Королева шпионажа (Зоя Воскресенская)
…Почти до последних дней своей жизни Зоя Воскресенская была известна исключительно как детский и юношеский писатель. И только самые близкие люди знали, что Зоя Ивановна, прежде чем прийти в литературу, 25 лет прослужила… в советской внешней разведке.
Её книги переведены на многие языки, а их общий тираж и теперь представляется невероятным - 21 миллион 642 тысячи экземпляров.
Долгое время некоторые произведения Зои Воскресенской входили в число «программных» в средней школе - повести и рассказы об октябрятах и пионерах, дружбе, образцовой семье.
Юные читатели и не догадывались, что Воскресенская - до того, как стать писательницей - входила в элиту советских разведчиков, считалась виртуозом за способность проникать в самые сокровенные тайны противника.
Четверть века она добывала важнейшую информацию, порой с немалым риском для жизни.
Работа во внешней разведке
Воскресенская родилась 28 апреля 1907 года на станции Узловая Тульской губернии в семье железнодорожного служащего.
Детство прошло в провинциальном городке Алексине. Когда произошла революция, ей было 10 лет.
В 1920-м году отец скончался от туберкулёза, и вдова с детьми (у Зои было два брата) переехала в Смоленск.
Когда мать тяжело заболела, Зоя как старший ребенок в семье зарабатывала хлеб своим трудом.
Дальнейшая судьба Воскресенской богата событиями. Её трудовая биография начинается с 14 лет.
Первое место работы - библиотека в одном из батальонов войск ВЧК Смоленской губернии, затем - служба в штабе частей особого назначения, работа политруком-воспитателем в колонии малолетних преступников, на заводе, в Комсомольске.
В 1927 году Зоя вышла замуж за комсомольца-активиста Владимира Казутина, которого вскоре направили в Москву на учёбу.
Через год молодая жена переехала к мужу, но семейная жизнь у них не задалась - супруги расстались.
Работа в аналитическом отделе
В 1929 году Воскресенская становится сотрудником иностранного отдела ОГПУ - внешней разведки.
Первая дальняя командировка забросила её на разведывательную работу в Харбин.
…В облике знатной баронессы, роскошно одетая Воскресенская появлялась на улицах Риги, в городах и поместьях старой Латвии.
После Китая судьба перебросила разведчицу в Центральную Европу - в Германию и Австрию, а затем на север - в Финляндию и Швецию.
В двух последних странах она провела большую часть своей закордонной разведывательной жизни - с 1935 по 1944 год.
Выезжая в Финляндию, Зоя Воскресенская имела значительный опыт разведывательной работы и вскоре стала профессионалом. Оперативный псевдоним разведчицы - Ирина.
В начале 1936 году резидент внешней разведки в Финляндии был отозван в Москву, а на его место прибыл консул Ярцев, он же Борис Аркадьевич Рыбкин.
Он родился в многодетной еврейской семье мелкого ремесленника в Екатеринославской губернии.
В 10 лет пошел работать в типографию учеником наборщика, и восемь лет простоял у наборной кассы. Загруженный работой, юноша находил время для чтения, самообразования.
Стремление к знаниям помогло поступить в коммерческое училище, а после революции - в Петроградскую горную академию.
Отношение консула Ярцева к своей помощнице было официальным и требовательным, поэтому поначалу отношения у них не сложились.
Москва дала «добро». Так Зоя Воскресенская стала «мадам Ярцевой».
В Финляндии она была связана с нелегальными сотрудниками советской внешней разведки и агентурой, собирала информацию, в том числе о планах Германии в отношении этой страны.
Разведчица привлекала к сотрудничеству с советской разведкой многие источники. Для решения разведывательных задач ей приходилось выезжать в Стокгольм, Норвегию.
Разведчица, ставшая писательницей
Военный конфликт с Финляндией вынудил супругов Ярцевых покинуть Хельсинки.
Они вернулись в Москву в 1939 году, и Зоя занялась аналитической работой, став одним из основных аналитиков в разведке.
Именно к Воскресенской стекались разведданные от знаменитой «Красной капеллы» - группы антифашистов, действовавшей в Германии.
Зоя Ивановна была не только хороша собой, но и умна. Именно она подготовила известную аналитическую записку для Сталина, в которой утверждалось, что нападения Гитлера на Советский Союз не избежать, и произойдёт это в любой момент.
До начала войны оставалось несколько дней, и З. Воскресенская смогла лично убедиться в том, что Германия готовится к войне против СССР.
Для опровержения слухов о якобы готовящемся нападении и демонстрации приверженности заключенному в 1939 году германо-советскому договору, руководство Германии в начале июня 1941 года прислало в Москву группу солистов балета Берлинской оперы.
Германский посол граф Вернер фон Шуленбург в здании посольства устроил приём в их честь и пригласил солистов балета Большого театра.
Присутствовала на нём и госпожа Ярцева. В её задачу входило оценить обстановку в посольстве и настроение сотрудников. Привлекательную мадам Ярцеву посол пригласил на тур вальса.
Они прошлись в паре по залу, и партнёрша обратила внимание, что на стенах, примыкающих к залу комнат, видны следы от снятых картин, а в одной из комнат возвышалась груда чемоданов.
Вызывали озабоченность и другие детали, тонко подмеченные Воскресенской в беседах с немецкими дипломатами.
Разведчица сделала вывод, что германское посольство готовится к отъезду, а акция с берлинским балетом устроена для отвода глаз.
С первых дней войны Воскресенская являлась сотрудницей особой группы, занималась подбором, обучением и переброской в тыл врага диверсионных и разведывательных отрядов.
Она стала одним из создателей первого партизанского отряда, причастна к созданию и заброске в тыл одной из первых разведывательных групп.
В это время муж Воскресенской проходил подготовку для разведывательной работы в Швеции.
Руководством было поручено направить вместе с ним и жену - так в 1941 году они оказались в Стокгольме.
Официально Ирина значилась пресс-аташе советского посольства, которое возглавляла Александра Коллонтай, а по линии разведки являлась заместителем резидента.
Сбор разведывательной информации, активная вербовочная работа, контакты с участниками антифашистского сопротивления в европейских странах - неполный круг оперативных вопросов, которыми пришлось ей заниматься.
В марте 1944 года супруги Рыбкины возвратились в Москву. Борис Аркадьевич курировал заброску нелегальной агентуры и разведывательно-диверсионных групп в оккупированные немцами страны Восточной Европы, Зоя занималась аналитической работой.
После войны она работала некоторое время заместителем, а затем и начальником немецкого отдела внешней разведки.
…Зоя Ивановна не поверила официальной версии гибели мужа под Прагой - автокатастрофа.
Хотела самостоятельно провести расследование, но ей этого не позволили. Когда через год Воскресенской предстояло выйти на пенсию, умер Сталин.
Ей предложили поехать в Воркутинский лагерь для особо опасных преступников на должность начальника спецотдела. Она согласилась.
Когда Зоя Ивановна приехала на новое место работы, мужчины-офицеры скупили весь одеколон в местной торговле - в свои 48 лет Воскресенская оставалась красивой женщиной.
…На пенсию легендарная женщина вышла в звании подполковника, и в отставке занялась литературной деятельностью.