Снежная королева (Грета Гарбо)
Она родилась 18 сентября 1905 года в бедной шведской семье. Но уже через двадцать с небольшим лет весь мир лежал у ног голливудской кинозвезды, по признанию современников — самой красивой женщины XX столетия. Бедность была главной составляющей детства Греты Густафсон и оставила глубокий след в ее душе. Тяжелая болезнь отца заставила сестру и мать идти на заработки, а саму Грету превратила в сиделку. Ей пришлось оставить школу, а после смерти отца и она в четырнадцать лет вынуждена была искать самостоятельный заработок.
Поработав некоторое время подсобной работницей в парикмахерской, она устроилась продавщицей отдела шляп в крупный универмаг Стокгольма. Когда в продажу поступила партия модных дамских шляпок, именно Грету выбрали для их рекламного показа, снятого на кинопленку. Дебют оказался чрезвычайно удачным. На пленке шестнадцатилетняя малозаметная в жизни девушка с идеальной, но неброской внешностью превратилась в утонченную красавицу.
Ее шляпную рекламу случайно увидел один директор студии, и Грета по его совету поступила в школу театрального искусства. Вскоре скромная ученица театральной школы попадает на киносъемочную площадку, сыграв крохотную роль у известного режиссера Мориса Стиллера, “помешанного” на идее найти “сверхчувствительную, спиритуальную, мистическую особу”, чтобы сделать ее новой звездой.
Будущей “нордической принцессе” было тогда 17 лет, и Стиллеру все нравилось в этой девочке, кроме одного - ее фамилии. Фамилия Густафсон была слишком мещанской, а для актрисы требовалось что-то короткое, но звучное. Так родился псевдоним - Гарбо. Под этим именем она и появилась в их совместном фильме “Сага о Иесте Берлине”. Фильм встретили с восторгом. Гарбо тут же пригласили на съемки в Германию. Именно там ее и заметили представители голливудской кинокомпании “Метро-Голдвин-Майер” (МГМ). Так началась ее мировая карьера...
Она действительно была божественно красива: огромные синие глаза необычайно глубокого тона, благородной формы нос, длинные ресницы, отбрасывавшие тень на лицо, высокий чистый лоб. Совершенный овал лица с прелестной ямочкой на подбородке. Густые, вьющиеся от природы волосы. Она завораживала зрителей накалом космического холода страстей и эмоций.
В обыденной жизни Грета была совершенно равнодушна к своей внешности. Вне сцены она никогда не пользовалась декоративной косметикой, не делала маникюр и никогда не была у дантиста. Уже на пике своей славы она ездила в обшарпанной машине, которая выглядела особенно вызывающе на фоне розовых и серебристых лимузинов более мелких голливудских светил.
При этом перед камерой звезда отличалась такой патологической “капризностью”, что ее требования были сложны даже для видавших виды голливудских кинодеятелей. В наиболее эмоционально сложных сценах она, например, требовала, чтобы на съемках не присутствовал даже режиссер. Ее фактически никто не видел, кроме оператора Вильяма Даниэля.
...Руководство МГМ решило упрочить успех первых проб восходящей звезды, закрепив за ней весьма подходящий ее образу амплуа трагической возлюбленной. Последовала целая серия фильмов со сходными сюжетами: любовь - разлука - верность - трагический конец. И весь талант Гарбо распылился бы на подобные однодневки, если бы не знакомство с Харри Эдингтоном.
Очарованный красотой, но не умом Гарбо, он стал ее агентом, активно формирующим внешний облик киноактрисы. Он запретил ее несанкционированные фотографирования, всячески ограничивал контакты с прессой. Гарбо постоянно сопровождали две женщины-негритянки, из которых можно было вытянуть пару слов только пыткой. Созданный Эдингтоном стиль поведения как никакой другой отвечал интересам Гарбо, работая на образ одинокой таинственности, “роковой женщины”, который и стал ее визитной карточкой. Этому вполне способствовал склад характера самой Греты — до самой смерти “самая красивая женщина XX века” так и не избавилась от чрезвычайного комплекса неполноценности, которым наградила ее природа.
Так что в жизни она отнюдь не была роковой женщиной, холодной похитительницей сердец. Скорее мужчины были тем роком, что и разбил ее жизнь. Первым, с кем у нее был настоящий роман, стал богатый шведский промышленник Макс Гумпель. С ним она познакомилась на съемочной площадке в Стокгольме. Подаренное им золотое кольцо с бриллиантами она носила потом и в Голливуде. Но женитьба не состоялась из-за сословных предрассудков. Девушка из бедного квартала Стокгольма - не пара богатому шведскому аристократу. Морис Стиллер, который и сделал из Гарбо актрису, предпочитал общество молодых мужчин. Все это оставило глубокий след в душе актрисы.
В Голливуде Грета познакомилась с известным плейбоем, а по совместительству актером Джоном Гилбертом. Он называл ее ласкательно, но не очень-то уважительно - Флика (по-шведски просто “девушка”). Но свадьба снова не состоялась. На этот раз сама Гарбо убежала прямо из-под венца...
Об очередном романе кинодивы с американским промышленником Джорджем Шли судачили очень долго. С ним она познакомилась в конце 30-х годов. Для многих так и осталось загадкой: что связывало божественную Грету Гарбо, перед красотой которой тогда уже все преклонялись, с плюгавым, плохо одетым мужчиной? Но факт остается фактом, они были вместе более двадцати лет. Хотя счастливый избранник все эти годы оставался женат на другой женщине.
С остальными мужчинами Грета поддерживала исключительно дружеские или финансовые отношения. С Ротшильдом и Онасисом она советовалась только по экономическим вопросам. Именно Онасис предложил Гарбо вкладывать деньги в живопись. Нищенское детство навсегда отравило ее жизнь, но научило экономии и умению беречь деньги, несмотря ни на какие войны и бедствия. В отличие от многих кинозвезд, которые просто не сумели толково воспользоваться своими умопомрачительными гонорарами, к старости Гарбо владела крупными земельными участками в Лос-Анжелесе, несколькими домами в Нью-Йорке и весьма солидным состоянием, вложенным в шедевры искусства.
Уйдя из кино навсегда в тридцать шесть лет (в 1941 году), она, как считала, обрела наконец-то покой и тишину, которые были ей так необходимы. Грета с детства отличалась плохим здоровьем, страдала малокровием, туберкулезом, бессонницей и поэтому предпочитала большую часть дня проводить в постели. Так постепенно стали появляться первые контуры ее новой жизни: дом - пешие прогулки - телевизор и сигареты. Ей было интересно проводить время с самой собой. Уединение стало смыслом ее жизни.
В конце 70-х она побывала на родине, где встретилась с Ингмаром Бергманом - гением XX столетия. Потом в своей книге “Laterna Magica” он не пощадил свою соотечественницу: “В полумраке тесной комнатки ее красота была вечной. Если бы передо мной сидел ангел из какого-нибудь Евангелия, я бы сказал, что красота витала вокруг нее. Одухотворяли чистые крупные черты лица, лоб, разрез глаз, благородно вылепленный подбородок, чувственные крылья носа. Чудо исчезло моментально, как только... она перегнулась через стол, и нижняя половина лица попала в круг света. И тогда я увидел то, чего не видел раньше! У нее был некрасивый рот - бледная полоска в окружении поперечных морщин. Поразительно и возмутительно. Такая красота, а в центре этот режущий аккорд”.
Гарбо во время их встречи было уже за шестьдесят, но и в этом возрасте она не сумела простить гению насмешки. Книга И. Бергмана вышла в свет в 1987 году, и именно с этого года и до своей смерти 15 апреля 1990 года она совсем перестала выходить из квартиры. Она полностью отказалась от контактов с внешним миром, прервала всяческие дружеские отношения с немногочисленными когда-то близкими людьми. Но ее смерть была мировой сенсацией - умерла великая актриса, одна из самых знаменитых женщин мира.