Зеленая снаружи, золотая внутри (Рина Зеленая)
Нашему поколению она запомнилась обаятельной старушкой - черепахой Тортиллой и миссис Хадсон. И лишь в связи с юбилеем по воспоминаниям друзей, родственников и знакомых мы с некоторой долей удивления узнаем об ее молодых годах. О том, что она была неотразимой для мужчин, притягательной для женщин и неподражаемой для детей. Ее обожали, ею восхищались, ей завидовали и подражали.
Стройная, высокая, большеглазая, с неиссякаемым фонтаном юмора, она всегда была в центре внимания любого общества. Самые избалованные дамским вниманием мужчины сходили по ней с ума. Ее ценил Маяковский. Прическа “под Рину” стала самой модной в 20-е годы, а ее фразочки моментально расходились в народе, как соль советского фольклора.
Рине не раз задавали вопрос о происхождении ее фамилии, считая “Зеленую” псевдонимом. Случалось и хуже. Ее подозревали в родстве с последним градоначальником Одессы — тем самым Зеленым, которого высмеял циркач Дуров, выкрасив свинью в этот цвет. На то и другое Рине приходилось отвечать, что Зеленая — истинная фамилия ее отца, который тем не менее вовсе не был одесским градоначальником. А вот дед Рины был царским генералом, и это ей приходилось скрывать, хотя в тайне она очень гордилась своим генеральским происхождением.
Зато мало кто задумывался, что имя Рина — это всего лишь более звучное и удобное сокращение от Екатерины, появившееся в те времена, когда имя молодой артистки начали набирать крупными буквами на театральных афишах.
Артисткой Рина Зеленая стала случайно. В круговерти гражданской войны, которая занесла Рину с мамой и сестренкой в Одессу, после перенесенного тифа, бритая наголо, исхудавшая и востроносая девчонка случайно увидела объявление о приеме в актерскую школу. Рина не слишком утруждала себя изучением Шекспира и техники декламирования. Ее визитной карточкой, быстро сделавшей ей популярность, стал эпатаж, смелость, полная раскрепощенность и, конечно же, потрясающий запас юмора, на который в те тяжелые времена был особый спрос.
Поколесив немало по бесчисленным провинциальным театрикам, которые открывались и закрывались с непостоянством мыльных пузырей, Рина стала знаменитой настолько, что ее пригласили в московский Театр Сатиры. В столице молодая женщина быстро и без каких-то усилий вошла в круг самых талантливых творческих гигантов того времени. Она стала подругой семьи Михалкова -- Кончаловской, подружилась с Маяковским, была очень близка с Агнией Барто и Фаиной Раневской.
Рина пользовалась огромным успехом у мужчин. В восемнадцать лет она вышла замуж за знаменитого столичного юриста Владимира Блюмельфельда, который был гораздо старше ее и в конце концов просто не вынес озорного характера юной супруги. После развода Рина почти сразу страстно влюбилась в знаменитого журналиста Михаила Кольцова. Страсть была взаимной, но Кольцов имел семью, и Рина решила с ним расстаться... И почти сразу же встретилась с неотразимым грузином — архитектором Котэ Топуридзе. Хотя оба они жили в Москве и даже имели практически один круг знакомств, их роман начался в солнечной курортной Абхазии. Замужем за ним она прожила многие-многие годы.
У мужа были два сына от предыдущего брака и куча малолетних родственников. У самой Рины — две сестры и бесчисленные племянники, родня мачехи отца... Так что их дом был всегда полон родней и малолетними отпрысками, которые просто обожали тетю Рину и доставляли ей немало хлопот. Но завести своих собственных детей Рине Зеленой так и не пришлось. К тому же она была чрезвычайно востребованной актрисой и оставшееся от мужа и родни свободное время разъезжала по творческим командировкам. В войну она выступала с бригадой Аркадия Райкина на фронте, в мирное время исколесила всю страну, побывала даже в Арктике.
Она всегда была в центре внимания. Муж, маститый авторитетный архитектор, очень высоко ценимый Сталиным, не стеснявшийся спорить с Хрущевым и Брежневым, преклонялся перед этой непоседливой, немного суетной и острой на язык женщиной.
С коллегами-актерами Рину связывали самые теплые дружеские отношения. Она обожала Плятта и всюду выдвигала его. Во всех фильмах, где принимала участие, обязательно прибирала к рукам режиссера и становилась соавтором, переписывая и дополняя свои роли, придумывая себе и другим реплики, которые потом становились визитными карточками фильмов. Помните? «Морозова, вам почему-то телеграмма из Москвы!» («Светлый путь») «Такие губы сейчас не носят!» («Весна») «У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть мылом?» («Встреча на Эльбе») «Иванова, почему вы разговариваете? Вы же не член художественного совета!» («Девушка без адреса») «С места не сойду, пока не умру! А умру я не скоро!» («Иностранка»). Ну, а ее шутки и фразы, оставшиеся за кадром, до сих пор передаются в актерской среде, как предания.
Здоровье Рины Зеленой сильно подкосила смерть любимого мужа. Она почти ослепла, сразу же сильно постарела, и отдала себя в руки заботливой родни. Ее искренне любили, за ней ухаживали не только родные, но и коллеги, и поклонники. Но внимание окружающих далеко не всегда нравилось ей. Ей докучали знаки внимания, приставания с разговорами. Мешали стереотипы. Рину, игравшую простоватых, болтливых и не слишком умных дамочек, и в жизни считали такой — панибратской, общительной и бесконечно радостной. Зная Рину Зеленую по озвучиванию бесчисленных детских ролей в кино, радиопостановках и мультипликации, незнакомые люди считали ее большим специалистом в педагогике и вообще в вопросе детей. А она была не сильна в этом. С детьми общалась инстинктивно, подкупала равным общением и нестандартным поведением.
Рина Зеленая прожила без малого век. «Бог покарал меня долголетием», - часто повторяла актриса. Но чувство юмора ей и в старости не изменяло. Однажды, прогуливаясь по внутреннему дворику, Рина Васильевна оступилась и упала в кусты рядом с дорожкой. Встать сама не смогла и дождавшись прохожих, провозгласила: "Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая! Она упала!"