Жан Дюжарден – настоящий Артист
Недолго "думая", после слова "артист" и имени «Жан», введенных в поисковик, Интернет продолжит вашу мысль "Дюжарден". И это вполне соответствует действительности. Для кого-то 2012 год проходит под лейблом "конец света", а для кого-то ознаменуется настоящим триумфом.
С улыбкой по жизни французский комик дошел до Голливуда и, стоя на сцене в качестве лучшего актера за роль в немом фильме "Артист" со статуэткой "Оскар" в руках, с присущим ему патриотизмом воскликнул "Мерси боку!". И под бурные овации и настороженные взгляды Брэда Питта и Джорджа Клуни занял свое место среди представителей кино-олимпа. Кто он? Счастливчик или трудоголик? Ловелас или однолюб? Романтик или реалист?
Незадолго до важной даты в жизни актера - сорокалетия – Passion.ru "прокрутил" его биографическую киноленту и убедился в том, что Жан талантлив и чертовски обаятелен не только на съемочной площадке, но и на арене жизни. Хотя сам он в интервью, на лукавой полуулыбке, частенько произносит фразу "Я не хочу воспринимать себя слишком серьезно. Я человек сомнений"... Кто бы мог сомневаться?..
Взлетная полоса
Маленький городок Рюэй-Мальмезон вблизи Парижа. В доме обычной семьи непривилегированного класса тишина и веселье разделили территорию надвое. Трое мальчишек резвятся и выясняют "кто главный" в одной части дома, а в другой, где тишина доживает свои последние деньки, все уже готово к появлению на свет четвертого ребенка.
Детская комнатка оформлена в розовых тонах, плюшевые игрушки небрежно разбросаны вокруг колыбельки. Дюжардены ожидают девочку. А на свет 19 июня 1972 года появляется мальчик. Жан.
Как сказала Агата Кристи, "одна из самых больших удач в жизни человека - счастливое детство". Жан, несмотря на то, что рос в многодетной семье и донашивал вещи старших братьев, никогда не был обделен вниманием и заботой родителей.
В школе он учился прилежно. На классных собраниях родители не краснели за свое чадо. Однако сам Жан предпочитает не вспоминать об этом времени. Всякий раз при расспросе о школьных годах он хмурит брови и признается, что не может описать этот период яркими эпитетами: "Мне казалось, что за партой я отбываю срок за детские проказы".
Он не мечтал полететь в космос или открыть новый материк. Не грезил о профессии пожарного или полицейского. Жан хотел стать актером и сыграть роль шпиона. Он запоем смотрел все фильмы с участием Витторио Гассмана, Бернара Жиродо, Лино Вентура, а уж кинокартины, в которых главные роли исполнял его кумир Жан-Поль Бельмондо засматривал «до дыр».
К его увлечению все близкие и родные относились с улыбкой. Никто даже не мог представить, что спустя пару десятков лет Жан с экрана улыбнется им в ответ и зачитает благодарности, держа "Оскар" в правой руке. Но пока лавры кинозвезды даже не маячили на горизонте...
Жан получил высшее образование, окончив университет по специальности "философ пластических искусств". Но столь замысловатая профессия его не особо привлекала, поэтому на время он решил устроиться слесарем и мастером зеркальных дел в строительную компанию.
Но обладатель привлекательной внешности, крепкого телосложением и роста в 1 метр 82 сантиметра не собирался всю жизнь посвятить делам подмастерья. Он не протестовал обществу и, если молодым людям положено пройти службу в армии, значит, так тому и быть. На такую покорность судьба "ответила" ему реверансом.
В армии Жан открыл в себе сатирический талант. Во время службы, а конкретно в 1994 году, он сочинил свое первое произведение "Сержант-инструктор", которое все товарищи по казарме восприняли "на ура".
Мечты сбываются
После службы Жан отправляется в Париж. Город романтиков настроен к нему благосклонно. Жан выступает в барах и ночных клубах с юморесками собственного сочинения, знакомится с представителями шоу-бизнеса и вскоре вместе с единомышленниками объединяется в комедийную группу "Nous C Nous" ("Мы - это мы"). Чтобы быть замеченным режиссерами и продюсерами, он участвует в различных кастингах и телепроектах, где выступает в качестве комика - и небезрезультатно. В программе "Звездная пыль" за комичные сценки собственного сочинения он одерживает трехкратную победу.
Однако солнечные очки начинают защищать его не столько от солнца, сколько от любопытных взглядов, после выхода на экраны сериала "Парень и девушка" (русский аналог – ситком "Саша+Маша"), в котором ему посчастливилось быть исполнителем главной роли на протяжении четырех лет.
Партнершей актера стала Александра Лами. Роман вышел за пределы съемочной площадки и через какое-то время (пара поженилась в 2009 году, спустя 10 лет после знакомства) перерос в семейный союз.
Следующим "хитом" его творческой жизни стала кинокомедия "Свадьба", где он проявил не только актерский, но и сценарный талант. После премьеры во Франции имя Дюжардена стало произноситься с той же интонацией, что и Эйфелева башня. С придыханием.
Слава либо подкупает, расслабляя своего героя, либо мотивирует на еще больший успех. Мобильный телефон не смолкал. Агенты звонили ему со всех уголков Франции. Но главный звонок раздался в 2006-ом году. Он принял предложение режиссера Мишеля Хазанавичуса и снялся в его приключенческом фильме-пародии на кинокартины о Джеймcе Бонде - "Агент 117: Каир - шпионское гнездо".
После показа фильма Жан проснулся знаменитым не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Сам режиссер не скупился на хорошие слова в адрес молодого актера: "Жан - гениальный актер. Может показаться, что он просто забавляется на съемочной площадке. Но это не так. За каждой шуткой и улыбкой лежат месяцы подготовки".
Жан Дюжарден доказал, что любая, даже самая смелая мечта, имеет право на реальность. Хотел в детстве сыграть шпиона - вырос и сыграл. Мечтал о встрече со своим кумиром - Жаном-Полем Бельмондо - и через некоторое время встретился с ним на съемочной площадке фильма Франсиса Юстера «Человек и его собака».
В 2007 на экраны выходит «99 франков» - фильм, снятый по одноименной книге Фредерика Бегбедера, ставший культовым для нового поколения рекламных креативщиков.
В этом фильме наш герой появляется в роли Октава Паранго – креатора рекламы, творца, практически гения. Именно он, Октав, решает, что станет популярным завтра, какой продукт будут сметать с прилавков на следующий день и о каком авто будет мечтает большая часть трудоспособного населения. Он мнит себя всесильным и бросает вызов системе. Фильм не завоевал наград, но поставил Жана Дюжардена в ряд культовых личностей, а его блестящая игра обеспечила ему дорогу к следующей вершине.
О чем еще может мечтать человек из провинции, обладающий коллекцией звездных ролей и толпой поклонников? Конечно, о признании киноакадемиков. Это и есть самый главный индикатор таланта и удачи.
Когда Мишель Хазанавичус пригласил Жана сниматься в черно-белом немом фильме "Артист", он долго раздумывал - все-таки рискованная идея, особенно в наше время, когда зритель избалован спецэффектами и прочими наворотами. Сыграть на языке тела - дорогого стоит. Еще дороже, практически бесценно - хорошо сыграть.
Дюжарден около пяти месяцев учился чечетке, брал уроки танцев, входил в роль. Сам он в интервью рассказывал, что нисколько не похож на своего героя по характеру: "Мне не свойственно впадать в депрессию на длительный срок. Я очень люблю жизнь, поэтому легко перехожу с печали на радость. Да и вообще я счастливый человек, который любит "заражать" счастьем зрителей".
Чем ближе становился день премьеры, тем громче звучали ехидные реплики журналистов из серии "не смотрел, но осуждаю": "Фильм без слов? Ну-ну..." Репортеры уже "заточили грифели" и приготовились к написанию саркастических рецензий. Однако после премьеры, вытирая платком слезы, многие кинообозреватели находились в восхищенном безмолвии.
История о знаменитом актере немого кино Джордже Валентайне, слава которого меркнет с появлением звуковых фильмов, и юной статистке Пеппи Миллер, обреченной быть звездой, потрясла даже гурманов в мире искусства. Кино вне времени вызвало бурный ажиотаж и доказало, что "все новое - хорошо забытое старое". Люди разных поколений, религий и социальных слоев в унисон восхищались фильмом и исполнителем главной роли.
Не могли не разделить восторг и уважаемые академики, наградив Жана "Пальмовой ветвью", "Золотым глобусом" и "Оскаром".
Право на "лево"
Все вопросы о личной жизни Жан обращает в шутку и с ловкостью жонглера переводит темы с сокровенных на творческие. О прекрасной половине человечества рассуждает с присущим ему философским взглядом: "В женщине обязательно должны быть такие слагаемые, как шарм, живость ума и чувство юмора".
Впрочем, вряд ли его можно назвать жонглером в отношении женщин. В изменах Жан замечен не был. Разве что получил право на "лево" в творческом проекте - семь новелл на тему мужской неверности, объединенных в комедию "Право на "лево", этой весной вышли в прокат на российские экраны.
Жан не только стал исполнителем одной из главных ролей, но и выступил в качестве продюсера, режиссера и сценариста новеллы. Провокационный плакат, где актер обнимает женские ноги, вызвал не просто недовольный шумок нравственно воспитанных граждан, а бурю негативных отзывов.
Во Франции организация, отвечающая за регулирование рекламы, посчитала плакат "сексистским" и запретила его демонстрацию. Пресса тут же окрестила своего героя главным распутником Парижа.
Впрочем, стоит также отметить тот факт, что в фильме "Право на "лево" он сыграл в паре со своей женой Александрой Лами. Глазки "строит" на камеру, флиртует и фильтрует. Все-таки он - человек семейный, муж и отец троих детей! Правда, и здесь стоит сделать небольшую ремарку: сыновья Симон и Жюль родились от головокружительного романа, предшествующего знакомству с Александрой. А сама Александра - мать девочки по имени Хлоэ, родившейся в 1997 году от актера Тома Жуанне.
Сценарий жизни зачастую бывает намного изобретательнее сценария "мыльной оперы". Стоит лишь быть талантливым и трудолюбивым исполнителем главной роли (Человеком), тогда и отношения с режиссером (Судьбой) сложатся, и фильм (Жизнь) будет номинирован на приз.