Как создать чемоданное настроение? (Алена Свиридова)
Настоящие творческие люди никогда не останавливаются на достигнутом и не ограничивают поле своей самореализации жесткими рамками. Часто они пробуют себя и достигают успеха в смежных (а то и абсолютно далеких от своей профессии) областях. Вот и Алена Свиридова, популярная певица и композитор, как настоящий творческий человек, больше «не смогла молчать». Недавно в «Эксмо» вышла первая книга Алены – «Чемоданное настроение». С вопросом, о чем эта книга и почему Алена Свиридова решила попробовать себя в качестве писателя, мы обратились к автору.
Сначала я назвала книгу «Чемодан», а потом изменила название, поскольку у Довлатова уже есть такой рассказ. Название «Чемоданное настроение» точнее отражает суть книги. Я с этим настроением живу постоянно, и оно мне, кстати, нравится.
Сначала я писала для себя. Мне было в какой-то момент нечего делать, вернее, я летела в самолете, и у меня не было книжки. Мне нечем было себя занять. И я решила что-то написать. Потом, когда прошло время, я написанное перечитала и вдруг поняла, что вот этот кусок хорошо, а этот - плохо. А если убрать вот этот плохой кусок и развить то, что в хорошем, получится интересно. В результате получился первый рассказ «Лондон и Фрейд и герцог Мальборо», который я вывесила на своем сайте - читайте, кто желает. И потом стала получать массу восторженных отзывов по этому поводу от друзей и посетителей. Все, кто читали, потом кричали: «Автор, пиши!». Стала писать еще. Но думаю, что если б не издательство, я бы не закончила книгу в этом году.
Мне хотелось написать что-то подобное «Трое в лодке, не считая собаки». Весело, смешно и все время что-то происходит. Жанр книги я определяю как приключенческий роман для взрослых.
Любое литературное произведение на чем-то основывается, списывается с реальных людей. Человека картонного, ненастоящего сразу видно. Когда ты описываешь реального человека, то подмечаешь какие-то детали, которые ты вряд ли сможешь придумать. А что касается обстоятельств, то они компилированы из многих разных ситуаций.
Несмотря на то, что в книге описаны многие абсолютно реальные вещи, я все же настаиваю на том, что книгу нужно считать литературным произведением.
Я хочу, чтобы моя книга воспринималась так, как, например, роман Лимонова «Это я, Эдичка». Если кто-то будет читать книгу с целью узнать, как отдыхает Алена Свиридова, не буду возражать. Но есть люди, которые совершенно не знают, кто такая Алена Свиридова. И в данном случае это неважно. Я надеюсь, что это читать будет интересно, невзирая на то, кто автор. Если это интересно читать, значит - это литературное произведение. А если нет, тогда на помойку его.
Для меня в первую очередь весьма расширилось понятие «Родина». Теперь я себя чувствую человеком мира, хотя это громко сказано. Я считаю, что практически вся Земля - это мой дом. И отношусь к этому соответственно, так, как человек относится к своему дому - с любовью и заботой. Мне близки идеи и задачи «Гринпис». Например, я против того, что некоторые дайверы поднимают с морского дна редких морских обитателей.
Для меня путешествия, прежде всего, - это отдых от московской жизни и ее негативных проявлений, потока дел, который никогда не заканчивается. Сколько бы ни было запланировано, ты не можешь, как Золушка, переделать всю работу. Я в Москве живу с постоянным чувством вины, что что-то не доделала. И я могу от этого избавиться только когда куда-то уезжаю. Даже телефон отключаю. И телевизор не смотрю, то есть полностью меняю свою жизнь. Как в театре, у меня одна декорация сменяется другой. Мне иногда даже кажется, что я проживаю несколько разных жизней за время путешествий.
А работаю я, как правило, в Москве. В поездках я впитываю новые впечатления и даже их не анализирую. У меня ощущение, что все впечатления и все эмоции я записываю как на жесткий диск. А потом, когда я уже приезжаю в Москву, я их уже осмысливаю, и это всегда во что-то выливается.
Я не могу сказать, что как-то координирую свои поездки. Иногда предпочитаю плыть по воле волн, и играю с судьбой в такую игру - постоянно жду от нее подарков. И, как правило, обязательно раздается звонок, и поступают какие-то приглашения, связанные со съемками и тому подобным. Мне очень нравится такая ситуация. Приятно находиться в ожидании, и не знать, что же дальше произойдет. Это как в интересной книжке следующая глава.
Единственное, что я бы хотела запланировать - хочу поехать в Китай, я туда попасть давно хотела, это не дань моде. А первой моей мечтой было побывать в Лондоне. Я зачитывалась английскими книжками, слушала английскую музыку, учила язык. И когда приехала в Англию, все там оказалось именно таким, каким я себе представляла, даже еще лучше. В принципе, действие одной из глав в книге основано на событиях той поездки.
В Италии с удовольствием пожила бы несколько лет. Где-нибудь на севере, в культурных местах, в Риме, наверное. Он мне очень понравился. А вот в Венеции не хотела бы жить, все-таки этот город - это декорация. В старом городе жить нельзя, можно там гулять, а новый город не произвел на меня особенного впечатления.
Путешествия – это самое лучшее средство при разлуке. Я его рекомендую всем девушкам, и не только девушкам. Когда случаются какие-то катаклизмы, нужно срочно сменить обстановку. Новые знакомства и впечатления, и все постепенно становится действительно другим...
Из поездок обычно привожу разные сувениры. Вот стоит, например, бронзовая птица – мы ее из Непала тащили, еле притащили. Но сейчас в квартире не осталось свободного места. Еще правда, мастерская осталась. Я очень люблю металлическую посуду – она много весит, но иногда у меня хватает энтузиазма все это тащить.
В зависимости от размеров и параметров фигуры. Для меня, например, идеально подходят итальянские размеры, а вот французские, например, не всегда.
Мне нравится шопинг в Лондоне. Причем мне нравится шопинг в виде своеобразной охоты. Выглядеть хорошо в платье за 5 тысяч долларов каждая девушка сможет. А купить вещь за 100 долларов и выглядеть так, как будто это наряд за 5 тысяч, - это уже надо уметь. Я помню, в Лондоне купила ботинки за 30 фунтов. И они до сих пор у меня живы, а прошло уже неизвестно сколько лет. Могу сказать, что когда я в них ходила, мне никто не верил, что они столько стоят. А я гордо говорила - 30 фунтов, потому что это - охотничий трофей.
Единственная трудность - длительные перелеты, которые бывают очень тяжелы физически. Я немножко подустала от перелетов. Я летала на расстояние самое далекое от Москвы, дальше не бывает. Мы ездили в Королевство Тонга плавать с китами. Мы летели туда двое суток – это было очень тяжело. И было очень смешно, когда в Новой Зеландии меня не выпустили. У меня тогда был белорусский паспорт и таможенники совсем обалдели, когда его увидели – они вообще не слышали про такую страну, как Белоруссия. Улететь мне удалось только на следующее утро.
Моим любимым писателем в детстве был Жюль Верн, а его лучшая книжка - «Таинственный остров». И я все пытаюсь любовь к настоящим приключениям воплотить в свою жизнь, если удается. Например, у меня в книге описана наша поездка в Мозамбик, когда мы жили на берегу океана. Я могу сказать, что это самая яркая поездка по ощущениям, поскольку это все настоящее. Удалось побывать там, куда еще не успела добраться цивилизация.
По-моему, самое экстремальное приключение было, когда меня покатали друзья на реактивном самолете. Это было здесь, в Москве. Сначала мы полетали на таком обычном двухместном самолетике. Все было мило, а потом мы увидели реактивный самолет для выполнения фигур высшего пилотажа. И радостный пилот говорит мне: «Давайте полетим!». В принципе, у меня папа летчик, я не боюсь самолетов. Мы взлетели, и он говорит: «А сейчас мертвая петля!». И тут мне физически так стало плохо, что я думала - сейчас умру.
После этой мертвой петли мне захотелось по-женски поступить, т. е. закатить истерику с криком «спустите меня вниз». Я еле себя сдержала. Пилот сидит впереди, не видит моих страданий и кричит: «Хочешь, давай сама теперь сделай «бочку». Я тебе покажу как!». Я поняла, что если я сейчас это не сделаю, то мне, как экстремальной девушке, наступит конец. И я, собрав всю волю в кулак, отпускаю штурвал… Там ничего сложного нет, но факт, что я это совершила! Мы благополучно приземлились, но я была цвета хорошего зеленого огурца. И до сих пор теперь видеть не могу этот маленький самолет.
У меня есть масса проектов на будущее, мне очень понравилось писательство. Следующей работой будет, наверное, «женский роман» - т.е. роман о женщине. Это не то, что у нас обычно подразумевается под «женским романом» - слезы, розы, мимозы, и принц на белом коне. Это московская история, но такая, с небольшим детективным уклоном. Но подробности сюжета я пока не буду раскрывать. Изначально я планировала написать сценарий. Но потом решила, что все-таки начну с романа, а потом, возможно, напишу по нему сценарий.
** *
Книга Алены действительно, получилась, как она и хотела, в жанре: «Весело и все время что-то происходит». «Чемоданное настроение» - это не гид а, скорее, «Мир глазами Алены». Для тех, кто хочет узнать о Алене и шоу-бизнесе в неофициальной обстановке чуть больше, а также расцветить свои впечатления от поездок новыми красками, «Чемоданное настроение» подойдет как нельзя лучше.
С А.Свиридовой беседовала
Мария ДЕЛИНСКАЯ