Важнее всего на свете, важнее дочери, важнее бога - твоя любовь (Гюго и Жюльетт
Это отрывок из письма, написанного великим французским писателем Виктором Гюго 18 января 1844 г. В этот период Гюго уже общепризнанный литератор, автор «Собора Парижской богоматери», нескольких сборников стихов и не сходящих до сегодняшнего дня со сцен театров пьес: «Эрнани», «Рюи Блаз», «Король забавляется». Ему 42 года и он достиг известности как на литературном, так и на политическом поприще.
А личная жизнь, к сожалению, складывалась не так удачно. Он женат на подруге своей юности, Адель Гюго, с которой связан общим именем и пятью детьми, и среди них Леопольдина, его любимица. Тогда кому написаны эти удивительные строки? Не жене и не обожаемой дочери, но очаровательной Жюльетт Друэ - его возлюбленной, музе, другу, остававшейся рядом с ним в течение пятидесяти лет,любовьк которой была для него «важнее всего на свете, важнее дочери, важнее бога ...».
Они познакомились в 1833 году, во время репетиций новой пьесы Виктора Гюго «Лукреция Борджиа», где Жюльетта играет небольшую роль принцессы Негрони. Ей 26 и она привыкла к вниманию мужчин, которые покорены её красотой, жгучим темпераментом, независимостью суждений и импульсивностью. Это она однажды сказала: «Женщина, у которой всего один любовник - ангел, у которой два любовника - чудовище. Женщина, у которой три любовника - настоящая женщина». Она прошла через все эти этапы, став типичной парижской куртизанкой, жившей за счет своих богатых поклонников. Среди её любовников и знаменитый скульптор Д. Прадье, для которого вначале она служила моделью, а спустя два года стала матерью его ребенка.
Это была настоящая полусветская жизнь с ресторанами, театрами и танцевальными вечерами. Она умела красиво одеваться, тратить деньги, брать кредиты и делать долги. Кроме того, она была очень красива, не глупа, обладала чувством юмора и элегантна, не смотря на свое простое происхождение. Кстати, она никогда этого не скрывала и не стеснялась, наоборот, подчеркивала и кокетливо использовала в своих отношения с мужчинами. Может быть поэтому у неё никогда не было проблем с деньгами. Всегда находился кого-то, кто мог заплатить за неё.
Её возраст в соединении с образом жизни сделали из неё опытную и умную женщину. Но стоило ей улыбнуться и она превращалась в наивную девушку, почти ребенка. Может быть поэтому, все тот-же Прадье, любовницей которого она стала, когда ей было всего 16, свои письма к ней подписывал приблизительно так: «Твой друг, твой любовник, твой отец», подчеркивая этим её качества, особо важные для него. Как друг он ценил её мнение, как любовник её тело. Но более всего он любил её улыбку. Начав смеяться, она превращалась в ребенка. Её лицо в такие моменты была сама наивность и чистота.
Это не была улыбка опытной кокетки, но улыбка - воспоминание. Грустное воспоминание о детстве. Родители бедны и умерли, когда она была еще несмышленышем. Воспитанием девочки занимался дядя, чье имя впоследствии и стало её сценическим псевдонимом. Затем был католический пансионат, в котором она впервые ощутила прелесть литературы. Она получила неплохое образование для женщин её круга, много читала, найдя свой собственный, довольно оригиальный, принцип отношений с мужчинами. Она полагала, что женщина, вышедшая из низов, может привлекать не только красивым телом, но и своей образованностью, до сих пор считавшейся привилегий французских аристократок. Для начала 19 века эта была довольно смелая мысль.
Вырвавшись из пансионата, она решила стать актрисой. В то время это была не столько профессия для женщины, сколько образ жизни, наполненной богатыми мужчинами. Образ жизни, который был хорош, пока ты молода и красива, но она была достаточно умна, чтобы понимать, что так не может продолжаться всю жизнь. Возможно поэтому её улыбка всегда была немного грустна.
И именно в плену у этой улыбки оказался великий Гюго в 1833 году.
Жюльет появилась в его судьбе в очень сложный период его жизни. Около года тому назад он он узнал, что жена изменяет ему. Банальная история, случающаяся со многими, с той только разницей, что Адель Гюго увлеклась другом своего мужа. Сент-Бёв, его единомышленник и поэт, как и он сам. Романтик в поэзии и романтик по натуре, Гюго тяжело переживает, для него это было равносильно предательству. Он потерял одновременно жену и друга. И только литература спасала его. В эти годы он работает над постановкой своей новой пьесы «Лукреция Боржиа» в одном из Парижских театров, где небольшая роль была предложена Жюльет Друэ. Её очаровательная улыбка возродила поэта. Много лет спустя он напишет: «У меня два дня рождения, оба в феврале. В первый раз, появившись на свет 28 февраля 1802 года, я был в руках моей матери, во второй раз я возродился в твоих объятиях, благодаря твоей любви, 16 февраля 1833 года. Первое рождение дало мне жизнь, второе дало мне страсть». Страсть любви, страсть к творчеству, страсть к жизни. Это было духовное и литературное возрождение литератора: поменялся и его стиль - из далекой истории («Собор Парижской богоматери», «Мария Тюдор», «Кромвель») он окунулся в реальную жизнь.
Что касается Жюльетт, то она оказалась средней актрисой, но чудесной любовницей и всепонимающей спутницей жизни. И не только потому, что не требовала развода. Она вдохновляла его. Это было их взаимное возрождение. Хочется избежать клише о банальности любовной связи между писателем и актрисой, столь типичной для 19 века. В основу этого союза легла пятидесятилетняя переписка, порой страстная, порой сверхинтеллектуальная, ставшая классикой эпистолярного жанра. Свыше 15 тысяч писем и посланий друг другу. По крайней мере, так утверждают биографы Виктора Гюго.
Рядом с ней он нашел успокоение, а она ради него покинула театральную карьеру, отказалась от светской жизни, забыла о своих многочисленных поклонниках, превратившись в тень этого гениального поэта. Вся ее дальнейшая жизнь неразрывно связана с его судьбой, разделившись между радостью редких встреч и грустью расставания.
***
Летом 1834 г. Гюго еще соблюдает правила семейного этикета и, как обычно, отдыхает с семьей в провинции. Но Жюльетт рядом, в нескольких километрах. Любовники продолжают встречаться вдали от всех, старый каштан служит им почтовым ящиком. Казалось, эти нежные письма компенсировали их нечастые свидания: «Да, я пишу тебе! И как я могу не писать тебе... И что будет со мной ночью, если я не напишу тебе этим вечером?... Моя Жюльет, я люблю тебя. Ты одна можешь решить судьбу моей жизни или моей смерти. Люби меня, вычеркни из своего сердца все, что не связано с любовью, чтобы оно стало таким же, как и мое. Я никогда не любил тебя более, чем вчера и это правда... Прости меня. Я был презренным и чудовищным безумцем, потерявшем голову от ревности и любви. Не знаю, что я делал, но знаю, что я тебя любил...»
«Я люблю тебя, я люблю тебя, мой Виктор; я не могу не повторять этого снова и снова, и как сложно объяснить то, что я чувствую. Я вижу тебя во всем прекрасном, что меня окружает ... Но ты еще совершеннее...
Ты не просто солнечный спектр с семью яркими лучами, ты само солнце, которое освещает, греет и возрождает жизнь. Это все ты, а я - я смиренная женщина, которая обожает тебя. Жюльет».
Адель, не самая верная жена, как будто высказывает свое недовольство, официально оставаясь Мадам Гюго, в реальности же, каждый из них сделал свой выбор, их супружеские отношения были чисто номинальными.
А Жюльет живет в уединении, забыв о сцене, занимаясь перепиской рукописей поэта. Она первой узнает обо всех его новых шедеврах. Свое убежище она покидает только для совместных летних путешествий: Франция, Швейцария, Бельгия, Голландия, Германия, Испания. Эти путешествия расширяли и её, и его кругозор. Гюго делает многочисленные зарисовки, поэтические и художественные. Ко всем прочим его талантам, он был и хорошим рисовальщиком. Письма к друзьям этого периода свидетельствуют об углубленном и философском взгляде на мир, что отразилось и в его поэзии. Появляются изумительные сборники стихов «Лучи и тени», «Осенние листья», «Песни сумерек», «Внутренние голоса». Страстные чувства к Жюльетт видны в его лирике, которая приобретает очень личностный характер. Он воспевает обычные радости семейной жизни, домашнего очага, красоту природы, величие любви, счастье иметь детей. Эти темы впервые появились в творчестве Гюго, интересовавшегося ранее средневековой историей и междуусобными войнами.
В 1841 году Гюго избирают во Французскую Академию, он становится самым молодым претендентом на этот пост, одновременно это начало его политической деятельности. В 1845 году литератор удостоен почетнейшего звания пера Франции, а в 1848 и 1849 годах он избран депутатом Парижа. Это был расцвет его литературной и политической карьеры.Он удачно лавирует между республиканцами и монархистами, но когда нужно принять окончательное решение, он отказывается поддержать кандидитуру будущего короля, избранного, якобы, народом. Луи-Бонапарт-Наполеон III, племянник великого Наполеона и герой будущего сатирического памфлета Гюго «Наполеон - малый». Это стоило писателю почти двадцатилетнего изгнания из Франции. После государственного переворота 1851 года он покидает Францию и Жюльетт рядом с ним, забыв о его недавней измене.
Леони д’ Онэ - еще одна поклонница великого таланта Гюго, постепенно превратившаяся в любовницу. Именно она не постеснялась в 1851 году переслать Жюльет все письма, которые писал Гюго своей новой пассии. Она молода и красива, но не готова рисковать ради любви. Во время его добровольного двадцатилетнего изгнания из Франции, писателя сопровождала ни жена, и не Леони д’ Онэ, но Жюльетт Друэ. Женщина, которая не боялась скандалов, соперниц и политических перепетий. Именно она нашла в тот момент необходимые для него документы, организовала быстрый отъезд из страны и тайно последовала за ним, сначала в Бельгию, а затем в Англию. Гюго становится символом интеллектуального сопротивления диктатуре Наполеона III.
Жюльетт рядом. Из просто любовницы она превратилась в друга, единомышленника, секретаря, занимаясь его документами и архивами. Их связь стала мифической и даже Адель перед своей смертью просила прощения у мужа и его музы. В последний месяц своей жизни она разрешила войти Жюльетт в круг их семьи, смирившись с неотделимой «тенью» своего мужа.
Адель умерла в 1868 году, а в 1871 году Гюго в сопровождении Жюльетт Друэ возвращается во Францию. Писатель становится национальным героем, а Жюльетт - его общепризнанным компаньоном, женой во всем, кроме имени. Впрочем, сейчас это для неё уже было не столь важно. Она разделила с ним все его неудачи и его триумфы. Недавно ей исполнилось 75, она почти не расстаются. Они сохранили старую привычку писать друг другу. Первого января 1883 года она послала спутнику своей жизни последнее новогоднее послание: «Обожаемый мой, не знаю, где я буду в этот день в следующем году, но я счастлива и горда выразить тебе мою признательность лишь этими словами: Я люблю тебя». 11 мая 1883 года она скончалась. Гюго раздавлен горем, у него нет сил даже присутствовать на похоронах. Ему все безразлично, с Жюльетт ушло его прошлое, вся его жизнь.
После её смерти он практически ничего более не написал. Были найдены лишь грустные слова в его записной книжке: «Скоро я перестану заслонять горизонт». Он умер 15 мая 1885 года, в день именин Жюльетты Друэ.