Разлучница «Биттлз» (Йоко Оно)
После гибели кумира нескольких поколений Джона Леннона прошло уже столько лет, а его вполне здравствующую вдову Йоко Оно продолжают критиковать и по сей день. Видимо, до сих пор не могут простить ей то, что когда-то она смогла приворожить к себе знаменитого рок-музыканта и увести его из «Биттлз» (тем самым фактически уничтожив культовую ливерпульскую четверку), а после смерти Джона нажила на его наследии огромное состояние и даже сейчас не прекращает судиться с его соратниками.
Сегодня Йоко уже 70, хотя она выглядит намного моложе своих лет. Хрупкая женщина с короткой стрижкой и сухими крошечными руками, сжатыми в тонкую ниточку губами и колючим взглядом из-под темных очков. Сегодня она заявляет, что когда-то и представить себе не могла, что доживет до таких лет: «Но раз уж такое произошло, я просто обязана забыть про свой возраст и каждый день чувствовать себя счастливой».
И, кажется, что это ей неплохо удается. Сегодня она любит устраивать выставки и перформансы в разных столицах мира. Один из них она не так давно разыграла в парижском театре Буфф-дю-Нор, где она, сидя неподвижно в зале, разрешила каждому из зрителей подойти и отрезать ножницами на память кусочек своего вдовьего платья, тем самым в скором времени оказавшись в одном нижнем белье. Тайный смысл происходящего заключался в том, что каждый из нас стремится присвоить себе частичку того, что любит, но лучше резать одежду, чем тоже самое делать с душой.
Безусловно, что подобного рода акции далеко не все способны воспринимать адекватно и большей частью расценивают их как некую блажь стареющей миллионерши с туманным прошлым. Но Йоко ни на кого не обижается – она всегда стремилась к эпатажу, в том числе вместе со знаменитым мужем. Помимо устроительства своих выставок, она продолжает издавать и переиздавать записи Джона Леннона, регулярно проводит какие-то акции, связанные с его именем.
Родилась эта магическая и роковая для известного всему миру рок-квартета женщина 18 февраля 1933 года в Токио в аристократической семье, где воспитанию маленькой Йоко с самого детства уделяли большое значение.
Последующий этап ее жизни, прошедший под бомбежками (ведь она – дитя войны), мало кого интересует, зато немалое любопытство вызывает периодзнакомстваее с гением рок-музыки. А познакомились они в 1966 году в лондонском художественном салоне «Индика», после чего Джон профинансировал ее персональную выставку. Кстати, в тот момент Йоко была замужем за американским джазовым музыкантом и кинопродюсером Антони Коксом и имела от этого брака (который был у нее уже вторым по счету: первый ее муж был японец) дочь Киоки. Да и сам Леннон тоже был несвободен.
Спустя три года после своего знакомства, в марте 1969 года, освободившись от брачных обязательств с той и другой стороны, эта пара, о которой до сих пор ходят легенды, официально зарегистрировала свой брак в Гибралтаре. Именно с этого момента поклонники The Beatles - кто тайно, а кто совершенно открыто, - начали высказывать свое негодование в адрес японской дамочки, магически сотворившей с их Ленноном нечто такое, что заставило того уйти из состава The Beatles, поменять свое второе имя на Оно и стать Джоном Оно Ленноном, а также выпустить сольный альбом с Йоко Оно, который был совершенно не похож на то, чем Леннон занимался раньше; и затем приступить к сольной работе, которая проходила главным образом в сотрудничестве с его женой и под ее чутким руководством.
Но и это еще не все. Супружеская чета провела «сидячую мирную демонстрацию протеста против участия европейских стран в военных действиях во Вьетнаме», сняла авангардистский фильм «Апофеоз», который был представлен на Каннском фестивале,
выпустили самый «ангажированный» из всех своих альбомов «Some Time In New York City». Активное участие в политике в самых ее эпатажных формах, полная публичность и пристрастия к странным учениям еще дальше отодвинули Леннона от его поклонников.
9 октября 1975 года, в день рождения самого Джона Леннона, Йоко дарит ему сына, Шона Оно Леннона (ныне довольно застенчивого юноши в очках). И с этого момента Джон окончательно уходит из музыки в тихую, буржуазную жизнь, посвящая практически все свое время семье. А 8 декабря 1980 года в их доме с причудливыми готическими башнями в Нью-Йорке прогремели страшные выстрелы, оборвавшие жизнь Леннона.
Йоко осталась одна. Вместе со смертью близкого ей человека она вдруг особенно остро почувствовала, насколько сильно ее не любили и то, что с этой потерей она разом лишилась и его защиты. Но как настоящая дочь самураев, Йоко решила, что если она хочет выжить, то должна заново радоваться каждому дню. И она заставляет себя это делать.
Несмотря на то, что после Джона, как утверждает обозленная на Оно западная пресса, Йоко успела еще раз ненадолго побывать замужем, она и сегодня живет в том самом доме, где ей с Ленноном было так хорошо. Каждое свое утро Йоко начинает с принятия ванны, чашечки крепкого кофе и чтения свежих газет. После чего начинается светский и деловой водоворот, продолжение выпуска не опубликованных при жизни Джона материалов — музыкальных записей, видео, записок.
А по вечерам, когда она вновь возвращается в свой дом, Йоко любит садиться у окна и смотреть на закат. Когда совсем уж плохо – включить индийскую музыку и попробовать немного расслабиться. А еще она очень любит читать.
Спустя 24 года после смерти самого знаменитого своего мужа, Йоко по-прежнему тоскует, что им не довелось дожить до старости вместе, бродить где-нибудь рука об руку, вглядываться в любимые черты и наслаждаться обществом друг друга. Может быть, это и есть та самая беззаветная любовь, о которой так часто пишут в любовных романах и которая так редко встречается в жизни? И которая для самого Леннона оказалась превыше славы и будущего самих «Биттлз».
Ксения УСПЕНСКАЯ.