круглую сумму — это группировать товары. Вам не нужен стиральный порошок, но если к нему скотчем примотать ополаскиватель и написать «подарок», вы его возьмете. И только при тщательном сравнении цен обнаружите, что заплатили за оба товара, а не только за порошок.
Помогут расслабиться
Магазины включат для вас приятную музыку (иногда медленную, чтобы вы дольше ходили, а иногда быструю, чтобы вы меньше обдумывали свои действия). Они поставят в центре диваны, чтобы вы перевели дух и огляделись по сторонам (вдруг приметите что-то интересное). А еще накормят бесплатной едой. Если она дорогая, то сделает вас счастливой (а приподнятое настроение способствует тратам). Если у нее средняя цена, то вы, скорее всего, купите ее из желания сделать что-то доброе в ответ.
Как обойти ловушки
Если вы не хотите потратить больше, чем планировали, то выполняйте четыре правила:
- Составляйте список покупок и старайтесь его придерживаться.
- Не берите с собой детей (из-за них вы тратите на 29% больше) и партнера (он увеличивает чек на 19%).
- Расплачивайтесь наличными, потому что расставаться с ними сложнее, чем с деньгами на карте, которые вы в буквальном смысле не можете пощупать руками.
- Берите с собой ограниченную сумму или ставьте заранее верхний предел, который будет действовать как ограничитель.
Фото: istockphoto.com