Великие люди

Легенда (Папесса Иоанна)

   Нашей Героине не удалось найти общий язык с Историей - Дамой, любящей Правду. Но она, наша Героиня, подружилась с Литературой и Поэзией. Они не всегда борются за горькую Правду, предпочитая ей, иногда, хоть и вымышленную, но красивую Легенду. Наша незнакомка своей краcивой и необычной Легендой увлекла Бокаччо и Петрарка – средневековых трубадуров любви. А ближе к нам, уже в 19 веке, исследователи творчества Алесандра Сергеевича Пушкина нашли в черновиках поэта необычные наброски, датируемые 1833 годом, к задуманной им новой пьесе. В центре драмы - необычная судьба женщины, посягнувшей на престол Папы Римского –

   Нашей Героине не удалось найти общий язык с Историей - Дамой, любящей Правду. Но она, наша Героиня, подружилась с Литературой и Поэзией. Они не всегда борются за горькую Правду, предпочитая ей, иногда, хоть и вымышленную, но красивую Легенду. Наша незнакомка своей краcивой и необычной Легендой увлекла Бокаччо и Петрарка – средневековых трубадуров любви. А ближе к нам, уже в 19 веке, исследователи творчества Алесандра Сергеевича Пушкина нашли в черновиках поэта необычные наброски, датируемые 1833 годом, к задуманной им новой пьесе. В центре драмы - необычная судьба женщины, посягнувшей на престол Папы Римского –

ПАПЕССА ИОАННА

   В этом повествовании переплелось все: История, Легенда, Любовь, Интрига.

В самом деле, трудно представить на престоле римского папы Женщину. Обыкновенную женщину, которая будит в мужчине чувство любви. А средневековая церковь превращает ее в исчадие зла, толкнувшее Адама к грехопадению. Женщина, которая, если и обладала хоть какими – либо познаниями или умениями, превращалась в колдунью, которую сжигали. Одним словом, для схоластической церкви того периода Женщина была началом всех бед. И вдруг ...

Женщина на святом престоле «Отца отцов».

   Мы не знаем, была ли она благородных кровей, богатой или красивой. Предполагают, что она родом из Англии, о чем свидетельствует ее имя – Иоанна Ангеликус - Johannes Angelicus. Затем жила в Майнце. Единственное, что несомненно – она была любознательна и умна, хотела учиться, что в ту эпоху для женщины было не так-то просто - церковь запрещала. Согласно одной легенде ее отцом был миссионер, с которым она постоянно разъезжала. Возможно, именно тогда он и понял, что мальчик – помощник и продолжатель его религиозных миссий, намного лучше, чем девочка - будущая женщина-соблазнительница, рассматриваемая церковью как зло. И Иоанна начала переодеваться в мужское платье. После смерти отца, по-прежнему оценивая все преимущества мужского костюма, она более с ним никогда не расставалась.

   Согласно другой легенде, получив начальное образование, она захотела продолжить учиться, что было доступно во времена средневековья только мужчинам и опять её выручает мужское платье.

Имено в этом одеянии она попала в мужской монастырь, где сразу же выделилась среди общей массы полуграммотных и монахов своей покладистостью и некоторыми познаниями. Предполагают, что здесь, в монастыре она и познакомилась с НИМ ... влюбилась... рассказала ЕМУ правду о себе...и, наконец, стала ЕГО любовницей. Мы не знаем ЕГО имени. Средневековые документы не вдаются в интимные подробности.

Влюбленные покидают монастырь, чтобы отправиться в Афины для продолжения учебы в духовно-теологической школе. Вскоре, однако, ее возлюбленный заболел и умер. Теперь она уже одна продолжает свой путь, по-прежнему переодевшись мужчиной. Это был единственный способ получить образование. Итак, мужской костюм опять ее выручает. А, может быть, у нее уже просто не было выбора. Ее никто и нигде не ждал. Она была одна, без родных и без средств к существованию. А монашеское одеяние, так удачно маскировавшее все особенности женской фигуры, открывало ей двери в многочисленные монастыри, где можно переждать непогоду и согреться, выпив стакан горячего вина. Здесь никто особо никем не интересовался и через несколько дней Иоанна уходила, чтобы найти приют в следующем монастыре. Черное платье было так же магическим пропуском в недоступный для средневекового жителя мир образования. Она уже не представляет своей жизни иначе.

После Афин наша героиня в мужском одеянии попадает в Рим – не только религиозном, но политическом и культурном центре Европы. Ей пригодились ее жизненный опыт и все ее познания. Она выделилась благодаря своей эрудиции, хорошей памяти, изворотливому уму, умению работать с документами. Умело применяла полученные знания, ловко сочетая приобретенные мужские черты характера с чисто женскими качествами, дарованными ей природой. Чуть позже Иоанна стала нотариусом при папском совете. В то время нотариус - это и юрист, и секретарь, и архивариус, и советник в одном лице. В ее ведении были все наиболее важные документы папской канцелярии: финансовые, политические, религиозные. Не забывайте: католическая церковь, в отличие от православной, всегда активно вмешивалась в политику своих подопечных.

Итак, она заняла очень таки почетную должность при дворе Папы Леона IV. А в 855 году, после его смерти, была избрана «Отцом отцов». Эта дата, как и имя папы Леона IV - реальные исторические факты.

   Таким образом, женщина восходит на святой престол под именем Иоана VIII. И никто бы ни о чем не догадался, если бы не чисто женская сентиментальность. Она опять влюблена и на этот раз беременна. Свободное и широкое одеяние Папы до поры до времени удачно прячет изменившуюся фигуру. Она все реже и реже принимает участия в различных шествиях, но приближался день великого Вознесения, который согласно установленному ритуалу, знаменуется крестным ходом с обязательным участием Папы. Избежать этого было не возможно. Во время шествия к собору Святого Петра неожиданно начались схватки и несколько минутами позже она разрешилась от бремени.

Позже на этом месте была построена набольшая часовенка со статуей красивой молодой женщины с папским атрибутом в одной руке и ребенком в другой. Создавая этот маленький шедевр, неизвестный автор явно не питал ненависти к женщине, занявшей пост Папы. Она была прекрасна.

Что касается церковных служителей, они безуспешно пытались стереть из памяти Истории её имя и первое, что они сделали - велели убрать этот памятник.

   Как видите, наша героиня наделала много шуму в мужском мире религии, завоевывая право женщины на образование, а также доказывая, что и женщина может занять подобающее место в обществе, да и в политике.

   Первый источник, сохранившийся до наших дней, где упоминается об этой таинственной деве - «De septem donis Spiritus Sancti» - «Семь Даров Святого Духа». Автор - Этьен Бурбонский. Герой его повествования знал граммоту, много читал, начал переписывать книги. В ту эпоху, когда о книгопечатании еще никто не догадывался, перепись книг была доступна только привиллегированным особам, получившим духовное образование. Обладая почетным званием книжника, он становится нотариусом при дворе папы, а позже и избирается Папой. Автор не упоминает имени своего героя, но дает понять, что речь идет о женщине, так как во время одной из ритуальных процессий она родила. Разъяренные церковники забросали ребенка камнями, она умерла также.

   Особое место занимает «Хроника Пап и Императоров» - «Cronicon pontificum et imperatorum», появившаяся в 13 веке, написанная доминиканским монахом Мартином из Тропау, где он довольно подробно рассказывает о некой Жанне, родившейся в 822 году. Она Англичанка, но родилась в Майнце. Автор предполагает, что ее родители были эмигрантами, покинувшими в свое время Англию. Далее он повествует, что Жанна влюбилась в ученого монаха бенедиктинца. Он принадлежал к одному из самых грамотных монашеских орденов, а сегодня слово - «бенедектинец» приобрело второе значение – ученый, эрудит. Подталкиваемая любовью к мужчине и к знаниям, она сопровождает своего возлюбленного в Афины, переодевшись в монашеское платье. Преобретя обширные познания по истории, ораторскому искусству, философии она едет в Рим, где вскоре становится координалом, а затем и Папой.

Можно предположить, что с 10 по 14 век факт существованя Папессы Иоанны не вызывал ни у кого сомнения. Тем более, что в эту же эпоху появилось довольно-таки не обычное кресло для высокопоставленных католических чинов: епископов, архиепископов и даже для Пап. В центре сидения было небольшое отверстие ... Странным образом, но кресло стало элементом особого ритуала и использовалось только в момент принятия святого сана. Не трудно догадаться, для чего. Именно так в ту далекую эпоху предполагалось проверить половую принадлежность избираемых духовных лиц. Казалось, церковь боялась ошибиться еще раз. Ритуал просуществовал до 15 века, а кресло и сегодня находится в одном из музеев Рима. Ситуация начала меняться с начала 15 века и это объяснимо. Приближалось Великое Возрождение – Ренессанс. Понемногу церковь теряла свои позиции, уступая место Эпохе Просвщения. Великие вольнодумцы – Вольтер, Руссо, Свифт ...

   Историю Папессы Иоанны не забыли, но неожиданно она приняла несколько иной оборот. Наконец-то предоставилась возможность посмеяться над католической церковью, не сумевшей отличить женщину от мужчины. Но не только... Женщина, о которой писали средневековые хроникеры независима, целеустремленна, образована, умна. Она ничем не отличается от мужчины. Это был нестоящий вызов схоластическим нормам средневековой церкви. История Папессы Иоанны превращается в легенду.

   На сегодня так и не выяснен вопрос о правдоподобности этого образа. Одни пишут о ней, как о вымышленной личности, вошедшей в историю благодаря романтической легенде, другие называют ее авантюристкой, а третьи посвящают ей свои литературные творения: стихи, прозу, пьесы, киносценарии.

Даже если это и Легенда, кто ее автор? Вероятно, все-таки мужчина, живший в далеком средневековье и мечтавший об идеальной женщине: красивой, смелой, умной, женственной, иногда провокационной и не боящейся любить.