Писатели

Забытое имя (графиня де Сегюр, урождённая Ростопчина)

   Однажды, просматривая каталог выставки цветов, проходившей во Франции, я увидела розу с необычным названием: Сomtesse de Segur, nee Rostopchinе. Два совершенно разных имени, французское и русское, волею случая оказавшихся рядом.

   Однажды, просматривая каталог выставки цветов, проходившей во Франции, я увидела розу с необычным названием: Сomtesse de Segur, nee Rostopchinе. Два совершенно разных имени, французское и русское, волею случая оказавшихся рядом.

   Сегюр – типичная французская фамилия с ударением на последнем слоге и частичкой “де”, свидетельствующей об аристократическом происхождении и Ростопчины – именитый род, достаточно известный в русской истории, представители которого внесли заметный вклад в российскую культуру 19 века: Федор Васильевич Ростопчин – государственный деятель, генерал – губернатор Москвы в 1812 году. Позже, уйдя из политики, он занимался литературой и приобрел известность на этом поприще.

Евдокия Ростопчина – одна из самых известных русских поэтесс второй четверти Х1Х века, творчество которой ценил Пушкин.

Роза с необычным названием открыла еще одну тайну – София Ростопчина, разделившая во Франции, наряду с Жюль Верном, необычную привилегию стать известной детской писательницей. Её с уверенностью можно назвать основоположницей детского жанра в литературе.

Это имя хорошо известно каждому французскому школьнику, не важно, когда он окончил школу, в начале или в конце 20 века. Создан музей, школа в Нормандии носит её имя, в её честь названа восхитительная красная роза, а в год двухсотлетия со дня рождения писательницы выпущена марка, посвященная ей (1999 г.). Её произведения были экранизированы, созданы мультфильмы. Известный французский певец Жан Ферра назвал свою песню “Примерные девочки”. Это один из рассказов графини де Сегюр, а современая рок-группа носит имя главного персонажа забавных историй писательницы – Софи.

Еще одна страничка нашей культуры, остававшаяся долго зыкрытой, возможно, только потому, что на всех книгах, написанных ею, стоит высокий титул и девичье имя писательницы, подчеркивающей свое русское происхождение, которое она никогда не скрывала: графиня де Сегюр, урожденная Ростопчина – Сomtesse de Segur, nee Rostopchinе.

Её мать – Екатерина Протасова, благодаря своей тётушке - Анне Степановне Протасовой, любимой фрейлине Екатерины II, воспитывалась вместе с сестрами при дворе императрицы, со всеми вытекающими отсюда преимуществами – образование, недоступное для более простых россиянок и, конечно же, обеспеченное будущее: положение в обществе, удачное замужество. Русские аристократки конца 18 века о большем не помышляли. Екатерина Протасова не была исключением. При дворе она познакомилась с Федором Ростопчиным, проходившем службу при наследнике российского престола – великом князе Павле I.

От этого брака родилось пятеро детей, София – вторая дочь Ростопчиных, появилась на свет 19 июля 1799 года, в Санкт-Петербурге. Её крёстным стал царь Павел I. Жест, показавший, что Император всея Руси ценил преданность своего подчиненного. Он присудил Федору Ростопчину титул графа, назначил на пост кабинет-министра по иностранным делам, а также директором почтового департамента и одновременно членом Совета императора. В эту эпоху имя графа Федора Ростопчина одно из самых влиятельных в России.

Правление Павла было не долгим - с 1796 по1801 г.г. Властный, но слабохарактерный, он не удержался на троне. Императором становится его сын – Александр I. Граф Ростопчин - фаворит Павла, уходит в отставку и удаляется с семьей в свое имение в Вороново. Именно в этом чудесном имении София провела свое детство.

Детей не баловали в этом роду, скорее наоборот, воспитание было спартанским. В три года она сама застилала свою кровать, сама вставала, умывалась холодной водой и одевалась без чьей либо помощи. А прислуживать в этом доме было кому – более ста слуг, натиравших каждый день до блеска паркет, следивших за вольерами и конюшнями в 300 лошадей; повара, садовники, портные, рассыльные, служившие только лишь для передачи распоряжений хозяев слугам, находившимся в разных уголках огромного имения.

В 1810 году царь Александр призывает графа ко двору в должности обер-камергера, а в 1812 году назначает его генерал – губернатором столицы. Нелегкое время для России, Наполеон приближается к Москве. Граф Ростопчин, не зная истинных намерений Кутузова, вселяет в жителей столицы веру о невозможности французов захватить Москву, организовывает добровольческие отряды, выпускает патриотические листовки. В то же время он немало содействует поджогам в городе, не желая, чтобы он нетронутым достался французам, чем, в дальнейшем, вызвал особое неудовольствие императора.

В 1814 году граф Ростопчин уволен от звания главнокомандующего и отсранен от службы – трудный период для знатного вельможи, означавший конец его политической карьеры.

В эту эпоху Софии уже 15 лет. Что ждет её? Она уже не подросток, но еще и не девушка. Казалось бы её судьба уже предначертана, родословный брак и дети, двор императрицы и светские развлечения. Однако, отец – в немилости, мать – католичка, что несколько не понятно, но вполне объяснимо. В то смутное для Европы время, после французской революции 1789 года, отделившей церковь от государства, многие католические священники покинули Францию, найдя приют, как ни странно, в православной России. Но не только... В России появляются и их сторонники, тайно принимавшие католицизм. Жена графа Федора Растопчина была одной из них.

Выбор жены не обрадовал бывшего губернатора Москва, фигура которого по-прежнему у всех на виду. Предвидя немилость императора, граф принимает решение уехать на некоторое время во Францию. Почему именно во Францию? Прежде всего потому, что русская аристократия 18-19 веков была пропитана французской культурой. Французский для них стал почти родным, оставив русский язык для крестьян.

В конце 1816 года вся семья перебирается в Париж. События военной компании Наполеона в России еще свежи в памяти истории, но неожиданно бывшие враги становятся друзьями. Ростопчиных встретили с восторгом. Во Франции, после поражения Наполеона, начался период Реставрации, Бурбоны возвращаются к власти и граф Ростопчин становится одним из героев, непосредственно способствовавших поражению “корсиканского чудовища”. Он покупает в Париже шикарный особняк на авеню Габриэль, Ростопчины вхожи в высшее общество, а дочь Софья, принявшая как и мать, католицизм, становится богатой невестой. Она полна радужных идей и грезит о романтической любви. Их приглашают в лучшие семьи и во время одного из таких баллов девушка познакомилась с красавцем Эженом де Сегюр. Молодой граф не просто удивлен. Разговорившись с этой очаровательной иностранкой, он поражен ее высокой культурой и образованностью, она прекрасно говорит не только по-французски, но и по-английски и немецки, начитана, играет на пианино, хорошо танцует, из знаменитой семьи и, наконец, богата – все то, что так ценится в светском обществе, без разницы – в царской России или во Франции. Но увидел ли он в тот момент её искренность, присущую ей доброту и природный ум – то, что характеризовало Софи в первую очередь и на что, к сожалению, особо не обращали внимания мужчины той эпохи?

Родители Софи одобряют это знакомство. Возможно, семья де Сегюр, не так богата, как Ростопчины, но это именитый род, известный свими выдающимися представителями: Анри Филип де Сегюр – военный министр при Луи ХVI, Луи Филипп де Сегюр – воевал в Америке рядом с Лафайетом, затем назначен послом в России, дядя её будущего супруга был адъютантом Бонапарта, а сам Эжен с семнадцати лет служил пажом Наполеона. Внешне красивый, блестящий собеседник, учтивый и обаятельный - Софи влюбилась в него не задумываясь, потому что была молода, чувствительна и, наконец, просто потому, что пришло её время любить.

Казалось, она нашла то, что искала. Она мечтает о семье и о муже, который её любит, с которым можно свободно говорить обо всем и который введет её в общество уже как графиню де Сегюр. Родители все чаще говорят о своём возвращении в Россию, а она уверена, что после их отъезда, именно муж станет для неё моральной опорой в этой, ещё чужой ей, стране. У неё вырисовывается идеальный образ спутника жизни.

   Венчание состоялось 14 июля 1819 года, ей еще нет и двадцати. В качестве свадебного подарка дочери граф Ростопчин купил чудесное имение Нуэт в Нормандии, с большим и одновременно уютным домом. Все удивляло её здесь – свободные крестьяне, ухоженные поля, дом, похожий на замок и светлый березовый лес, в который Софи тот же час влюбилась. Он напоминал ей детство, Вороново. Несмотря на цену, по-русски не торгуясь, граф Растопчин сразу жу купил это владение.

Единственный вопрос, который волнует в этот момент Софи – понравится ли дом Эжену, ведь именно здесь они будут жить вместе, здесь будут расти их дети. В реальности все оказалось намного прозаичнее. Жизнь распорядилась иначе.

Молодой граф, как будто, доволен, но скучающее выражение лица говорит об обратном, он не привык жить в провинции. Он посетил всех знакомых, живущих поблизости, перезнакомился с соседями и все чаще и чаще заговаривает о Париже. Но Софи уже беременна и эта обстановка на лоне природы благоприятна для её положения. Граф уезжает один. Она постепенно привыкает к его отлучкам, которые становятся более длительными, он не собирался менять что-либо в своей жизни ради семьи. В 1820 году она родила первенца, Гастона, затем один за другим рождаются Рено (1821-1823 г.г.) и Анатоль (1823 г.). Её не пугало это, она сама выросла в большой семье, скорее она страдает от двойного, нет, тройного одиночества: чужая страна, без мужа и без родных. Единственной ниточкой, связывающей её с Россией, стали письма отца, сестер и братьев, она с удовольствием отвечает им, рассказывая им, прежде всего, о детях - особо писать больше не о чем. Это доставляет ей удовольствие и , возможно, сама еще не осознавая, она ищет свой стиль и свои сюжеты. Эти письма стали её первыми литературными пробами.

В 1825 году, когда Софи носит под сердцем четвертого ребенка, молодой и все еще красивый граф, без особого стеснения, полностью восстанавливает в Париже свои холостяцкие привычки, забыв дорогу в Нуэт, а его редкие визиты оканчивались для Софи очередной беременностью: Натали, близнецы Сабин и Анриет, Ольга. Восемь детей с1820 по 1835 г.г. В этот период ей всего 36 лет.

Свою нерастраченную любовь она отдает детям, открыв в себе талант быть просто мамой. Обучая своих детей, она учится вместе с ними жить в необычных для себя условиях: как будто замужем, но одна, как будто есть отец - но он не рядом с детьми. Она обладала редчайшим для женщины даром превращать рутину семейной жизни в радостный праздник. Софи оправдала своё имя – “мудрая”.

Её жизнь наполнилась смыслом. Её интересует все: первые успехи в гимназии старшего сына, вместе с ним она берет уроки рисования. С младшими она играет в прятки, а перед сном рассказывает им забавные истории, каждый день новые, сама удивляясь своей фантазии. Она учит их читать и сама читает все новинки французской литературы. В этот период в её жизни прочно установились две ценности: дети и книги. В 1830 году дядюшка Эжена рассказал ей о некоем Анри Бейль – военном комиссаре в эпоху Наполеона, который недавно написал роман “Красное и черное” под именем Стендаля. Софи сразу же прочитала эту новинку.

Её обаяние и высокая культура привлекли Шарля Гуно, с которым её познакомил ее старший сын, сделавший во Франции удачную духовную карьеру. Великий французский композитор написал в Нуэт свои лучшие партии для “Фауста”. Она принимает у себя известного художника Поля Деларош и Эжена Сю, ставшего впоследствии одним из самых популярных французских писателей и с которым её связывает теплая дружба. Достойно оценивая высокую образованность и жизненный опыт Софи, именно он подал ей идею начать писать. Её первая реакция была скорее отрицательной. Для неё веселые истории для детей – это не настоящая литература, связанная с именами Стендаля или Флобера, “Мадам Бовари” которого она недавно прочитала. Но семя было брошено. Понадобились годы для того, что бы эта абстрактная идея превратилась в реальность. А пока она продолжает жить, надеясь только на саму себя.

А тот, кого она так любила, когда ей едва исполнилось двадцать, по которому она плакала, когда ей было тридцать, которого она стала презирать в сорок, стал сейчас ей абсолютно безразличен. Она вычеркнула любовь к мужчине из своей жизни, заменив её любовью к детям. Она, наконец, научилась жить без этого мужчины и опасалась полюбить кого-либо иного.

   Дети выросли и заняли подобающее место в обществе. Появились внуки, которые с удовольствием проводили у Софи каникулы и с нетерпением ждали её сказок. Как будто все повторяется, с той только разницей, что эти истории уже известны всем, кто побывал в Нуэт, в том числе господину Луи Вейо – главному редактору газеты “Univers”, которого после смерти его жены Софи пригласила с детьми провести несколько дней в её имении. Его дети в восторге от историй графини де Сегюр, да и сам господин Вейо очарован этими немного наивными и очаровательными рассказами и именно он становится посредником между графиней и самым известным издательством Луи Ашетт, которое в середине ХIХ века получило от государства монополию продажи своих книг и журналов на вокзалах Франции. В издательстве уже все готово к продаже, набраны cерии для взрослых: поэзия, приключенческие, любовные и исторические романы, незаполненной осталась единственная серия для детей. Забавные рассказы графини де Сегюр были как нельзя кстати. Мадам де Сегюр колеблется: рассказывать перед сном своим детям, а затем и внукам поучительные истории – да! Но публиковаться? Что скажут в обществе? Нелегкое решение для неё, вышедшей и живущей в аристократической среде, где женщины никогда не занимались ни физическим, ни интеллектуальным трудом. Это всего лишь середина ХIХ века!

Но она рискнула и в сентябре 1855 года заключает свой первый контракт с издательством Луи Ашетт. Успех превзошел все ожидания. Книги распродавались сотнями миллионов экземпляров. Графиня де Сегюр, урожденная Ростопчина, как она неизменно подписывала все свои произведения, становится известной, а “Новые сказки феи”, проиллюстрированные молодым и талантливым художником Гюставом Дорэ, определили её дальнейшую судьбу. Она положила начало жанру детской литературы. Простота и строгость её стиля придают особую красоту творческому почерку писательницы. Её сказки - это истории, расказанные самими детьми, которые не думают об эпитетах, обсуждая с родителями свои радости или горести. Ей удалось передать неповторимю детскую непосредственность, утраченную взрослыми.

За семнадцать последних лет своей жизни она написала более 20 романов для детей, подростков и взрослых: “Примерные девочки”, “Каникулы”, “Беды Софи”, “Воспоминания ослика”, “Злой гений”, “Судьба Гаспара” и другие. Большинство из её произведений, посвященных детям, экранизированы во Франции и других странах. Последним из примеров стал телесериал “Горести Софи”, и музыкально-хореографическая композиция на музыку Ж. Шёльхорн “Маленькая трилогия”, появившиеся в 1999 году. Имя этой женщины вошло вместе с нами в ХХI век.

   Так оканчивается эта история о прекрасной розе, носящей имя графини де Сегюр, урождённой Ростопчине. В жизни этой женщины не было любовных авантюр и романтических приключений, скорее наоборот. Вынужденная уехать из России, где она была дочерью графа Ростопчина, она становится просто эммигранткой во Франции. Забытая мужем, без родных, она, тем не менее, нашла свое призвание, открыв для себя и для своих читателй иной мир – мир детства, который она поняла лучше, чем кто-либо другой...