Король Голливуда (Кларк Гейбл)
В голодные и беспокойные 90-е годы страна перестала смотреть большое кино. Исключение сделали лишь единожды. В забитых до отказа кинотеатрах мы с замиранием сердца следили за необузданной и непобедимой Скарлет. Смотрели и не могли понять: как можно предпочесть мужественному и неукротимому Ретту Батлеру безликого и малокровного Эшли? Красавец брюнет с ироничной улыбкой и ямочкой на щеке без труда завоевал сердца российских женщин. Впрочем, не только российских. Где бы ни появлялся Кларк Гейбл, он неизменно пользовался успехом у дам. В его жизни было много женщин, но любил он только одну.
Не «голубых кровей»
Кларк не имел аристократических корней. Чего, кстати, и не стеснялся. Он появился на свет 1 февраля 1901 года в семье фермера, ставшего рабочим-нефтяником. Его мать, обладавшая хрупким здоровьем, умерла, когда маленькому Уильяму – Кларку было всего семь месяцев. Воспитывала мальчика мачеха, женщина строгих взглядов и сильного характера. Однако ее авторитета не хватило на то, чтобы заставить несговорчивого подростка закончить школу.
В 16 лет Кларк покинул отчий дом и отправился на поиски своего счастья. Найти его удалось не сразу. Юноше пришлось пройти длинный путь недоучившегося шалопая, мечтавшего о звездной карьере. Пока удача где-то плутала, он перебивался случайными заработками. Шинный завод, лесопилка, чулочная фабрика, оливковая плантация... Наконец театр, куда молодого Кларка приняли не актером, а подсобным рабочим. Там он окончательно заболел сценой и обзавелся любовницей. Молодая актриса Франс чрезвычайно тешила самолюбие тщеславного юноши. Но она ничем не могла помочь возжелавшему пробиться к славе любовнику, а потому роман быстро сошел на нет.
Возраст не помеха
В юные годы Кларк предпочитал зрелых женщин: «Зрелая женщина больше видела, больше слышала и больше знает, чем юная девушка… Я всегда готов отдать предпочтение зрелой женщине». Именно благодаря таким дамам звезда Кларка Гейбла взошла на небосклоне Голливуда. Распрощавшись с юной Франс, он устроился работать мастером на телефонную станцию. Там-то господин Случай и свел его с женщиной, ставшей первой женой Гейбла. У бывшей актрисы, а ныне руководительницы драматической школы в Портленде Джозефины Диллон сломался телефон. Мастер, взявшийся починить неисправный аппарат, произвел на нее неизгладимое впечатление и вскоре оказался не только в ее школе, но и в ее постели.
В момент заключения брака невеста была на семнадцать лет старше жениха и впоследствии уверяла, что интимных отношений между ними никогда не было, а брак был лишь чистой формальностью. Как истинный джентльмен, сам Кларк оставил сей момент без комментариев. Как бы там ни было, вскоре они развелись. Кларк хотел реализовать себя на большой сцене, и в этом ему помогла его вторая жена - 46-летняя аристократка Рия Ленгхем. Благодаря ее деньгам и влиянию он быстро стал звездой Бродвея.
Ох, уж эти уши...
С этого момента карьера Кларка Гейбла быстро и неуклонно пошла вверх. Сначала Бродвей, а затем и Голливуд покорились талантливому актеру. Глядя на преуспевающего Кларка, чье имя обеспечивало баснословные прибыли, уже трудно было представить, что так было не всегда. А ведь когда-то знаменитый режиссер Ирвинг Тальберг, посмотрев пробы актера, уверенно заявил, что в кино с такими ушами ему делать нечего. К счастью, он оказался не прав. Иначе мир лишился бы самого яркого своего секс-символа.
От массовки до Ретта Батлера
Длительный период пребывания в массовке сменился для Кларка чередой маловыразительных однотипных ролей негодяев-ковбоев во второсортных вестернах. Сколько это могло продолжаться - неизвестно. Но закончился век немого кино, и не всем звездам удалось пережить испытание звуком. В их числе оказались два ведущих актера студии «MGM» Гилберт и Новарро. Понадобился новый романтический герой, и Гейблу стали давать роли соблазнителей.
В одном из таких фильмов («Сюзан Леннокс, ее падение и возвышение») ему довелось играть вместе с великой Гретой Гарбо. Однако отрицательные роли изрядно надоели актеру, и он стал отказываться от многочисленных предложений. Желая наказать строптивца, «MGM» одолжила Гейбла «Коламбии» для съемок в романтической комедии «Это случилось однажды ночью». Оскар за исполнение роли ловкого и обаятельного репортера стал для Гейбла настоящим прорывом. Ряд следующих фильмов: «Мятежный корабль», «Сан-Франциско», «Летчик-испытатель» только подтвердили его мужское первенство на киноэкране.
Чопорная англичанка
Роль Ретта Батлера в картине Флеминга «Унесенные ветром» стала вершиной карьеры Кларка Гейбла и обеспечила ему мировую известность. Газетчики называли его не иначе как «Король Голливуда». Наблюдая на экране трудную любовь Ретта и Скарлет, зрителям всего мира хотелось верить, что этот красивый роман найдет свое продолжение и в жизни. Однако между Кларком и Вивьен не возникло любовной связи. На момент съемок оба были увлечены. Она - Лоуренсом Оливье, а он - Кэрол Ломбард. «Если бы не Кэрол,- утверждал позднее Кларк,- я бы чрезвычайно заинтересовался этой англичанкой…». Но в жизни они остались только друзьями.
Их знакомство началось не очень успешно. Вивьен более чем на час опоздала на фотосессию, и Кларк за время ожидания успел высказать все, что о ней думает. Затем выяснилось, что актриса не виновата в своем опоздании: фотосессию перенесли, а ему забыли об этом сообщить. Однако Гейбл не смягчился.
«Я все равно не буду работать с этой дамочкой»,- заявил он. «Совершенно с вами согласна, мистер Гейбл,- внезапно раздался у него за спиной голос актрисы, - если бы я была мужчиной, то сказала бы этой Вивьен Ли, чтобы она катилась к …матери в свою Англию». Эта непечатная лексика чрезвычайно позабавила Гейбла, и он сменил гнев на милость. Сейчас даже трудно представить, что если бы не находчивость Вивьен Ли, этот блистательный дуэт мог бы не состояться.
Одна и на всю жизнь
С главной женщиной своей жизни Гейбл познакомился еще в 1932 году, и они чрезвычайно не понравились друг другу. Им даже довелось сниматься в одном фильме («Не ее мужчина»), но и это их не сблизило. Все изменилось на зимнем балу 1936 года, где Кэрол была хозяйкой, а Гейбл находился в числе приглашенных. Кларк по-новому взглянул на привлекательную блондинку и после нескольких танцев предложил ей сбежать с этой светской тусовки.
Они долго катались по ночному городу, пока Кэрол не заметила, что они уже два последних часа крутятся вокруг шикарного отеля. «Да я вообще-то здесь живу,- пояснил Кларк,- не подняться ли нам ко мне?». «Уж не думаешь ли ты, что крут как сам Кларк Гейбл?»,- язвительно парировала Кэрол. Ее острый ум, яркая красота и своенравность пришлись по душе спокойному и рассудительному Гейблу. В перерывах между съемками «Унесенных ветром» они поженились.
Их брак был очень удачным. Жизнерадостная хохотушка Кэрол и сдержанный Кларк очень хорошо дополняли друг друга. Эта нетипичная для Голливуда пара сразу после свадьбы отстранилась от светской жизни. Молодожены уединились на вилле Сан-Фернандо, где стали вести замкнутый образ жизни. Их счастью не нужны были свидетели, они редко расставались и все делали вместе. Вместе охотились на уток, вместе ходили на рыбалку, вместе гуляли, вместе читали. Так прошло три счастливых года их совместной жизни.
Но началась война. В январе 1942 года Кэрол приняла участие в пропагандистском шоу в Лас-Вегасе. Чтобы быстрее вернуться домой, она решила лететь на самолете. В горах пилот сбился с курса, и домой она не вернулась никогда.
Жизнь после Кэрол
Три долгих года Кларк отправлял экспедицию за экспедицией на поиски потерпевшего крушение самолета и беспробудно пил. Кэрол нашли, ее тело удалось идентифицировать по украшениям, подаренным ей Кларком. Жизнь потеряла всякий смысл. От медленного самоубийства алкоголем его спасла война. Гейбл был уже непризывного возраста, но, окончив офицерскую летную школу, отправился в Европу. Судьба не дала ему умереть. Дослужившись до майора, с многочисленными наградами 43-летний Гейбл вернулся домой. Это был его дом, но там не было его Кэрол.
Последний вираж
В Голливуде он продолжал пить и сниматься. И в его жизни по-прежнему было много женщин. В их числе оказалась и будущая княгиня Монако Грейс Кейли, с которой он снимался в фильме «Могамбо». Затем последовал кратковременный брак с Сильвией Эшли. Гейбл признался, что был беспробудно пьян, когда предложил Сильвии выйти за него замуж.
После многочисленных любовных связей, в возрасте 54 лет, он наконец-то женился в последний раз. На этот раз его избранницей стала Кей Уильямс. Белокурая и голубоглазая Кей очень старалась во всем походить на Кэрол, чем и пленила сердце уже немолодого Гейбла, так никогда и не оправившегося от утраты любимой женщины. Молодожены уединились на ранчо и стали вести спокойную размеренную жизнь вплоть до смерти актера.
Лучшая роль Кларка Гейбла оказалась для него и последней. В фильме «Неприкаянные» он по иронии судьбы опять сыграл ковбоя, но уже печального и постаревшего. Его партнершей по фильму была Мерилин Монро, которая во время съемок переживала очередной кризис и создавала весьма нервозную обстановку на площадке. Жара, стрессы, многочисленные трюки, которые актер по-прежнему выполнял сам, окончательно подорвали его здоровье.
16 ноября 1960 года уставшее сердце Кларка Гейбла перестало биться. Газеты вышли с коротким заголовком «Король умер». Все поняли, о ком идет речь. Кларка Гейбла похоронили рядом с Кэрол Ломбард, а через четыре месяца на свет появился его единственный сын.