Политики

Из жизни мачо: товарищ Че (Эрнесто Че Гевара)

   В последние десятилетия мы вдруг начали открывать для себя заново истинные лица тех, чьи биографии знали наизусть, чьи портреты украшали агитационные плакаты. Оказывается, это были очень интересные люди! Один из них – красавец - мачо Че Гевара. Футболки с его фото до сих пор в моде, а сам команданте неизменно вызывает интерес и уважение. В чем же загадка пламенной души борца за свободу?

   В последние десятилетия мы вдруг начали открывать для себя заново истинные лица тех, чьи биографии знали наизусть, чьи портреты украшали агитационные плакаты. Оказывается, это были очень интересные люди! Один из них – красавец - мачо Че Гевара. Футболки с его фото до сих пор в моде, а сам команданте неизменно вызывает интерес и уважение. В чем же загадка пламенной души борца за свободу?

По всем предположениям врачей он просто не должен был выжить. Через шесть месяцев после рождения (14 июня 1928 года) Эрнесто Гевара де Ла Серна заболел тяжелейшей пневмонией и выжил только благодаря самоотверженным усилиям родителей, стараниям врачей, которые, впрочем, не особенно надеялись на удачу и благословение Бога, который сохранил-таки для потомков самого известного бунтаря XX века. Его отец, Эрнесто Гевара Линч, был всем известен в Карагватау как неудачливый бизнесмен, чьи смелые коммерческие проекты неминуемо кончались крахом. Мать Селия Ла Серна прославилась своими феминистскими взглядами: она носила короткие волосы (невероятная смелость для аргентинки), курила, и изредка шокировала достопочтенную публику появляясь в брюках. Но, в общем, семья была хорошей и дружной, а помимо маленького Эрнесто родители воспитали еще четверых детей.

Когда Эрнесто было два года, пережитая пневмония дала о себе знать бронхиальной астмой. С тех пор приступы удушья преследовали его до конца жизни. Из-за них он не смог ходить в начальную школу и его образованием занималась мать, а в свободное время он зачитывался Жюлем Верном (любимыми авторами команданте были вовсе не классики марксизма-ленинизма, а Жюль Верн и Марк Твен). Эрнесто нельзя было назвать общительным мальчиком: его мало интересовало происходящее вокруг, он весь был сосредоточен на самом себе, своих интересах и переживаниях. Единственное, чем поражал он окружающих - отчаянной смелостью. Казалось, чувство страха ему совсем не знакомо, и он смело шел на встречу любым опасностям. Это вызывало уважение, желающих обидеть Эрнесто Гевара находилось не много.

В 1941 году Эрнесто поступает в Кордовский государственный колледж и здесь у него появляются первые политические интересы, которые, однако, не вылились ни в какие практические действия. Там он познакомился с испанскими эмигрантами, бежавшими в Аргентину от режима Франко. Они несли с собой дух борьбы и свободы и это все произвело неизгладимое впечатление на неокрепшую психику юного Эрнесто. Да и в его семье царили оппозиционные настроения: родители Эрнесто были явными противниками Хуана Перона, правившего на тот момент в Аргентине. Все это и дало юноше обостренное чувство социальной справедливости, стремление к свободе и неприятие любых ограничений.

Вопреки ожиданиям семьи, которая хотела чтобы он получил диплом инженера, Эрнесто по окончании колледжа отнес свои документы на медицинский факультет университета Буэнос-Айреса. Он жаждал служить людям, хотел облегчать чужие страдания, и в этом стремлении увлекся изучением проказы, от которой мечтал избавить человечество. Для наилучшего ознакомления с человеческими страданиями, однажды он отправился на велосипеде в путешествие по Аргентине. Страсть к перемене мест несколько позже сказалась еще одним путешествием по Латинской Америке на мотоцикле. Впечатление от поездки он оставил в своем знаменитом «Дневнике мотоциклиста». За время путешествия они с другом Альбертом Гранадо успели посидеть в тюрьме, поработать в лепрозории, потренировать футбольную команду. Вернувшись домой, он с удвоенной силой принимается за учебу и опять не оправдывает ожидания родителей: вместо того чтобы продолжить научную карьеру в университете, он отправляется по миру лечить проказу.

Первой любовью будущего революционера стала Мария дель Кармен Феррейра по прозвищу Чинчина. Девушка из состоятельной семьи была явно не парой романтику, но Эрнесто с присущей ему самоуверенностью отнюдь не комплексовал по этому поводу. Безо всякого подобострастия он легко и уверено общался с золотой молодежью и вызывал у них неподдельное восхищение. Да и женским вниманием явно не был обделен, несмотря на присущую ему неопрятность.

С младых лет он пренебрежительно относился к собственной внешности: мыться не любил, единственную нейлоновую рубашку изредка стирал прямо на себе, не снимая, в ванне, ходил порой в разных ботинках и никогда не гладил брюки, за что и получил весьма нелестное прозвище «Свинья», что, надо сказать, нисколько не обижало Эрнесто. Ему было безразлично, как и кто его называет. А вот девушкам он нравился всегда, и красавица Чинчина несомненно бы вышла за него замуж. Но стремление парня помогать страждущим изменило её матримониальные планы.

А первой женой Эрнесто стала революционерка Ильда Гадеа, политэмигрантка из Перу. Их брак продлился 4 года, пока новая любовь не поселилась в пламенном сердце - красавица-кубинка Алеида Марч. С ней он прожил оставшиеся годы жизни, она рожала ему детей.

Эрнесто отправился дальше, навстречу своей цели. По пути к ней он и встретил Фиделя и Рауля Кастро. Братья пребывали в эмиграции в Мексике, а Эрнесто там же искал смысл жизни. Они нашли друг друга. Первая встреча Эрнесто и Фиделя длилась восемь часов и закончилась тем, что в рядах лидера кубинской революции появилось еще одно преданное сердце. Эрнесто раз и навсегда уверовал в революцию и стал участвовать в подготовке переворота на Кубе.

Конспираторы оказались еще те: о предстоящем десанте прекрасно были осведомлены и ЦРУ, и разведка Батисты. Но именно в тренировочном лагере в Мексике он получил свое прославленное имя – Че. Это аргентинское междометье, означающее «Эй, ты!». В дружеской беседе Эрнесто постоянно им пользовался и товарищи в шутку стали так звать его самого. Восемьдесят два отчаянных смельчака во главе с Фиделем на старой шхуне «Гранме» отправились на Кубу. Не успев причалить, они были обстреляны артиллерией Батисты. В живых осталось только двенадцать.

Среди них и Че Гевара, который впервые получил боевой опыт. Он стал настоящим солдатом революции и вскоре ему присвоили звание «команданте» (майор). Два года гражданской войны закончилась победой повстанцев, в 1959 году они заняли столицу Кубы. В правительстве Кастро Че Гевара занял сразу несколько постов. По популярности и народной любви он уступал разве что самому Фиделю.

С присущим ему энтузиазмом товарищ Че занялся строительством мирной жизни на Кубе: был комендантом крепости, восстанавливал сельское хозяйство, создавал промышленность и даже возглавил Национальный банк. В качестве посла посетил Индию, Китай, Советский Союз, Югославию, Пакистан и многие другие страны. А затем пропал… ЦРУ сбилось с ног, разыскивая непредсказуемого бунтаря. Еще бы, у американцев был повод беспокоиться: один раз этому малому уже удалось устроить революцию, кто знает, не задумал ли он еще чего такого? В своих догадках янки попали в самую точку.

Мирная жизнь быстро наскучила бравому команданте, он грезил мировой революцией и был уверен, что ее надо не ждать, как советовал ему советский генсек, а делать. В 1966 году американской разведке удалось выйти на его след в Африке. Затем он вернулся на Кубу, где подобрав отряд из 120 единомышленников, отправился делать революцию в Боливии. Шаг тем более странный, что боливийцам никакая революция вовсе и не была нужна. Крестьяне ни слова не понимали из того, что говорили им бородатые кубинцы и, принимая их за наркоторговцев, с охотой выдавали полиции. Боливийское правительство бросило на ликвидацию «банды» Че Гевары всю армию. Вскоре партизанский отряд был обнаружен.

В попытке выйти из окружения практически все погибли. Самого раненого команданте захватили в плен. Под усиленным конвоем его привезли в деревню Ла Игуэра и держали там, пока боливийское правительство решало, что с ним делать. Ответ пришел утренней радиограммой: «Расстрелять!». Сержант Марио Теран впоследствии рассказывал, что когда он зашел в комнату, где сидел Че Гевара, тот спокойно у него спросил: «Ты пришел меня убить?». У сержанта затряслись руки, он никак не мог решиться выстрелить. Тогда Че встал и сказал: «Успокойся, ты будешь убивать мужчину». Марио отошел к двери, зажмурил глаза и выпустил первую очередь. Раненный Че упал, полилась кровь. Сержант опять нажал на курок, и на этот раз пуля достигла цели, поразив Че Гевару в сердце. С этого момента он стал бессмертным.

P.S. Все, кто участвовал в убийстве знаменитого команданте, умерли не своей смертью.