Проклятие великого магистра (Филипп Красивый)
Филипп IV был религиозным человеком, а потому полагался на волю Господа, отмахиваясь от суеверий и предзнаменований. Проклятие Жака де Молэ его ничуть не взволновало. Чего только не скажешь на костре! Да и привык король за годы инфляции и налогового гнета к ненависти и злобе народа.
Он шел к своей цели, шел по трупам, слезам и горю, но другого пути у него не было - ему была нужна сильная, великая Франция, собранная в единый кулак усилием его несгибаемой воли. Сколько уже сделано, сколько всего пережито, осталось совсем немного, совсем чуть-чуть, а тогда и умирать не страшно…
Королевский совет – его детище, плод его административного гения. Он собирал его по крупицам, добывая со всех уголков Франции людей умных, талантливых, исполнительных.
Не дворянские регалии давали преимущества, а умение думать и делать дело. Но его Совет еще недостаточно силен, чтобы обойтись без него, чтобы справиться со скалящимися по углам феодалами, с этим глупым Людовиком.
Да, с детьми королю не повезло. Разве что Филипп, да и он неустойчив. А уж Людовик с Карлом и вовсе бездари. _ Если только Изабелла… эх, если бы она была мальчиком! _
Вот кому можно доверить и трон, и страну, вот кто бы продолжил его дело, дожал этих зазнавшихся аристократов, заставив их навечно склонить головы перед королевским величием. Но Изабелла - королева Англии, а с Людовиком надо что-то делать…
_ Филипп не успел ничего сделать. _ Какая-то странная болезнь (сбылось предсказанное!) в течение нескольких недель свела его в могилу, и на престол в одночасье взошел его старший сын Людовик X Сварливый.
Бедный Людовик…
_ Судьба так стремительно выбросила его на трон, что он не сразу понял, какое «счастье» свалилось на его голову. _ А когда понял, ужаснулся.
Ленивая, полная развлечений и изнеженных забав жизнь подошла к концу. На смену пришли вечные государственные дела и заботы. И еще этот папенькин Совет со своими нескончаемыми заседаниями и непонятными заумными словами…
Необразованный Людовик терпеть не мог ученой терминологии и во всем слушался своего дядю, который постоянно твердил, что пора бы разобраться с этими легистами.
Карл Валуа, брат Филиппа IV, смутьян и гуляка, всю жизнь только и делал, что гонялся за короной. О том чтобы управлять Францией он даже и помышлять не мог - Филипп брата к делам государственным не подпускал.
Военные латы и дворцовые интриги – все, что ему оставалось при дворе. Даже самый распоследний легист имел куда больше полномочий, чем он, представитель королевской фамилии, потомственный аристократ и родственник короля.
Ах, как ненавидел он этих безродных выскочек, как мечтал сгноить их всех по тюрьмам, насладиться их падением и жалобными просьбами о помиловании! Нет, не зря он так долго окучивал племянника. Теперь пришло его время, теперь он будет управлять Францией, даже если корона находится совсем на другой голове!
_ Министры Филиппа IV один за другим потеряли свои посты. _ Многие попали в тюрьмы, Ангерран Мариньи был казнен. Феодалам вернули их былые привилегии, финансы расстроились окончательно, в стране начался голод.
А молодой король думал о женитьбе. Его жена Маргарита Бургундская на тот момент томилась в Шато-Гайаре. О ее измене в свое время говорила вся Европа, и Людовик до сих пор болезненно морщился при воспоминании о жене.
Три невестки Филиппа Красивого Маргарита, Бланка и Жанна прибыли ко двору еще подростками. Их готовили в жены трем королевским сыновьям, но, судя по всему, королевские венцы оказались дамам не по плечу. _ Принцессы чуть ли не разом затеяли адюльтер, видимо, от скуки дворцовой жизни. _
Шалость эта обошлась им дорого. Изабелла, королева Англии и любимая дочь Филиппа, преподнесла своим невесткам по золотому кошельку. Молодые дурочки не нашли ничего лучшего, чем преподнести эти подарки своим любовникам.
Это и стало доказательством их измены. Филипп пришел в бешенство, заставив прелюбодеек сначала присутствовать при жестокой казни своих любовников, а затем всех троих приговорив к пожизненному заточению.
Однако по канонам католической церкви прелюбодеяние не считалось достаточным поводом для развода, и Людовик формально оставался женатым. От брака с Маргаритой у него родилась дочь Жанна, но ему был нужен сын, а значит, требовался развод. Участь Маргариты была решена.
Ее задушили, как утверждала народная молва, не без молчаливого согласия короля. Второй женой Людовика стала Клеменция Венгерская. Но сына он так и не дождался.
27 летний Людовик внезапно скончался, оставив беременную жену, незаконченную войну с Фландрией и взбунтовавшуюся знать на своего брата Филиппа.
Несчастный Филипп
Филипп тут же объявил себя регентом сначала при беременной Клеменции, а затем при младенце Иоанне I. _ Но новорожденный наследник прожил всего пять дней, и встал вопрос о дальнейшем престолонаследии. _
По всем правилам трон должен был перейти к Жанне, дочери Людовика. Но Филипп выудил старый Салический закон, запрещающий передавать престол по женской линии. Наспех собранные Генеральные штаты подтвердили это решение, и Филипп V Длинный стал королем, даже не подозревая, как выбитый им порядок престолонаследия вскоре обернется против него самого и прервет королевскую историю рода Капетингов…
У Филиппа было много дел. Закончить доставшеюся ему от Людовика войну с Фландрией, привести в чувство знать, вернуть королевской власти монетную регалию, дополнить законодательство, выработать единую систему мер и весов. Он хотел продолжить дело своего отца, так удачно сведенное на нет бестолковым братом.
Но не успел. Бог отвел ему так мало лет жизни, и всего шесть лет королевской власти. В отличие от своего брата Людовика, Филипп не возненавидел свою жену Жанну де Шалон. И как только стал королем, тут же освободил ее из темницы. Но сына они так и не дождались. _ Супруги произвели на свет трех дочерей, которые по новому закону лишались прав на престол. _
_ Эпидемия чумы унесла жизнь Филиппа V, _ и до сих пор за ним в истории тянется шлейф обвинений в убийстве младенца Иоанна I Посмертного. Версий много: то ли Филипп сам убил племянника, то ли это сделала его теща, Матильда Артуа, дабы добыть для дочери престол, то ли младенцев и вовсе подменили…
Последнее предположение породило появление Лжеиоаннов, доставивших немало хлопот власти.
Ужасный Карл
Взошедшего на престол Карла IV, как и отца, называли Красивым. Но это неточность перевода. _ Во французском варианте это звучит иначе - Карл IV Красавчик. Слова хоть и близки по смыслу, но оттенок уже совсем другой. _
Карл проявил себя как деспотичный властитель, вся деятельность которого была направлена на усиление королевской власти. Впрочем, развернуться ему особенно не удалось - царствовал он всего лишь шесть лет. Карл безумно любил свою жену Бланку и едва не сошел с ума, когда узнал о ее измене. Он простил жену и выступил против королевского приговора.
Однако на наказании настоял совет пэров, возглавляла который мать Бланки, Матильда Артуа. Железная графиня не простила дочь и без сожалений отправила ее в заточение. После того как на глазах у Бланки убили ее сокамерницу Маргариту, жену Людовика, у нее помутился рассудок.
Но Карл продолжал любить ее, и, взойдя на престол, тут же намеривался освободить жену. Однако Бланка к тому времени забеременела от тюремного смотрителя, и Карл был вынужден развестись с ней. Бланку перевели в монастырь, а Карл женился на Марии Люксембургской.
Но и во втором и в третьем браке (Жанна Эвре) он продолжал любить Бланку. _ Узнав о ее смерти, король едва не наложил на себя руки, однако судьба и так отвела ему не много времени… _
Он не оставил после себя сыновей и престол перешел к Филиппу Валуа. Династическая история Капетингов закончилась, проклятие великого магистра сбылось. Впрочем, судьба Валуа на французском престоле оказалась не менее трагичной…